FURFUR запускает новую рубрику «Манифест», чтобы каждую неделю делиться пылкими программными заявлениями прошлого, настоящего и будущего. Громоподобно заявляя о своих намерениях и принципах, авторы манифестов стараются привлечь внимание общества, завоевать и вдохновить сторонников. Некогда прогрессивные идеи, объединявшие вокруг себя художников, активистов и мыслителей, сегодня могут звучать архаично и дико, но спустя десятки лет выглядят впечатляющим памятником поиску и страсти. 

В первом выпуске — программный текст итальянских футуристов, который в 1909 году опубликовал Филиппо Томмазо Маринетти.

 

Манифест: Итальянские футуристы шатают скрепы Вселенной. Изображение № 1.

 

Филиппо Маринетти родился в Египте в семье итальянских интеллигентов. Будучи подростком, основатель футуризма увлёкся поэзией, а в 17 основал литературный журнал «Папирус» и опубликовал там скандальный роман Эмиля Золя — за это его чуть было не исключили из школы.

Филиппо предпочёл карьере юриста прогрессивные литературные опыты. В 1909 году Маринетти опубликовал «Манифест футуризма» на передовице самого престижного французского ежедневника Figaro — правда, в виде платного объявления. Текст отражает дух времени: на человечество надвигается технопрогресс, который вот-вот сметёт старые порядки, поэтому футуристы объявляют себя поэтами всего нового, прославляют машины-оружие-квадраты-круги и предлагают уничтожать традицию во всём, начиная от сельского хозяйства и заканчивая искусством. 

Новые идеи меняют язык: творческий авангард начинает с литературных экспериментов, попутно отменяя синтаксис, грамматику и пунктуацию, освобождая стихосложение от привычной линейной формы и позволяя словам не значить совершенно ничего. Быстро движение добирается и до музыки, живописи, фотографии, театраархитектуры. В попытке нарисовать не механизм в движении, а саму идею движения художники деконструируют пространство на динамичные фрагменты.

После поражения в политике Филиппо пытается добиться признания своего течения слишком спорными путями. Например, превращается из атеиста в примерного христианина и предлагает церкви футуризм как новый визуальный язык католицизма. Или заявляет, что «футуризм должны изучать в академиях» — тех самых, которые он в газете «Фигаро» призывает сровнять с землёй.

С каждой попыткой встроиться в режим Маринетти был похож всё меньше на революционера от мира искусства. Он умер во время Второй мировой войны, и вместе с ним угасло течение, адепты которого разошлись по множеству других авангардных школ. FURFUR приводит полный текст манифеста итальянского футуризма, сочинённый Маринетти и его сподвижниками в 1907 году.

 

  

 

МЫ

 

намерены воспеть

любовь к опасности,

привычку к энергии и бесстрашию

 

 

 

 

МУЖЕСТВО—ОТВАГА—БУНТ

 

 

будут

основными чертами

нашей поэзии      

 

 

 

 

до сих пор
литература восхваляла
задумчивую неподвижность, экстаз и сон

 

 

мы намерены воспеть

 

 

АГРЕССИВНОЕ
ДЕЙСТВИЕ

 

лихорадочную бессонницу–бег гонщика–смертельный прыжок–удар кулаком–пощёчину 

 

 

 

мы утверждаем,

что великолепие мира обогатилось новой красотой

 

КРАСОТОЙ СКОРОСТИ

 

 

гоночная машина, капот которой,

как огнедышащие змеи,

украшают большие трубы

и ревущая машина,

мотор которой работает как на картечи,

прекраснее статуи Ники Самофракийской

 

 

 

 

мы хотим воспеть

ЧЕЛОВЕКА
У РУЛЯ МАШИНЫ

 

что метает копьё своего духа 
над Землёй, по её орбите 

 

 

 

 

ПОЭТ

 

 

должен тратить себя без остатка,

чтобы наполнить восторженную

  


 

СТРАСТЬ
ПЕРВОБЫТНЫХ
СОБЫТИЙ

  

 

красота может быть только

В БОРЬБЕ

 

никакое произведение, 

лишённое агрессивного характера,
не может быть шедевром

 поэзия —

ЯРОСТНАЯ
АТАКА

 

против неведомых сил,

которые мы покорим и заставим

склониться перед человеком

 

 

 

МЫ

 

стоим на последнем рубеже столетий!..

и если мы хотим сокрушить

таинственные двери невозможного,

зачем оглядываться назад?

 

ВРЕМЯ И ПРОСТРАНСТВО
УМЕРЛИ ВЧЕРА

 

 

 

 мы уже живём в абсолюте

наше творение —

 

 

ВЕЧНАЯ

ВЕЗДЕСУЩАЯ 

СКОРОСТЬ

 

  

 мы будем восхвалять

 единственную

гигиену

мира

 

ВОЙНУ

 

 

—милитаризм—

—патриотизм—

—разрушительное освобождение—

—прекрасные идеи, за которые не жалко умереть—

—презрение к женщине—

 

 

 мы

РАЗРУШИМ

 

 

музеи

библиотеки

учебные заведения всех типов 

мы будем

БОРОТЬСЯ

 

 

против морализма

против феминизма

против всякой оппортунистической или утилитарной трусости

  

 

 

МЫ БУДЕМ ВОСПЕВАТЬ

 

огромные толпы,

возбуждённые работой,

удовольствием и бунтом

 

МЫ БУДЕМ ВОСПЕВАТЬ

 

 многоцветные, многозвучные

приливы революций
в современных столицах  


 

МЫ БУДЕМ ВОСПЕВАТЬ

 

 

дрожь и ночной жар

арсеналов и верфей,

освещённых электрическими лунами 

 

мы будем воспевать

  

 

ВОКЗАЛЫ

 

 

жадно поглощающие змей,
разодетых в перья из дыма

ФАБРИКИ

 

подвешенные к облакам
кривыми струями дыма  

 

МОСТЫ

 

подобно гигантским гимнастам, 
оседлавшие реки 
и сверкающие на солнце блеском ножей 

 

ПАРОХОДЫ

 

пытливо пытающиеся
проникнуть за горизонт 

ПАРОВОЗЫ

 

чьи колеса
неутомимо стучат по рельсам,
словно подковы огромных стальных лошадей,
обузданных трубами

 

 

и стройное звено

САМОЛЁТОВ

 

 

чьи пропеллеры, словно транспаранты, шелестят на ветру 
и, как восторженные зрители,
шумом выражают своё одобрение

 

 

 

 

 

 

Манифест: Итальянские футуристы шатают скрепы Вселенной. Изображение № 2.