Каждую неделю FURFUR делится пылкими программными текстами прошлого, настоящего и будущего. Некогда прогрессивные идеи, объединявшие вокруг себя художников, активистов и мыслителей, сегодня могут звучать архаично и дико, но спустя десятки лет выглядят впечатляющим памятником поиску и страсти.

В начале 1960-х литовский иммигрант Джордж Мациюнас запустил в Нью-Йорке журнал «Флуксус» — площадку для множества художников со схожими взглядами. Подобно футуристам и дадаистам, они отрицали диктат музеев и провозглашали демократизацию искусства. Флуксус борется за то, чтобы люди сами начинали творить: искусство и повседневность должны слиться в нечто целое. Довольно быстро движение обрело популярность, а его участников стали приглашать на крупные площадки. 

Считается, что одна из главных форм Флуксуса — перформанс — обязательно должна включать четыре базовых элемента: время, место, тело художника и отношения художника со зрителем. Перформанс был максимально отдалённой от коммерциализации формой искусства, в рамках которого публика принимает прямое участие в творческом процессе и ведёт диалог с художником. Например, во время перформанса «Отрежь кусок» зрители разрезали по кускам платье Йоко Оно.

Формально Флуксус просуществовал 16 лет — до самой смерти своего создателя, которого похоронили перформансом Fluxfuneral. Это движение объединило под одним началом важнейших художников второй половины XX века и сильно повлияло на всё современное искусство. Без него не было бы ни венского акционизма, ни видеоарта (создатель которого был одним из ключевых членов Флуксуса), ни Бэнкси с его граффити и инсталляциями. Многие говорят, что благодаря своему влиянию Флуксус жив и сейчас, ведь неправильно ограничивать сроками жизни не простое сообщество художников, а полноценную идеологию.

По задумке Мациюнаса, манифест Флуксуса — это некоторые значения термина «flux» из словаря, перемешанные с призывами художников уничтожить существующие порядки. Мы предлагаем читателям FURFUR ознакомиться с манифестом Флуксуса образца 1963 года.

Манифест: Американские художники Fluxus об идее переворота в искусстве. Изображение № 1.

 

  

 

2. Воздействовать, Менять текущее положение посредством взаимодействия с потоком. Fluxed into another world.

3. Мед. Вызывать опорожнение или выделение, например, при чистке клизмой; flux (flūks), сущ. [ст.-фр., фр., лат. fluxus, фр. fluere, fluxum — течь. См. fluent, ср. flush, сущ.]

4. Мед. Жидкое или текучее выделение из кишечника или других органов; в особенности чрезмерное болезненное выделение, напр. выделения с кровью, или дизентерия.

5. Выделенное таким образом вещество.

 

 

 

 

Очистим мир от буржуазной тошнотины, «интеллектуальной», профессиональной и коммерческой культуры!

Очистим мир от умершего искусства, имитации, искусственного искусства, абстрактного искусства, иллюзионистского искусства, математического искусства!

Очистим мир от «европеизма»! 

 

 

 

 

 

2. Действие течения: продолжительное движение, как движение текущего ручья.

3. Ручей; обильный поток; поток; отток.

4. Движение волны или прилива к берегу. Ср. reflux.

5. Жидкое состояние вследствие нагревания; сплав. Редко используется.

 

 

 

 

 

Поддерживать революционный прилив и наводнение в искусстве, развивать живое искусство, антиискусство, творить реальность без искусства, понятную всеми народами, а не только критиками, дилетантами и профессионалами.

 

 

 

 

 

7. Хим. а) Любое вещество (или смесь), которое способствует синтезу или сплаву, особенно сплаву металлов. Распространёнными металлургическими сплавами являются кварц и силикаты (кислые), известь и известняк (основный), флуорит (нейтральный). б) Любое вещество, наносимое на поверхности перед или во время пайки или сварки с целью зачистки от оксидов и усиления соединения. 

 

 

 

 

 

Сплавить революционеров культуры,
общества и политики в единый фронт.