Культура
«В 2000-х было больше реализма»: Российские тату-мастера о развитии татуировки в начале века
Мы уже обращались к истории советской татуировки и писали о развитии этого искусства в постсоветское время. Однако время не стоит на месте, одни тренды сменяют другие, появляются новые стили, жанры и техники нанесения рисунка на кожу. Сегодня мы решили узнать из первых уст, что же происходило с отечественной татуировкой совсем недавно — в начале 2000-х годов.
1990-е годы были эпохой зарождения художественной татуировки в России — с первой тату-конвенцией, первыми студиями, первым поколением профессиональных татуировощиков. 1995 год стал переломным в переходе татуировки от криминальной к художественной — и стал маркером в изменении её статуса.
2000-е годы были, по словам тату-мастера Дмитрия Захарова, «эпохой становления российской татуировки» — временем «выползания из квартир», созданием студий.
На начало 2000-х годов количество студий татуировки можно было сосчитать по пальцам. Важным шагом стало появление сети салонов «Тату 3000» под руководством Дмитрия Речного, которые останутся главной сетью коммерческих студий ближайшие годы. Остальные достойные студии того времени были скорее авторскими — как, например, студия Паши Ангела.
Развитие коммерческих студий было ещё одним шагом в этом направлении: тату-студии перестали быть андеграундом и стали относительно равноправной частью городского пространства (пусть в начале 2000-х некоторые из них всё ещё напоминали своеобразные сквоты). Расцвет коммерческих студий был напрямую связан с растущим интересом широкой аудитории — и этот интерес являлся одним из факторов, стимулирующих развитие индустрии.
Конвенции
Повторить успех конвенции 1995 года в Москве не удалось — следующая успешная конвенция прошла только спустя четыре года в Санкт-Петербурге, и она имела небывалый успех.
В Москве традиция конвенций продолжилась только с 2007 года — с ежегодным тату-фестивалем, организованным студией «Ангел». До этого времени происходило множество «первых» и «альтернативных конвенций» вроде «Тату Фэшн Шоу» 1998 года, которые вызывали у настоящих мастеров недоумение и разочарование.
Михаил Бастер
«Во второй половине 1990-х сформировались татуировочные круги и началась конфронтация между байкерами и остальными из-за претензии на проведение конвенций. Самой смешной была попытка участвовать в этой конфронтации тех, кто пристал к парикмахерским салонам и открыл при них салончики с теми, кто не имел возможности легально открыть студию. Конец этой возне удалось положить в 2001 году — с очередной „первой“ конвенцией в России. Это был крайне важный момент, новый этап для всего движения, когда все смогли наконец договориться. Сразу же сложился костяк активистов, построилась пирамида понимания уровня качества работ и направлений, и уже через три года сетью конвенций была опутана территория не только России, но и Прибалтики с Украиной. Многие отечественные татуировщики стали участвовать в европейских конвенциях, а кто-то и вовсе уехал работать за рубеж».
Сейчас намного легче научиться татуировке —
с современными машинками можно вести линию, как маркером.
Техника и информация
2000-е годы станут важным этапом для развития знаний и техники в индустрии. К 2000-м успел сформироваться костяк техничных мастеров с собственным стилем, достойными машинками и регулярным посещением иностранных конвенций — но для большинства мастеров добывать информацию и купить приличное оборудование по-прежнему остаётся сложно.
Кокин
тату-мастер
«В 2000-х годах всё ещё были плохие машинки, и ситуация изменилась только в 2005 и 2006 годах. До этого были совсем другие машинки, ими намного тяжелее было вести линию, надо было прикладывать намного больше усилий. Сейчас намного легче научиться татуировке — с современными машинками можно вести линию, как маркером».
Евгений Шевченко
тату-мастер
«В Москве я где-то приобрёл у знакомых роторную машинку рязанского производства. Она до сих пор где-то лежит у меня дома — всё хочу вставить её в рамку, она работает всего одной иголкой. История с первой индукционной машинкой была очень смешной — их собирал мой знакомый и пообещал мне сделать две машинки. Одну он сделал сам, а другую взял у товарища, и та, которую он взял у товарища, работала — а эта совсем не хотела. Спустя некоторое время я попробовал машинку с тремя иголками и подумал, как же это круто, как же это быстро. Сейчас такого, наверное, и не переживает никто. Помню, потом купил у кого-то за 300, что ли, долларов Time Machine, сейчас об этом говорить смешно — это серийка, но серийка, которая работает безотказно. Только тогда я и понял, как работает индукция. С краской тоже всё было непросто — покупал у приятеля, но по цене тогда всё очень сильно отличалось: были монополисты, и они как хотели цены, так и вертели».
При этом собственно технологический момент был второстепенный — с машинками того времени уже вполне можно было работать, и к тому же само понимание приличной машинки сильно эволюционировало со временем. Главным же моментом, сдерживающим развитие татуировки в те годы, был дефицит информации. Поэтому ключевым моментом, определившим набирание оборотов в развитии татуировки во второй половине 2000-х, оказался интернет.
КОКИН
тату-мастер
«Раньше всё найти было тяжелее. Информации в 2000-х было не так много. Там только всё пошло, интернет появился в 2005 году — а до этого были только журналы, которые на Савеловском в переходе продавались, все ездили и покупали. Если ты не успеешь, купишь какие-нибудь плохие номера, и ничего интересного не будет».
Дмитрий
Захаров
«Журналы в то время рвались на странички, а странички передавались из рук в руки. Одну страничку изучил — передай другому. Сейчас всё это есть, интернет, журналы и литература, но, к сожалению, литература отходит на второй план».
Хотя реализм делали всегда, но тот реализм, который делают сейчас, представляет собой совсем другое. Самым популярным стилем
начала 2000-х был трайбл.
Стили
Главное, на что оказало влияние развитие техники и информации, — это развитие стилей в татуировке. Стили 1990-х и начала 2000-х были ещё не сформированы: любая татуировка в виде дракона считалась японской татуировкой, например, да и российский олдскул выглядел совсем иначе.
Дмитрий
Захаров
«За 2000-е годы уровень татуировки очень сильно поднялся вверх. Уровень рисования, уровень понимания стилей. Стили начали округляться, появилось понимание стилей как таковых — что представляет собой японский стиль, что представляет собой олдскул, раньше мы всего этого просто не знали — информации не было никакой. Тот же олдскул 1990-х был другой — с уклоном в русский олдскул. В ранних 2000-х олдскул тоже был, но его на московских конвенциях было очень мало. Колоссальных реалистов в 2000-х годах в России не было, они стали появляться ближе к 2005-му. Хотя реализм делали всегда, но тот реализм, который делают сейчас, представляет собой совсем другое. Самым популярным стилем начала 2000-х был трайбл, и только к 2003 году он стал отходить на второй план. Ещё тогда много делали пантер, тигров, скорпионов и так далее».
КОКИН
тату-мастер
«В 2000-х было больше реализма — это было то, к чему все стремились. Олдскул и ньюскул тогда, наверное, никто и не понимал в нашей стране — хотя, впрочем, эти примитивные картинки многие и до сих пор не понимают. В любом случае в своих приличных формах ньюскул появился у нас только году в 2005–2006-м и тогда же начал получать свою популяризацию. А в начале 2000-х преобладал трайбл и что-то похожее на реализм, ещё была биомеханика»
МАГДАНА
Matreshka Girls
«Я помню, что долго не могла найти себе мастера — традиционная культура у нас, наверное, всегда была — контура, плотный прокрас и так далее, но тогда мастера всё больше делали другой стиль, и он мне не очень нравился. В целом, в 2000-х все стало более доступно. Тату-студий тогда было немало, не скажу, сколько точно — я ходила в десять. Тогда все всех знали — всё было, скорее, больше для своих. Я искала себе журналы в переходах — были какие-то места, куда привозили журналы из-за границы, было много интересующихся людей, так что всегда можно было что-то найти. Главное отличие между тем временем и сегодняшним днём в том, что сейчас найти нужную информацию может даже человек, у которого нет друга в татуировке — в том числе и благодаря интернету».
Появление новых машинок и новых красок привело к развитию стиля, который очень сильно завязан на технике — реализма. В 2000-х годах реализм развивался очень активно — это было время господства неореализма и экспериментов с краской. К концу 2000-х стили стали равноправнее: и хотя для многих татуировщиков реализм остался вершиной творчества, олдскул и японский стиль получили независимость и своих адептов, уважающих философию и традицию этих стилей и считающих их не менее значительными, чем тот же реализм.
ЕВГЕНИЙ ШЕВЧЕНКО
тату-мастер
«В 2000-х вектор у всех татуировщиков был плюс-минус одинаковый: научиться делать реалистичные — то есть объёмные и трёхмерные татуировки. Были люди, которые понимали своё направление, свою специализацию — но их было очень мало, в том числе и за счёт того, что интернет-пространство было не так сильно развито. Сейчас всё уже изменилось».
На фоне развития независимых стилей каждый из них стал чище и вернее — но вместе с тем потерял свой специфический «русский» налёт. Это привело к закату всего отечественного в татуировке — иронично отмеченного иллюстрированной книгой «Курочка Ряба» Артемия Лебедева и Михаила Бастера.
МИХАИЛ БАСТЕР
«В 2000-е годы происходит перебирание форм и деталей, которые назначаются новыми формами и явлениями — со смешением жанров, стилей и манеры. Десятилетие, прошедшее под знаком становления отечественных профессиональных выставок и студий дало ещё несколько подстилей, имеющих отношение к технике нанесения, появились новые мощные роторные машины, огромное количество новых ярких пигментов и сопутствующих товаров. С одной стороны, от стилистических полочек былого единственно внятными остались только пара традиционных направлений — японское и ньюскул, основанный на американских традициях. С другой стороны, новые творческие эксперименты вывели татуировку на другой уровень общественного признания. Её спустя столетия гонений и демонизации признали художественным явлением, и татуировочная тема появилась в нише современного искусства. Дельвуа, Фабио Виале ,заигрывающие с темой татуировки, в особенности с нашей криминальной , братья Чепмен, сделавшие тату-салон в рамках своей выставки — это одна сторона монеты, с другой — сами татуировщики, вторгающиеся со своим искусством и способностями в мир поп-арта. Это и проект «Танатос Банионис», попытавшихся привлечь к сотрудничеству петербургских коллег, какая-то невнятная попытка въехать с татуировкой в ММСИ, ну и пара наших проектов нулевых, где для меня было важным, чтоб эту тему представляли незамутнённые кураторскими манипуляциями работы татуировщиков и татуировка звучала как тема, а не так, картинки на посошок и фо фан. Татуировщики как-то сами умеют веселиться, и это куда глубже и интересней, чем поверхностные спекуляции на теме. В общем, борьба за статус и место продолжается, но уже в непосредственно в зоне культуры».
«Всё, что журналисты тогда хотели сделать, как нам казалось, —
это шокировать и удивить, ничего прекрасного в татуировке
они не видели».
Аудитория
Следующее важное изменение 2000-х — настроение в обществе. К концу десятилетия общество стало намного спокойнее относиться к татуировке — и одним из симптомов этого была смена выбора мест для татуировки, которые теперь всё чаще наносятся на самые видные места — кисти, шеи — то есть те места, которые видны из-под одежды.
В середине 2000-х возник интерес со стороны медиа, который так же быстро и прошёл — под эту волну попадают и проект Matreshka Girls, который успел попасть на модные съёмки и в «Афишу», и «БГ». Организаторы съёмки из «Афиши» отмечают, что в те годы это не считалось чем-то удивительным и новаторским; в то же время детального развития в неспециализированных медиа тема татуировки так и не получили. В том же журнале Esquire за пятилетие случилась всего одна публикация — с документальной съёмкой шведского портового татуировщика из 1950-х и его клиентурой.
Если в независимых СМИ царит толерантное — пусть и без лишнего интереса — отношение к татуировке, то государственные медиа подают татуировку в духе цирковых представлений сильно татуированных людей начала XX века, продолжая линию в духе наследия фриков начала 2000-х, таких как доктор Петя, Заринг Строг и так далее.
Магдана
Matreshka girls
«Первый канал интересовался нами в те годы, и я часто ему отказывала. Мы ещё не были готовы всё это показывать публично — потому что всё, что журналисты тогда хотели сделать, как нам казалось, — это шокировать и удивить, ничего прекрасного в татуировке они не видели».
Дмитрий
Захаров
«В 2005 году был очень большой интерес к татуировке — в том числе и со стороны медиа — снимали разнообразные передачи, издавали журналы и так далее. Для журнала Maxim в те годы я делал татуировку девочке из группы „Тату“, у нас было целое шоу с историей — одной мы рисовали маркером татуировку, а другой делали настоящую. Татуировка была абсолютно дурацкая, арабская буква, о которой в другой передаче она рассказывала, будто сделала её в Америке».
Начало 2000-х годов стало переломным в популяризации татуировки — в том числе и за счет новой аудитории.
МИХАИЛ БАСТЕР
«Переломом в популяризации татуировки я бы назвал 2000–2005-й, с появлением волны хипстеров-потребителей, превративших процесс в мейнстрим (популяризация тренда). В 2000-х татуировка стала более доступной и превратилась в индустрию, существующую в том числе и за счёт девичьих нажопников. До 2000-х татуировка развивается на волне субкультур — дикой перестроечной и постперестроечной, когда рок, околофутбол и околорок стали уже мейнстримом».
Расширение аудитории, развитие техники и доступность информации привели к тому, что в конце 2000-х в татуировку пришла новая волна татуировщиков. Если для татуировщиков 1990-х и, пусть и в меньшей степени, татуировщиков 2000-х татуировка была стилем жизни и достаточно андеграундным занятием, то для части нового поколения молодых татуировщиков она приобрела другой статус. Татуировка теперь воспринимается как одно из средств выражения — как графика или живопись, а профессия татуировщика считается коммерчески успешной. Татуировщики 1990-х отдавали татуировке всю свою жизнь, в то время как татуировщики конца 2000-х не скрывают что, возможно, через пару лет займутся чем-нибудь другим. Эти изменения специфичны не только для России — они касаются всего мира, где, пусть и несколько раньше, чем в России, татуировка и татуировочные мастера из андеграунда становятся мейнстримом — и, что немаловажно, коммерчески успешным мейнстримом. Так, в 2000-х российская татуировка вступила в эпоху общества потребления — ступила на тот поворот, который произошёл во всём мире ещё в 1990-х.
Подводя итоги 2000-м, можно сказать, что за эти годы произошёл большой скачок в индустрии — с формированием аудитории и запроса, развитием техники мастеров и общим пониманием как традиции татуировки, так и её современного состояния. Российская татуировка за эти годы вышла на мировой уровень как в вопросах подготовки отдельных мастеров, так и в своём общем состоянии. Практически все стили, которые представлены в мире, представлены и в России — может быть, за исключением самых новых экспериментальных направлений, находящихся на границе с современным искусством. Стили становятся чище и понятнее, и из отечественной татуировки уходит национальный колорит — можно сказать, что происходит своеобразный закат отечественного в татуировке. В этом есть неизбежное влияние глобализации, с одной стороны, с другой же — это оставляет открытый потенциал для развития.
Комментарии
Подписаться