Ратмир Нагимьянов из Екатеринбурга увлекается прыжками в вингсьюте — костюме, прыжок в котором напоминает полёт птицы. С растущей популярностью бейсджампинга этот новый экстремальный вид спорта, позволяющий лететь не вниз, а вперёд, завоёвывает всё большее признание среди любителей прыжков с высоты. Ратмир и его друзья уже побывали в Китае, где прыгали в вингсьютах со скал Тяньмэнь, а также в Ингушетии, в ущелье Мят-Лоам, и в Норвегии. FURFUR решил рассказать читателям об автопутешествии и походе, которые совершила группа бейсджампров в 2013 году, чтобы прыгнуть со скалы, известной под названием Зуб Дракона.

«Лучше действовать, чем ждать у моря погоды»: Как я прыгнул с сибирской скалы в вингсьюте. Изображение № 1.

Ратмир Нагимьянов

бейсджампер

Чтобы добраться до Зуба Дракона из Екатеринбурга, мы с друзьями преодолели около 3000 километров. После двух суток пути на автомобиле и десяти часов пешком с рюкзаками весом по 27 килограмм каждый, мы четыре дня боролись со стихией, вдалеке от цивилизации.

Зуб Дракона — это горный пик, расположенный на западе Саянских гор, в природном парке Ергаки. Если быть точным, парк расположен в  2750 километрах от Екатеринбурга и в 4484 километрах от Москвы. Высота Зуба Дракона — 2176 метров над уровнем моря. Расстояние от стоянки автомобиля до подножия скалы — около 20 километров, или 12 часов ходьбы через горный перевал.

Подготовка

История бейсджампинга на пике Зуб Дракона началась в 2004 году, когда бейсджамперы из Красноярска впервые совершили с неё прыжок. Последняя экспедиция на Зуб Дракона была в 2010 году. До 2013 года никто не прыгал со скал в вингсьюте, и мы стали первыми. Большую часть своих прыжков я стараюсь совершать именно в вингсьюте, и скалы для этого выбираю подходящие. На сегодняшний день в России мало площадок для прыжков в вингсьюте, и я остановил свой выбор на Зубе Дракона, потому что меня давно покорила красота этих мест. В начале июня мне удалось собрать компанию единомышленников, готовых отправиться в путешествие. В неё вошли бейсджампер из Кирова Алексей Скопин и фотографы из Екатеринбурга Виталий Караван и Алексей Питаленко. За неделю до поездки я связался с секретарём природного парка Ергаки Валентиной Шишкиной и предупредил о нашем намерении прыгнуть с Зуба Дракона. Валентина поделилась ценной информацией о маршруте и рассказала о правилах поведения в парке.

Первый вингсьют был изобретён в тридцатые годы прошлого века, однако современный костюм появился лишь в 1990-е годы, когда в него интегрировали парашют, необходимый для приземления. Для того чтобы получить разрешение на прыжки в вингсьюте, необходимо прыгнуть с парашютом по меньшей мере 200 раз за последние 18 месяцев.

12 июня мы выехали из Екатеринбурга, преодолев расстояние в 2750 километров за два дня. Добравшись до парка, мы первым делом зарегистрировались в МЧС, сообщив о нашем маршруте. В походе турист все вещи несёт на собственных плечах, поэтому брать с собой нужно только самое необходимое. Продукты мы выбирали очень тщательно, составив недельный рацион питания. Краткий список наших вещей: две верёвки длиной 50 метров, комплект френдов и стопперов, две скалолазные системы, две палатки, коврики, спальники, еда и одежда на все случаи погоды — итого около 27 килограммов у каждого на плечах.

Френды и стопперы — это приспособления, применяемые в альпинизме и скалолазании для организации страховки. Френды — наиболее совершенные и удобные скальные закладки для крупных трещин. Стопперы имеют форму клина с углом между гранями от 7 до 15 градусов — такие углы чаще всего встречаются в скальных трещинах.

«Лучше действовать, чем ждать у моря погоды»: Как я прыгнул с сибирской скалы в вингсьюте. Изображение № 2.

«Лучше действовать, чем ждать у моря погоды»: Как я прыгнул с сибирской скалы в вингсьюте. Изображение № 3.

«Лучше действовать, чем ждать у моря погоды»: Как я прыгнул с сибирской скалы в вингсьюте. Изображение № 4.

Трекинг

Отправились в путь в шесть часов вечера. Тропа была маркирована, с указателями, поэтому заблудиться было сложно, идти по такой тропе — одно удовольствие. К десяти часам вечера мы добрались до озера Светлого, где остановились на свою первую ночёвку. Это озеро очень популярно среди туристов, во время нашего посещения в долине было около 200 человек. Уже утром мы осознали, в каком потрясающе красивом месте остановились, и сразу влюбились в Ергаки. Ещё не закончив наш поход, мы начали планировать своё возвращение в парк.

Поход от озера Светлого до Зуба Дракона показался нам изнуряющим — снег не везде растаял, и это осложнило трекинг. Путь наш, к слову, проходил вдоль красивого озера Золотарного. Удивительно, но подъём на перевал под интересным названием Пикантный оказался легче, чем спуск. Спускаться приходилось по камням, которые иногда вылетали из-под ног. Есть сделать неверное движение, можно улететь вместе с ними вниз на несколько сотен метров. Осторожно спустившись с перевала, мы оказались в каком-то затерянном мире — перед нами предстали скалы, уходящие в небо, невероятные краски и причудливые формы местного рельефа. Погода была отличной, лагерь мы с друзьями разбили между двух озёр.

Наш лагерь состоял из двух палаток и небольшой кухни. В одной палатке жили бейсджампер Алексей Скопин и фотограф Алексей Питаленко. С Питаленко я знаком уже давно и успел пройти с ним, как говорится, огонь, воду и медные трубы. Мы много раз вместе спускались под землю — в заброшенную шахту в Карабаше и в действующую бокситовую шахту в Североуральске, на глубину 1200 метров. А Лёша из Кирова — мой студент, совершивший 20 бейс-прыжков и 150 прыжков скайдайв на точность приземления. Я жил в одной палатке с фотографом Виталием Караваном. Других людей в нашей долине мы не видели.

С одной стороны площадки был обрыв, с другой — озеро с ледяной водой, с третьей — небольшая гора. Промахнуться было нельзя.

«Лучше действовать, чем ждать у моря погоды»: Как я прыгнул с сибирской скалы в вингсьюте. Изображение № 5.

«Лучше действовать, чем ждать у моря погоды»: Как я прыгнул с сибирской скалы в вингсьюте. Изображение № 6.

«Лучше действовать, чем ждать у моря погоды»: Как я прыгнул с сибирской скалы в вингсьюте. Изображение № 7.

На следующий день перед подъёмом мы осмотрели площадку для приземления. С одной стороны площадки был обрыв, с другой — озеро с ледяной водой, с третьей — небольшая гора. Промахнуться было нельзя, площадь приземления размером с две баскетбольные площадки. От лагеря до экзита, или площадки, с которой нужно совершить прыжок, подъём занимает около двух часов. Тропу, ведущую наверх, мы нашли в неожиданном месте — сразу и не скажешь, что здесь возможен подъём. Когда поднялись на гребень, заметили надвигающийся грозовой фронт. У нас было очень мало времени, а путь по гребню занял ещё 20 минут. Мы добрались до экзита слишком поздно — скалы уже затянуло облаками. Торопиться не стали, решили подождать, пока пройдут облака. Ждали час, два, пока не поняли, что это бесполезно, замёрзли и решили спускаться обратно.

На следующий день картина была не лучше — скалы, как и прежде, в облаках. Однако скоро появились небольшие просветы. Мы обрадовались, что сможем «поймать окно» и совершить прыжок, поэтому быстро собрались и пошли в гору. На полпути начался дождь. Я считаю, что в таких ситуациях лучше действовать, чем ждать у моря погоды, поэтому мы продолжили подъём. На экзите мы проторчали около двух часов, предполагаемые окна и просветы обошли нас стороной, улучшений не было. Нам снова пришлось вернуться в лагерь.

Мы начали изучать место нашего обитания. Лагерь располагался между двух озёр и был окружён высокими горными пиками. Растительный мир был ограничен мхом. Из живности мы обнаружили лишь колонию пищух — животных, похожих на сусликов. Пищухи жили и прятались в каменных осыпях. Иногда в нашу долину прилетали орлы и кружили над скалами, охотясь на пищух. Однако пищухи оказались весьма сообразительными животными: при виде орлов издавали сигнал тревоги, который тут же распространялся по всей долине, и все пищухи прятались по своим норкам. Орлы всегда возвращались в долину реки Тайгиш, которая текла на 500 метров ниже нашего лагеря, без добычи.

На следующий день погода была отвратительной, моросил дождь. Чтобы не пролежать весь день в своих палатках, мы надели непромокаемую одежду, взяли верёвки, скалолазное снаряжение и отправились тренироваться на невысоких скалах. Так мы весело скоротали время и нагуляли аппетит. Ввиду отсутствия дров еду мы готовили с помощью газовой горелки, хозяйничали на кухне по очереди. Прошло три дня с тех пор, как мы разбили лагерь, а казалось, что три недели. Было очень непривычно, что нет ни интернета, ни сотовой связи. Никакого информационного мусора, мозги отдыхали.

Вечером перед закатом на небе начали появляться небольшие просветы и лучи солнца пробивались сквозь тучи. Мы вылезли из своих палаток, достали мокрые вещи и повесили сушиться. Подходил к концу четвёртый день нашего пребывания в Ергаках. Мы верили: завтра, наконец, будет хорошая погода.

Иногда сложнее отложить долгожданный прыжок, чем прыгнуть.

«Лучше действовать, чем ждать у моря погоды»: Как я прыгнул с сибирской скалы в вингсьюте. Изображение № 8.

«Лучше действовать, чем ждать у моря погоды»: Как я прыгнул с сибирской скалы в вингсьюте. Изображение № 9.

Прыжок

На следующий день, несмотря на то что солнце изредка выходило из-за туч, все приободрились. Быстро позавтракав, мы  начали собираться. Лёша Скопин остался на площадке приземления с рацией. Он отказался снова подниматься с нами на площадку, посчитав плохой приметой, что ему не удалось прыгнуть за два предыдущих дня. Это показалось мне верным решением: иногда сложнее отложить долгожданный прыжок, чем прыгнуть.

Через два часа мы были на вершине. Видимость была плохая, в небе изредка появлялись просветы. Я приготовился к прыжку и стал ждать «окна». Лёша с площадки приземления сообщил, что в нашу сторону движется просвет, и он, похоже, последний — за ним тяжёлые дождевые облака. Мы были в состоянии полной готовности. Я застегнул все молнии на вингсьюте, проверил «медузу». Когда облака начали отступать, я включил камеры. «Прыгай, у тебя есть две минуты», — раздался голос по рации. И через пять секунд я прыгнул со скалы, ещё через две секунды мой костюм наполнился воздухом, и я полетел. Скала удалялась, но до площадки приземления было ещё далеко, и я решил раскрыть свой парашют, или «медузу», на высоте 150 метров. Когда я оказался на земле, выглянуло солнце — грозовая туча прошла мимо.

После прыжка мы с друзьями единогласно решили идти обратно. Слишком долго мы пробыли здесь, погода была непредсказуемой. Обратно решили идти другой дорогой, чтобы было не так скучно. Возвращаясь, мы проходили мимо озера Горных Духов. Когда подошли к перевалу Птица, он казался неприступным. Но шаг за шагом мы поднимались всё выше и выше. Идти было тяжело. Оглянувшись назад, я застыл, затаив дыхание — красота этих мест поражала воображение.

Мы прошли лишь половину пути, когда начало темнеть. Нужно было как можно скорее подняться на перевал и спуститься в долину, где можно было бы безопасно идти дальше, уже с фонариком. Двое из нас шли медленнее остальных, поэтому им пришлось встретить закат на вершине перевала. Спустившись к озеру Светлому — месту нашей первой ночёвки, у нас с Виталиком ещё оставались силы, и мы решили идти дальше и заночевать в машине. Не обращая внимания на боль и усталость и повысив скорость ходьбы, мы быстро добежали до авто, сбросив, наконец, свои рюкзаки. Мы валились с ног, но с радостью осознавали, что испытания позади и идти больше никуда не нужно. Тяжёлый переход был позади, теперь нужно было отдохнуть. Двое наших друзей вернулись только к утру. Во время спуска с перевала Птица они решили сократить путь, но оказались на плохой тропе и потеряли много времени. Ребята разбили палатку, а мы с Виталиком продолжили спать в машине. Лишь около полудня мы отправились обратно, в Екатеринбург, пообещав обязательно вернуться в Ергаки снова.

Через 5 секунд я прыгнул со скалы, ещё через 2 секунды мой костюм наполнился воздухом, и я полетел.

«Лучше действовать, чем ждать у моря погоды»: Как я прыгнул с сибирской скалы в вингсьюте. Изображение № 10.

«Лучше действовать, чем ждать у моря погоды»: Как я прыгнул с сибирской скалы в вингсьюте. Изображение № 11.

«Лучше действовать, чем ждать у моря погоды»: Как я прыгнул с сибирской скалы в вингсьюте. Изображение № 12.