Во второй части дневника с «Сандэнса» я рассказывала о том, какие дикие фильмы я смогла увидеть буквально на краю света. Важно сказать, что на «Сандэнс» приезжают не только ради смелых фантазий про русалок и лодку из трупа, а в первую очередь за острыми фильмами про здесь и сейчас.

Общаясь с киношниками на фестивале, я убедилась, что в Штатах в очередной раз раскачалась лодка и все действительно озабочены расистскими и гомофобными шуточками, которые позволяет себе Дональд Трамп. Кто-то из кураторов фестиваля рассказал о том, что десятилетиями уютно чувствующие себя мексиканцы в южных штатах засобирались домой. Вопросы тирании, порядка и контроля обсуждаются и в кино: в художественном, но в первую очередь в документальном. Я расскажу про самые важные и обсуждаемые премьеры «Сандэнса», отражающие общественную дискуссию последних лет в Америке.

 

The Birth of the Nation

Дневник с «Сандэнса», часть третья: Политическое кино . Изображение № 1.

 

Каждый американец знает, что The Birth of a Nation — краеугольный камень национального кинематографа, легендарный фильм времён Первой мировой войны, сравнимый по значимости с «Броненосцем „Потёмкиным“» или «Октябрём». Надо ли говорить, что все герои того фильма были белыми и несли в мир единственно правильную справедливость. The Birth of the Nation играет с названием американской классики, рассказывая историю известного американцам (и неизвестного мне, прошу прощения) восстания Нэта Тёрнера в начале XIX века, который использовал Библию и проповеди как оружие против угнетения. Фильм показывает, как даже отменённое рабство долгое время держало в тисках афроамериканцев, а белые проповедники добросовестно игнорировали идеи равенства и справедливости, лежащие в основе Нового Завета. Попасть на фильм мне удалось только со второго раза — были очереди и очень много хвалебных отзывов сразу после просмотра. От себя могу сказать, что у «12 лет рабства» появился младший и не такой лицемерный брат, а «In God we trust» может быть не только надписью на каждой денежной купюре.

 

Southside With You

Дневник с «Сандэнса», часть третья: Политическое кино . Изображение № 2.

 

Фильм про первое свидание Барака и Мишель Обамы уже обозвали «Линклейтером про президента», но эта вроде бы мелодрама рассказывает гораздо больше о меняющейся Америке, чем кажется на первый взгляд. «Это не свидание», — скажет Мишель, и вместе двое проведут обычный летний день, гуляя в парке, заходя в музей, а к вечеру на публичный показ первого успешного афроамериканского режиссёра Спайка Ли: в кино тогда будут показывать его хит Do the Right Thing. По тому, как двое героев говорят про свои семьи, прошлые отношения и цели в жизни, понятно, что оба не уверены в будущем, но невероятно стремятся к своей собственной американской мечте. В их отношениях нет чёткого лидерства и розовых соплей, а из первой встречи совсем неочевидно, кто из них мог бы стать президентом, а кто — всего лишь его партнёром. Лично я страшно хотела бы посмотреть такой же фильм про Билла и Хиллари.

  

How to Let Go of the World

Дневник с «Сандэнса», часть третья: Политическое кино . Изображение № 3.

 

Документалка об окружающей среде — не самое продаваемое описание: за последние десять лет я посмотрела несколько десятков фильмов о том, как человек вредит природе, но очень медленно меняю свои ежедневные привычки. Первая часть How to Let Go of the World о том, что и так примерно известно: в изменениях климата виноваты нефть, миллионы авиаперелётов, газовые компании и отвратительно легкомысленное использование ресурсов. Но примерно через полчаса фильм превращается в парад портретов людей, которые проверили на себе действие теории малых дел — а это всегда обнадёживающее зрелище. Мы узнаём, что небольшие комьюнити в Эквадоре вовсю пользуются солнечной энергией. Или о том, как жители тихоокеанского побережья, как когда-то активисты «Гринписа», выступают против газовой компании. Конечно, небольшие частные инициативы не научат миллиард китайцев сортировать мусор, но после этого документального фильма мир кажется чуть меньшей помойкой и бардаком. В продолжение обязательно посмотрите кино о защитниках окружающей среды в Латинской Америке When Two Worlds Collide, которые рискуют всем, чтобы на нашей планете ещё осталось несколько видов пальм и десятков видов тропических птиц.

  

A Flag Without a Country

Дневник с «Сандэнса», часть третья: Политическое кино . Изображение № 4.

 

Частично фикшн, основанный на реальных судьбах главных героев, этот фильм — одно из самых осторожных и интересных высказываний о странах, живущих под пятой запрещённого в России ИГ. Курды Анвар и Лув в самопровозглашённом Курдистане пытаются найти решения для потока сирийских беженцев, которые на неопределённый срок оказались на ничьей земле. Документальный фильм иллюстрирует взаимосвязанность всех войн в регионе за последние 20 лет — войны Ирана с Ираком, войны в Персидском заливе и последнего витка противостояния Израиля и соседей. Практически все герои, попадающие в объектив, пострадали или помнят несколько войн. Одно из главных посланий фильма: ИГ не появилось на ровном месте, и для борьбы с ним надо изменить жизнь огромной части суши, которая до сих пор раздираема ненавистью и затаёнными обидами.

  

The Lovers and the Despot

Дневник с «Сандэнса», часть третья: Политическое кино . Изображение № 5.

 

Безумная документалка, основанная на реальных событиях. Ким Чен Ир, фанат качественного кинематографа, через своих спецагентов в Южной Корее похищает мужа и жену — главного южнокорейского режиссёра и известнейшую актрису. Вместо Мэрилин Монро на ковровой дорожке — допросы и промывание мозгов Марксом, бесконечные диалоги с национальным лидером об идеальном будущем для всех и столкновение с изнанкой социалистической мечты. Оба были освобождены из плена много лет спустя и на камеру рассказали о том, как им жилось и работалось в Северной Корее. Фантастическое и невозможное кино, которое не придумать нарочно.

  

Under the Gun

Дневник с «Сандэнса», часть третья: Политическое кино . Изображение № 6.

 

Последний год в Америке — время самой ожесточённой полемики относительно использования оружия: за год было зарегистрировано больше 40 случаев трагедий, случившихся по вине слетевших с катушек обладателей огнестрела. Документальный фильм Under the Gun показывает беспощадную статистику случаев стрельбы и распространения оружия и даёт слово близким жертв перестрелок. Полный запрет или полное разрешение — две крайности, с которыми американское общество не может определиться последние несколько десятков лет. Under the Gun пытается разобраться в системе лобби, оружейном бизнесе и законодательных актах, которые регулируют распространение оружия. Успешно? Я бы не сказала. В любом случае эта документалка содержит самые актуальные цифры и случаи, но распадается на десятки не слышащих друг друга голосов. Судя по интонации фильма, до компромисса ещё далеко. 

 

Фотографии: кадры из фильмов