В предыдущих частях я рассказывала о захватывающе диких и острых политических фильмах, которые в этом году показывают на главном фестивале независимого кино в США. Еще одна обязательная часть программы любого уважающего себя фестиваля — документальное кино, и с каждым годом его популярность и значение растут всё сильнее. В этом году доков на «Сандэнсе» больше трети от общей программы. Я расскажу о главных.

  

Author: The JT Le Roy Story

Дневник с Сандэнса, часть четвёртая: Заппа, Берроуз, Линклейтер и другие герои документальной секции. Изображение № 1.

 

Фильм о контркультурной сенсации — юном писателе Джей Ти Лерое, которого заставили заниматься проституцией с ранних лет. Свои впечатления от нищеты, принуждения, секса через не хочу он опишет в рассказах, которые потом экранизируют Гас Ван Сент и Азия Ардженто. На самом деле Джей Ти Лерой — это 30-летняя женщина с ребёнком Лора Альберт, которая дружила по телефону с Кортни Лав и Билли Корганом и приехала на «Сандэнс» на премьеру фильма о своей литературной афере. На самом деле документалка о том, что в каждой выдумке есть немного выдумки, но что-то всё же происходило на самом деле.

 

Life, Animated

Дневник с Сандэнса, часть четвёртая: Заппа, Берроуз, Линклейтер и другие герои документальной секции. Изображение № 2.

 

Искренняя и берущая за душу история политического журналиста Рона Саскинда, который потерял связь со своим сыном с диагнозом «аутизм». С ранних лет Оуэн отгородился от окружающих стеной молчания и с огромным трудом выходит на контакт. Помогают сдружиться, успокоиться и понять друг друга мультгерои Диснея, резонируя с которыми ребёнок постепенно учится читать, разбираться в построении сюжета и отношениях между людьми.

  

Uncle Howard

Дневник с Сандэнса, часть четвёртая: Заппа, Берроуз, Линклейтер и другие герои документальной секции. Изображение № 3.

 

Говард Брукнер — это известный в узких андеграундных нью-йоркских кругах режиссёр, которому удалось снять самый честный и интересный портрет Уильяма Берроуза. Говард умер от СПИДа, когда материал его лучшего фильма был уже собран и готов. Аарон Брукнер, племянник Говарда, навещает архив режиссёра, чтобы найти в нём всё, что было сохранено, не попало в основной фильм, но при этом несёт в себе отпечаток Нью-Йорка в одну из самых интересных его эпох. В фильме можно увидеть Джима Джармуша, Мадонну и кого только не — теперь трудно это представить, но все они были той самой тусовкой буйного Манхэттена на рубеже 1980-х и 1990-х.

  

Sky Ladder: The Art of Cia-Guo Quiang

Дневник с Сандэнса, часть четвёртая: Заппа, Берроуз, Линклейтер и другие герои документальной секции. Изображение № 4.

 

Детальный портрет одного из главных китайских художников, давно живущего и работающего в Нью-Йорке. Кай Гуо-Кьянг известен тем, что заставляет стаи волков застывать в воздухе, а машины — взрываться в воронке музея Гуггенхайма. Его мечта — создать протяжённую «Лестницу в небо»: о проекте всей жизни художника и о том, как он визуально воплощает невозможное, — полтора захватывающих часа в самой интересной компании.

 

Tickled

Дневник с Сандэнса, часть четвёртая: Заппа, Берроуз, Линклейтер и другие герои документальной секции. Изображение № 5.

 

Фильм, который легко мог попасть в перечень диких, и, в общем, там ему и место: документальное расследование об онлайн-фетише — видеосоревновании привязанных и защекоченных до спазмов мужчин. Двое режиссёров путешествуют по Штатам в поисках тех самых парней, которые щекочут на камеру, а попутно получают угрозы, отряд неутомимых сталкеров в сети и частных детективов на хвосте. От этого фильма у вас упадёт челюсть, я обещаю.

 

Becoming Mike Nichols

Дневник с Сандэнса, часть четвёртая: Заппа, Берроуз, Линклейтер и другие герои документальной секции. Изображение № 6.

 

Подробная, точная и очень интересная документалка о том, что всегда интересно знать — как большой режиссёр на ощупь в своих первых работах становится собой. Майк Николс, которого вы, скорее всего, знаете как режиссёра великого «Выпускника», начинал в театре и стендапе, писал уморительные скетчи с одной из главных женщин в американском кино XX века Элейн Мей и поставил свой первый фильм с великой Элизабет Тейлор. Как ему это удалось и каково было снимать кино в конце 1960-х — об этом любовно снятая отличная история HBO.

 

Eat That Question: Frank Zappa

Дневник с Сандэнса, часть четвёртая: Заппа, Берроуз, Линклейтер и другие герои документальной секции. Изображение № 7.

 

Совсем необязательно любить музыку Фрэнка Заппы (у меня не получается), чтобы любить его как персонажа. Лучшее в этом фильме — что в нём нет ничего и никого, кроме Фрэнка Заппы, удивительной суперзвезды с вечными усами и подходящим ответом на любой идиотский вопрос. Лайвы на телевидении и интервью, архивные съёмки друзей и концерты — здорово, что в фильм не позвали привычных экспертов, старых друзей и вторых ударников слева.

 

Lo and Behold

Дневник с Сандэнса, часть четвёртая: Заппа, Берроуз, Линклейтер и другие герои документальной секции. Изображение № 8.

 

Новый фильм Вернера Херцога на, кажется, всеми сто раз пережёванную тему — о том, как интернет меняет нас, а мы не представляем своей жизни без глобальной сети. Удивительным образом Херцог находит героев, через которых мы смотрим на интернет свежим взглядом (интернет-зависимых в специальных клиниках и тех, кто тестировал интернет в конце 1970-х), встречается с семьёй женщины, чья оторванная голова во время аварии стала вирусным видео, и с известным хакером. Каким-то удивительным образом высказывание Херцога на не самую свойственную ему тему удаётся. Как, впрочем, и всегда.

 

O. J.: Made in America

Дневник с Сандэнса, часть четвёртая: Заппа, Берроуз, Линклейтер и другие герои документальной секции. Изображение № 9.

 

Важная и подробная документалка о большой звезде и — одновременно с этим — преступнике, чьё имя стало нарицательным для Америки. О. Джей Симпсон — спортсмен и актёр, предстал перед судом за обвинение в убийстве собственной жены и был оправдан. Шестичасовой документальный фильм об О. Джее успевает коснуться всего и сразу: темы афроамериканского комьюнити в шоу-бизнесе и домашнего насилия, революционных 1960-х в Америке и особенностей местного правосудия.

  

American Epic

Дневник с Сандэнса, часть четвёртая: Заппа, Берроуз, Линклейтер и другие герои документальной секции. Изображение № 10.

 

Антология американской звукозаписывающей индустрии 1920-х годов в пересказе современных музыкантов с восстановленных плёнок того времени. American Epic рассказывает о времени, когда покупка записей сошла на нет, а обеспеченные люди предпочли пластинкам радиоприёмники. При этом голоса самых бедных и голодных блюзовых музыкантов юга наконец зазвучали на все штаты — в фильме из трёх частей мы видим, как музыка униженных и оскорблённых захватывает эфир и становится почвой будущей поп-культуры.

  

 

И ещё 4 замечательных документальных байопика с «Сандэнса»: 

Mapplethorpe: Look at the Pictures

Дневник с Сандэнса, часть четвёртая: Заппа, Берроуз, Линклейтер и другие герои документальной секции. Изображение № 11.

 

Знаменитый фотограф, парень Патти Смит в ранней юности и гей-икона в зрелости, жертва эпидемии СПИДа и один из самых тонко чувствовавших людей своего времени.

  

Michael Jackson’s Journey from Motown to Off the Wall

Дневник с Сандэнса, часть четвёртая: Заппа, Берроуз, Линклейтер и другие герои документальной секции. Изображение № 12.

 

Замечательный портрет короля попа в исполнении Спайка Ли: мы смотрим на Джексона, когда он делает первые собственные шаги в поп-музыке и оставляет позади Jackson 5. Невероятное и притягательное зрелище о потрясающей драме и таланте одновременно

 

Norman Lear: Just Another Version of You

Дневник с Сандэнса, часть четвёртая: Заппа, Берроуз, Линклейтер и другие герои документальной секции. Изображение № 13.

 

Американский телепродюсер, который вышутил в опасные 1970-е и 1980-е гомофобию и расизм, ценности одноэтажной Америки и сексистов и выпустил ситкомы на центральных каналах, на которых выросли все граждане США старше 30 лет.

 

Richard Linklater: Life Is Destiny

Дневник с Сандэнса, часть четвёртая: Заппа, Берроуз, Линклейтер и другие герои документальной секции. Изображение № 14.

 

Один из лучших, преданных делу, смелых и открытых американских режиссёров впускает группу на съёмочную площадку и в свою жизнь и объясняет, что для того, чтобы снимать кино, нужно всего лишь просто начать снимать кино. Ролевая модель за работой — что может быть лучше?

 

Фотографии: кадры из фильмов