Мы уже писали о панк-фестивале «Край света», который прошёл в июне в Заполярье, и про DIY-слёт Pomor Fest в Архангельске, разогнанный агентами центра по борьбе с экстремизмом. Пришло время для нового репортажа — на этот раз с опен-эйра «Карельский мор», который отгремел в начале августа в Карелии. 

 

Панк-шабаш: Как прошёл DIY-фестиваль «Карельский мор». Изображение № 1.

 

Это лето выдалось весьма насыщенным на DIY-фестивали. Тут вам широкий выбор и для ценителей узкого жанра (те, кто любит помрачнее, смогли посетить экспериментальную «Боль», а те, кто потяжелее, ожидают Hellsummer Fest), и для тех, кто хочет оторвать свою пятую точку от дивана и вырваться куда подальше, чтобы послушать свои любимые группы. Или, наоборот, не ехать чёрт знает куда, а провести уик-энд недалеко от городской черты в компании бесноватых панков и скинов. Благо географическое разнообразие позволяет: Москва, Питер, Воронеж и даже Крайний Север захлестнула панк-оккупация.

Действительно радует, что панк-сцена в нашей стране развивается и становится всё более разнообразной, даже несмотря на пристальное внимание со стороны властей предержащих и прочие мелкие неурядицы. Печально известный ЦПЭ действительно поработал на славу этим летом, прикрыв несколько крупных фестов. Тем не менее большинство фестивалей успешно отгремели при полном аншлаге, а значит, хоронить нас пока рано. Одним из таких успешных и ярких опен-эйров стал «Карельский мор».

«Карельский мор» хорошо известен ценителям подпольных вечеринок — вот уже четыре года подряд он с успехом проходит в карельских лесах под Петрозаводском. Несколько дней музыкального армагеддона, отличная веганская кухня, неописуемой красоты карельская природа стабильно притягивают большое количество зрителей. 

До этого мне ни разу не приходилось бывать ни в Карелии, ни на «Море», но у меня довольно богатый опыт посещения подобных мероприятий и сравнивать было с чем. За пару недель до этого я уже побывал в сатанинском кутеже United Help Fest и морально был готов к новым диким приключениям.

Я выехал из Питера за день до начала феста и к вечеру был в Петрозаводске. Первое, что меня удивило, — это минимальная секретность места проведения, можно сказать, даже почти полное отсутствие конспирации (в отличие от того же UHF, где к этому делу был очень серьёзный подход). Все контакты организаторов, расписание маршрутов, схема проезда — всё это было доступно в группе «Мора» уже за несколько дней до начала. Несмотря на это, до лагеря я добирался довольно долго, сев на пригородную маршрутку, и 40 минут из окна наслаждался красочными карельскими озёрами и лесами. Очень разговорчивый водитель высадил меня где-то посреди леса и умчался за горизонт, оставив меня в гордом одиночестве. Но, видимо, сам не зная свой маршрут, высадил не на той остановке, и, естественно, я сбился с маршрута. Уже начало темнеть, и перспектива тусить ночью в густом лесу в одиночестве показалась мне малоприятной. Кое-как мне удалось найти местных аборигенов, которые сразу же разобрались в корявой карте и не поленились меня отвести на место, хотя идти пешком туда надо было не меньше часа. И первое, что я вижу на входе, — полицейская тачка. Кайф! Первые мысли в голове, что весь уик-энд, как в песне Егора Летова, «летит в ***** [очень далеко и недосягаемо]».

 

Панк-шабаш: Как прошёл DIY-фестиваль «Карельский мор». Изображение № 2.

 

На месте уже всю неделю работали организаторы и помощники, поэтому в лагере было довольно многолюдно. Я принимал участие в охране фестиваля, поэтому первым же делом начал расспрашивать напарника, охранявшего главный вход, что тут забыли блюстители правопорядка. Оказалось, что про это место они знают уже давно, периодически подъезжали сюда и настолько расположились, что чуть ли шашлыки здесь не жарят. При этом никак не мешают работе по обустройству лагеря, ничего не запрещают и ведут себя сверхтолерантно. Ну, значит, есть шанс, что всё пройдёт более-менее спокойно и без маски-шоу. На этой позитивной ноте я вписался в палатку и лёг спать. Завтра нас ждал безумный трёхдневный панк-марафон.

Стоит сказать пару слов о концепции DIY-панк-фестивалей и об инфраструктуре самого «Карельского мора». В оргкомитете всего несколько человек, каждый из которых берёт на себя определённые обязательства. Кто-то отвечает за связь с музыкантами и лайнап, кто-то за кухню, кто-то за технический аспект. Охрана состояла из десятка молодых ребят. В основные задачи входили решение конфликтных ситуаций, охрана сцены и бара, выявление безбилетников. К сожалению, находятся люди, которые плюют на принципы взаимопомощи и товарищества, начинают гадить, воровать у своих же и всячески мешать отдыхать окружающим. Поэтому без охраны на подобном мероприятии никак не обойтись. Для тех, у кого не хватало денег на проход, орги придумали очень крутую фишку с помощью на кухне или работе по лагерю. В целом вся организация держится на взаимопомощи и солидарности, когда качество и успех фестиваля зависит от каждого участника. Тут же на месте была веганская кухня, на которой готовили полноценные обеды и фастфуд. Для желающих бухнуть был организован бар со всяческими эксклюзивными горячительными напитками. У непьющих тоже была весьма неплохая альтернатива — чайная, работающая почти круглые сутки. Недалеко расположилась волейбольная площадка, которая пустовала лишь ночью. Всё, что нужно для знатного кутежа, было.

Единственный ощущаемый минус всего фестиваля — это очень жёсткое опоздание и неразбериха с лайнапом в первый день. Первая группа должна была открыть сцену в 19:00, а в итоге весь движ начался лишь часам к 12 ночи. Зато сама музыка была весьма разнообразна: oi, неокраст, хардкор, хип-хоп и даже рейв. Параллельно в баре диджеи устроили оголтелую дискотеку, и было довольно забавно наблюдать толпу ирокезов, бьющихся в конвульсиях и подпевающих хитам 1990-х вроде «Бухгалтер, милый мой бухгалтер».

Иностранных групп в этом году было три — и все финские: Rainbowlicker, Kuudes Silmä и Lapinpolthajat. Для меня самым главным открытием стали Rainbowlicker — в первый день они просто растерзали толпу. Горючая смесь рейва, синтипопа и революционных текстов разожгла юные сердца так лихо, что танцевали вообще все. Кто-то зажёг файеры, кто-то ходил по головам, равнодушным не остался никто. Вокалистка напоминала ведьму на шабаше. Разгорячившаяся толпа долго не хотела отпускать их со сцены, и на бис они отшаманили ещё песни три. Следующим любимцем публики стала петрозаводская банда Minuala, играющая неокраст/дарк-хардкор, довольно старая и известная в узких кругах, но мало гастролирующая по России. Большинство песен зрители знали наизусть, подпевали, и в итоге все слились в едином экстазе. Атмосфера безысходности и мрака накрыла настолько, что в самом разгаре трека «Хаос во тьме», отрубилось электричество и вся сцена погрузилась во мглу. Казалось, что это элемент шоу — на самом деле просто аппарат не выдержал накала страстей и вырубился.

 

 

Панк-шабаш: Как прошёл DIY-фестиваль «Карельский мор». Изображение № 3.

 

Вся вакханалия первой ночи продлилась до пяти утра, и у сцены остались лишь самые стойкие, подбадривающие себя пивком (и кое-чем покрепче) и охрана. На второй день всё началось по расписанию, и пляски понеслись уже днём. Особо отмечу молодую хардкор-группу «Чёрный ящик», которая устроила на сцене целый перформанс. Раскрасив кучу картонных ящиков в чёрный цвет, музыканты швыряли их в толпу, били ими друг друга и всячески позитивно сходили с ума. На кавер известной в узких кругах группы «Проверочная линейка» в рубку уже ворвались даже охранники, в итоге небольшая сцена была забита кучей народу, а микрофон ушёл в толпу. Дальше — больше. Вечер открыли петрозаводские ирокезники из группы «Законокосилка». Они успешно завели толпу своими каверами на нетленные хиты известных панк-хардкор-групп. Классика была воспринята на ура, и панки с успехом разбивали себе головы под волнующие мотивы таких легенд, как Agnostic Front, Warzone и других. Апогеем их шоу стало исполнение всем известного хита Prodigy. Покинув сцену, панки передали эстафету ещё одной местной банде — Apache. Ребята играют злой youth-crew-хардкор, и каждое их выступление превращается в шоу буйства молодости и красоты аутентичного хардкора. Разбитые носы и выбитые зубы — всё это было.

Правда, сет немного пришлось задержать — разыгралась погода. Мощный ливень превратил пространство перед сценой в море грязи, а тенты чуть не сорвал шквал ветра. Через полчаса всё наладилось, и шоу понеслось. Мош в грязи, стейдж-дайвинг и всё как полагается. Небольшого роста, но очень подвижный вокалист кричит сквозь толпу: «Я не сдаюсь, гнев пылает во мне, сила и злость не дают утонуть мне. Один на один против самого себя. Война за право обрести себя». Толпа наваливается на него, пытаясь вырвать микрофон, скандируя: «Сила и злость! Злость и сила!» На песне «Карелия» слышится стрельба, небо освещается фейерверком от ракетниц. Но и это ещё не конец вечера.

В полночь на сцену вышла украинская группа Cios, играющая качественный oi. В особом представлении она не нуждалась и в ближайший час отыграла блок из всех своих хитов. Отыграла очень качественно, несмотря на то что вокалист уже был довольно навеселе, продолжая между песнями попивать из бутылочки коньяк. За это время в песнях успели пройтись и по украинской войне, и по жирным политиканам, и по золотой молодёжи. Закончив свой сет, скинхеды покинули сцену, напоследок сыграв на бис свой хит про добро, которое должно быть с кулаками. Завершили ночные пляски питерские Oskal, играющие заводной крэк-рокстеди. Неугомонная толпа лихо отплясывала, а уж когда парни заиграли главную тему из сериала «Улица разбитых фонарей» про оперов, которые прорвутся, все просто сошли с ума. Веселье на главной сцене завершилось, но кухня и бар всю ночь продолжали свою демоническую дискотеку. 

Кстати, полицейские, «эшники», а также представители ФСБ все три дня крутились около фестиваля. Ежедневно проверяли, всё ли в порядке, дежурили у входа. И, как ни странно, не создавали никакого дискомфорта и проблем. Увидев, как мою знакомую расспрашивает представитель ЦПЭ, я незамедлительно узнал все подробности. Оказывается, по словам всё того же представителя, они у себя в отделе были очень недовольны действиями архангельских структур, которые разогнали «Помор». Говорят, нужно сотрудничать, а не разгонять. Забавно слышать подобное от таких персонажей, тем не менее фестиваль прошёл удачно и без последствий. Может, затишье перед бурей, кто знает?

 

 

Башка

музыкант групп Oskal,
Apache, «Робин Гуд»

Впечатления от «Карельского мора», как обычно, позитивные. Крутое место, карельская природа. Друзья, которых не слишком часто видишь. Да и вообще выезд на фест — это всегда кайф. Радует, что организация фестиваля из года в год становится только лучше. Даже гроза над головой и апокалиптичный ливень не смогли испортить впечатления.

   

Егор

группа Black Kassidy

Мои эмоции от фестиваля передать текстом сложно, но я постараюсь. Это был первый независимый DIY-фест, на котором мы играли, точнее, первый состоявшийся фест (про «Помор» вы, наверное, уже слышали). Карелия — прекрасное место, и вряд ли нам что-то могло испортить настроение. Я могу с гордостью сказать, что мы были частью одного из лучших независимых фестивалей России. Атмосфера в свободы в воздухе, вековые сосны вокруг, ледяное озеро рядом — что может быть лучше?

 

Фотографии: Игорь Хапков

Текст: Вениамин Волин