«Завтра утром я возьму 5000 рублей, сяду на велик и двину в южном направлении. Куда я доеду и сколько это будет продолжаться? Не знаю, самому интересно. Я буду один, велик даст мне возможность ехать туда, куда захочу, палатка — ночевать там, где захочу, а ограниченный бюджет не даст соскучиться. Мне страшно, а это верный признак того, что это нужно сделать».

Так начинается дневник Левона Авакяна, который в конце августа отправился в одиночное путешествие из Москвы в Крым на велосипеде. Мы публикуем его путевые заметки, в которых он рассказывает, как он проехал 1000 километров за 18 дней, потратив 1000 рублей.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 1.

День 1

Сегодня был долгий и сложный день. Лежу в палатке, идёт дождь. Проехал где-то 74 километра, до Тулы не добрался, осталось чуть-чуть. Ноги просят пощады, думаю, нельзя каждый день ездить, можно остаться совсем без них. Решил чуть сбавить темп. Но и на месте стоять не хочу. Палатку поставил недалеко от маленькой деревни, местные говорят, по утрам тут можно увидеть косуль.

Меня просили внести ясность про деньги. С собой у меня 5000 рублей, ещё, выезжая, я захватил из дома кило гречки, овсянку, сушеные грибы и сухофрукты. Вчера целый день по пути срывал яблоки, сливы, черноплодку, а сегодня ещё и грушу нашёл, ими и питался. В конце дня буду писать о расходах, если они будут.

День 2

Сегодня я проснулся в пять, дождь всё ещё шёл. Я как то умудрился разжечь костёр из мокрых деревяшек, доел вчерашнюю овcянку, попил кипяток со вкусом костра. Теперь сушу палатку, молюсь богу солнца. Скоро в путь. Сегодня не буду перегружать ноги. Доеду до Тулы, там сяду на электричку куда-нибудь на юг, вчера общался с цыганской семьёй, они научили, как ездить бесплатно, буду пробовать.

Тула. Я не велосипедист и не спортсмен. Это путешествие, а не марафон. Это испытание, но не изнасилование. Велосипед — транспорт, инструмент. Нет цели проехать каждый метр на велике, у этой поездки другие мотивы и условия: дикое желание, ограниченный начальный бюджет и велик. Если я проберусь в багажный отсек самолёта, застоплю тачку или сяду на электричку — это ОК. Неподготовленным мышцам надо давать отдыхать и привыкать к новым нагрузкам. А я предпочитаю двигаться вперёд.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 2.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 3.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 4.

день 3

Деревня Высоцкое. Поспал часа три. Холодно. Интересно, сколько градусов. На телефоне 1% заряда. Видимо, из-за холода фонарики отказываются светить ярче. Надо будет придумать, как меньше сажать телефон и как всё зарядить. Надо было брать одеяло, надо скорее на юг.

Кстати, поговаривают, что мой пример может оказаться заразительным. Могу сказать только, что, если кто решится, это будет один из ценнейших опытов в жизни. Так что давайте немного расширим круг.

Деревня Папоротка. Я приехал сюда только из-за названия. А ещё тут монастырь, в который меня не пустили. Матушка не благословляет. Монастырь оказался женский. Но прям рядом есть святой источник и святое место для палатки с чудесным видом.

На костре готовится ужин — гречка с грибами, и, по ходу, я готовлю на троих. За четыре дня я проехал 235 километров на велике. Один раз прокатился на электричке бесплатно. Спасибо опытному велотуристу и просто отличному парню Жене, с которым мы разговорились, прямо как только увиделись в тамбуре. Один раз ночевал в монастыре, третья ночь предстоит в палатке. Пока я не потратил ни рубля, но съел всю овсянку и готовлю полкило гречки.

день 5

Я встал в пять и быстро разжёг костер — оказывается, я умею это. Попил чай, набрал воды. Не знаю, куда сегодня ехать. Сяду на велик, и всё решится само. Куликово поле. Пью чай, смотрю на храм. Чем дальше от Москвы, тем меньше коттеджных поселков и СНТ, тем больше красивых полей и маленьких деревень. Тем чаще и дольше я на дороге один. Что позволяет мне ездить зигзагами, внимательно смотреть по сторонам.

день 6

В поисках реки я прокрутил километров 20. В этих края река Непрядва впадает в Дон. Обе реки мелкие, узкие, по колено. Совсем не такой Дон, как в Ростове. Спрашивал у людей, и всё отправляли в одно и то же место — Прощёный колодец. Там и пошире, и поглубже.

Прощёный колодец — это колодец, в который набирается ледяная вода из родника. Туда надо окунуться три раза. Ещё одно святое место. Сижу, прихожу в себя, смотрю на отчаянных ребят. Я так не смогу, я боюсь холодной воды. Вспоминаю, что страхи надо побеждать. Раздеваюсь. Народ вокруг стоит ждёт, смогу я или не смогу. Кто-то подбадривает. Решился. Залез туда, быстро окунулся три раза и под аплодисменты вышел онемевший. Пытался что-то сказать, но дар речи тоже потерял. Ощущения классные, приятно покалывает во всём теле. Теперь уже тепло внутри. На территории колодца палатку ставить нельзя, обратно подниматься сегодня не вариант.
Везде сидят отдыхающие весёлые люди. Я, голый, мокрый и с великом, привлекаю много внимания.

Люди обсуждают моё путешествие. Начало темнеть. К палатке подходит чувак с арбузом, желает хорошей дороги. Подходит мальчик с пакетом помидоров и огурцов, хлеба и газет для костра. Люди подходили, говорили много приятных слов и что-нибудь хотели дать в дорогу. Приятно. Приходилось отказываться, потому что все не увезу. Замечаю, что тут не ловит телефон. Я в первый раз совсем один, без связи, без интернета. Радуюсь и почти сразу засыпаю.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 5.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 6.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 7.

день 7

До Липецка 60 километров. Сижу на заправке, отдыхаю. Ноги дальше ехать отказываются, хочу словить тачку для меня и велика. В Липецке меня уже ждёт чувак из каучсёрфинга. Там будет душ и розетки, чай и диван. Но это там, а я тут. Ещё 60 километров по буграм.

Вчера утром собрал себя в руки, сходил ещё раз нырнул в колодец, уже без страха, но с кайфом. Починил тормоза и доехал до Данков в Липецкой области. Доехал поздно, часам к пяти. Решил провести эксперимент и найти жильё на месте. На улице православная женщина сказала, что монастырь ближайший в 40 километрах, но обещала позвонить отцу Петру.

На территориях храмов всегда есть свободные помещения. Отец Пётр посоветовал обратиться к отцу Николаю. Доехал до двухэтажного коттеджа отца Николая, работница виллы внимательно меня выслушала, позвонила батюшке на второй этаж. Николай даже не стал спускаться к нуждающемуся, отправил к отцу Валентину, в храм на другом конце города. Думаю, ладно, дам последний шанс слугам божьим сделать доброе дело. Докрутил педали на другой конец, а отец Валентин уже давно не в городе. Не получился эксперимент. Выехал из города, нашёл укромное место на берегу Дона и поставил палатку.

Когда я сидел на заправке и писал предыдущий пост, ко мне подошёл чувак с широкой улыбкой и большим термосом.

— Здорово, чё грустишь? Устал? Чаю хочешь? Я Паша, такой же путешественник, правда, на велике пока не пробовал, увидел тебя, решил подойти поддержать.
Приносит из машины контейнер. Мясо, запеченное с курагой и базиликом. Круто. Ради таких встреч и стоит путешествовать. И дело совсем не в еде, хотя мясо было вкусное. Мы разговорились. Он тоже путешествовал по Азии. Работает на каком-то крупном строительстве, а так кандидат наук, преподавал в универе, но всё надоело, и он бросил. В итоге минут через 20 он предлагает засунуть велик в его машину и подвезти меня. Я был дико счастлив.

день 8

Липецк. Ровно неделю назад я сел на велик с 5000 рублей в кармане. Выключил весь шум, вышел из зон комфорта и потребления и двинулся на юг. За эту неделю многое произошло. Я доехал до Липецка. Прокрутил около 490 километров на велике. Узнал о существовании таких городов, как Богородицк и Данков, побывал на Куликовом поле. Съел тонну слив и яблок, выпил десять галлонов воды. Впервые ночевал в монастыре, впервые залез в купель с ледяной водой, впервые проводил длительное время в молчании, впервые ночевал один в палатке, повстречал много хороших людей. Пока не потратил ни рубля, но исчерпал почти все запасы.

Ещё одна ночь в Липецке. Отдохнул как следует, и завтра снова в путь. Миша оказался интересным парнем, он помог мне разобраться с велокомпьютером, а это значит, что мне не придется использовать телефон, чтобы замерять километраж. Подогнал мне дождевик, потому что мой где-то потерялся.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 8.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 9.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 10.

день 9

Совxоз «Красная дубрава». Жду электричку в Воронеж, пью чай с крыжовником. Отсюда поеду на электричке, попытаюсь договориться с контролером. Ещё не знаю, как затащить велик, платформа низкая, поезд стоит минуту, будет сложно.
Еду. Велик затащили с чуваком, еле успели. Контролер пока с меня ничего не взял, но говорит, что на дальних станциях пробьёт, чтобы было дешевле. Кажется, сегодня я потрачу первые монеты.

ДЕНЬ 10

Воронеж. Провожу дни в комфорте. Вкусная еда, горячий чай. Душ, ванна, диван, люди, встречи, разговоры. Через рот уходит много энергии, чувствую себя истощённым. Хочется снова в дорогу. Вчера потратил первые 88 рублей на электричку. Бабушка сидела прямо передо мной и задавала много вопросов. Мои ответы удивляли её. Потихоньку к разговору подключилась почти половина вагона. Кто-то спросил: «Какая нужда тебя на это толкает?» Не знаю. Всё было бы проще, если бы знал.

ДЕНЬ 11

Выехать пораньше снова не получилось. Вчера вспомнил встречу, о которой я почему-то не написал. Несколько дней назад я, так же как сейчас, сидел на остановке, отдыхал. Вдруг появились два мужика на таких же гружёных байках. Саша и Саша, 56 и 63 года. Путешествуют на великах. Опытные ребята. У них всё четко, по пунктам. Спланировали всё, чуть ли не сколько раз и когда проколются колеса. В тот день проехали 70 километров на мои 30. Они бодрые, я измотан. Мы поболтали минут 20, и всё это время Саша и Саша угорали над моей подготовкой. Какие у меня колеса, карты, сколько я в день проезжаю. В результате я подарил им веселье, а они — мне полезные знания.

ДЕНЬ 12

Лиски. Еле выбрался. Вчера побил свой личный рекорд. 103 километра. Ехал по полю подсолнухов, кукурузному, гороховому, потом снова подсолнухи и опять кукуруза. Насобирал немного, чтобы вечером на костре приготовить.

Долго ехал в неизвестном направлении и доехал до какой-то деревни, где не было ни души, ни сигнала телефона, ни деревяшек для костра. Но была автобусная остановка. Было уже темно и стрёмно. Прямо под ней я и поставил палатку. Но огонь разжигать не стал, да и не из чего. Голодный. Сидел думал, как быть. Проехался на велике по деревне. Нашёл единственный свет в окне, постучался, попросил кипятка. Дали. Ещё и огурцами угостили.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 11.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 12.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 13.

Белогорье. Сижу на меловой горе. Вчера я долго сюда добирался. Сначала по чернозёмным полям, потом вверх по горам. Меловые горы, зрелище захватывающее. Красота. Тут монастырь прямо в горе, из мела. Пещеры в два километра, храмы, кельи. Правда, всё это, кроме верхнего храма, теперь просто музей. Я тащился часа два вверх с велосипедом, руки ныли, ветер задувал белой пылью, и я покрылся слоем мела поверх слоя чернозёма. Но оно того стоило.

По пути я встретил батюшку, он спускался на мопеде вниз. Я спросил его о ночлеге, он кивнул и поехал дальше. Когда я поднялся, меня уже ждали. Посадили за стол, накормили до отвала. Это второй монастырь на моём пути, и тут всё, как я себе представлял. Он на горе, бородатые монахи в чёрном, встречают людей и кормят, тут нет прайс-листов. За вчерашний вечер я познакомился с кучей интересных людей: монахи, трудники, паломники. Здесь особая атмосфера. Я спустился один в пещеры, хотя это запрещено — можно легко заблудиться, но только в одиночестве в глубине пещер, когда выключаешь фонарик, можно почувствовать силу этого места.

Поселили меня в дом с двумя старцами, они вечно недовольны. Видимо, не нашли умиротворения за годы служения. Сегодня один из них обвинил меня в ненависти к Богу из-за того что я ношу шорты. Ещё монахи ругаются матом и могут рассказать «удивительную» историю из прошлого. Тут я впервые за это трип попрактиковал армянский с одним из трудников, прикольно разговаривать на родном языке. А трудники — это просто те, кто живёт в монастыре и трудится.

ДЕНЬ 13

Ростов. Вчера я телепортировался на 400 километров ближе к югу. В монастыре было круто. Как и в миру, там есть свои заботы, коллектив состоит из стандартного набора — красавчик, мудак, трудяга, лентяй. У всех есть обязанности, есть спрос. Споры, крики, шутки, смех. Всё как в жизни. Есть даже старые монахи, которые на всех бздят, по словам одного из монахов, не огребли лишь потому, что старые.

Ребята дали мне в дорогу монастырского чая и проводили до ворот. Дальше снова спуски, подъёмы, спуски, подъёмы — и я на М-4. Успешно договорился с первым же водителем грузовика. Мы много болтали, я спал, он вёл машину, и к вечеру доехали до посёлка Рассвет. Было темно, до Ростова 32 киломера, но деваться некуда. Я сел на вел и погнал по трассе. Никогда так не делайте. На трассе в принципе стрёмно с велосипедом, а ночью вдвойне. Фуры летят как угорелые, все куда то спешат, обгоняют.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 14.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 15.

Как я доехал из Москвы в Крым на велосипеде с 5000 рублей в кармане. Изображение № 16.

день 15

Посёлок Советский. Пью кофе и беседую с настоящим казаком Александром. Он владелец магазина с названием «Казачок». Вчера неслучайная череда событий привела меня к его дому. Сначала мы чуть позже выехали из Азова. Доехал до посёлка, уже темнело. Кучи пьяных или обдолбанных людей на улице мне как бы намекнули, что ночевать где-то поблизости в палатке может быть небезопасно. И неслучайно я оказался у того самого храма, который был закрыт, но на доске был номер телефона отца Анатолия, которому я позвонил.
После небольшого, но дружеского опроса, отец Анатолий сказал, чтобы я поехал к магазину «Казачок». Там меня встретят. Я так и сделал. Приехал. Чуть позже ко мне подошёл казак Александр. Он рассказал мне про странствующего монаха, с которым его неслучайно несколько раз сталкивала жизнь в совершенно разных местах. Он пешком обошел всю Россию. Без денег и без вещей.

день 17

Вчера я проехал 97 километров, сегодня — 86 и не устал. Наоборот, чувствую себя чудесно. То ли я окреп, то ли дороги слишком ровные. Я поставил палатку на территории храма, сходил окунулся в море. Понял, что на Азовское море лучше просто смотреть. Сейчас сижу в палатке, слушаю музыку с курортных дискотек. Там, наверное, много пьют, танцуют и ищут любовь.

день 19

Керчь. За 18 дней я проехал из Москвы до Крыма на велосипеде, прокрутил 1026 километров ногами, за всё время я потратил 902 рубля. Сегодня 19-й день. Я в Крыму. Это другой мир, такое затерянное сказочное царство, которое застряло в прошлом. Тут нет модных бутиков, больших торговых центров, салонов связи, люди очень простые. Носят одежду без названий. Выходят во двор с утра попить кофе и выкурить сигаретку в одних рейтузах. На улице можно услышать, как у какого-нибудь дедушки орёт телевизор. Много разрушенных или вообще недостроенных зданий, куча разбитого стекла. Много бездомных собак, красивые уличные коты.

Вчера я летел с горки вниз, и мне показалось, что идёт дождь, оказалось, что ветер сдувает капли пота с лица. Первый же человек, которого я попросил сделать фотографию, предложил мне ночлег. Я планирую не торопясь смаковать всё это волшебство, которое в скором времени наверняка исчезнет.