В субботу в московском центре «Марс» пройдёт шоукейс молодого кассетного лейбла Perfect Aesthetics, где будет представлена важная часть локальной синт-сцены — целого набора жанров синтезаторной DIY-музыки, которая стремится к мелодизму и ритмичности, но при этом не гнушается сырых шумов, полевых записей и прочего скрежета.

В мировом масштабе сцена уже давно разрослась до десятков лейблов, среди которых стоит выделить датские Posh Isolation и Janushoved, британский Strange Rules, шведский Northern Electronics и американский Ascetic House. Сейчас синт-музыка уже перестала быть достоянием исключительно андеграунда. Хороший пример — изначально лоу-файный шведский проект Lust for Youth стал полноценной поп-группой, которая может позволить себе мировое турне.

С традиционной задержкой эти жанры добрались и до России. Как это произошло? Однозначно ответить трудно: энтузиасты из разных городов вдохновлялись успехами западных коллег и записывали музыку автономно, не рассчитывая на особый отклик. Не было и круга друзей или тусовки вокруг какого-то клуба. Но в сентябре прошлого года проживавший на тот момент в Тюмени Артур Ковалёв основал лейбл Perfect Aesthetics. С тех пор дело пошло в гору: теперь местные синт-музыканты дружат, стабильно выступают и выпускают релизы, при этом не теряя прежнего азарта и духа конкуренции, — так появилась локальная сцена.

Происходит всё исключительно в онлайне: начиная с записи совместных треков вплоть до проработки дизайна и производства кассет. Поэтому шоукейс — это редкая (если не единственная) возможность собрать любителей синт-музыки (будь то сладкий синт-поп, розовый нойз или кассетный эмбиент) за пределами соцсетей.

Мы попросили ключевых участников объединения рассказать о лейбле, о том, как они пришли к производству синт-музыки и насколько она популярна в России.

Текст: Леонид Мещерин

 

 

 

 

Артур Ковалёв

Самара

основатель Perfect Aesthetics Caerulea, Lutea, A K, Milij Pritula, Venetian Roses, Embody Vanity, Blush 

Началось всё с того, что у нас с моим приятелем Ваней был интернет-проект Caerulea. Мы издали демо-запись на одном лейбле, вскоре накопилось много невыпущенного материала. Поэтому я решил сделать лейбл для самиздата, тем более в прошлом имелся опыт управления крупным панк-лейблом. Никаких планов не было, началось всё с фразы «почему бы и нет».

Все знакомства, которые помогли создать лейбл, оказались случайными, как это обычно и бывает в музыкальных кругах. Первым иностранным резидентом Perfect Aethetics стал Burning Pyre, проект Криса Оуэна из Ньюкасла — я давно с ним общался и спустя некоторое время после запуска лейбла предложил сделать небольшой релиз, а он так увлёкся, что записал большой двухкассетный альбом и сейчас готовит ещё один.

Лейбл не придерживается каких-то жанровых ограничений — мы стараемся работать с артистами, у которых схожие с нами представления о музыке. Так, например, после продолжительной серии релизов мелодичного эмбиента и синт-попа мы выпустили демо-запись Kalendae, сырого атмосферного и давно уже мёртвого блэк-метал-проекта из Питера с участием Всеволода из Styrioth. Лейбл больше подвязан на людей, чем на жанры. Если кто-то нам близкий захочет серьёзно играть краут-рок или даркфолк — с вероятностью в 99 % мы это издадим.

Первые кассеты «Эстетики» расходились только через Bandcamp. Во время тура Caerulea мы взяли с собой по четыре копии каждого релиза, увезли с собой обратно по три. Единственные кассеты взял парень в Питере, который попросил отдать ему их в долг, а в Москве мы обменялись записями с выступавшим с нами тогда Zurkas Tepla. 

На этом интерес русской публики до выхода альбома Perfect Human закончился, в то время как продажи на Bandcamp увеличивались. Та же тенденция наблюдается и сейчас, правда, если раньше за границу уходило 85 % тиража, то теперь около 60 % — нашими релизами стали чаще интересоваться на родине. Однако всё ещё больше половины кассет отправляется в другие страны: в Европу, Японию, Австралию, Штаты.

 

Эдуард Чайка

Санкт-Петербург

Måla, Klizaljka 

Музыкой я занимаюсь очень давно. Примерно год назад я ехал в электричке, смотрел на пейзажи Петергофа и подумал, почему бы не попробовать себя в электронике. Приехал домой и за пару вечеров сделал первый трек, тут же его выложил и был приятно удивлён реакции. Так, собственно, родился проект Måla. 

С Артуром мы познакомились непосредственно на концерте Caerulea, который организовали с коллегами. С Perfect Human знакомство прошло в похожем ключе: мы делали концерт Lust For Youth, а ребята хотели там сыграть, поэтому написали нам и рассказали о своём проекте. Тогда же я запустил проект Klizaljka, причём довольно спонтанно: в Петербурге было просто некому играть с Lust For Youth, и я решил на скорую руку добить материала для сета и сыграть, просто потому, что могу. На выходе получился лоу-файный синт-поп, который я довел до ума и скинул Артуру; он предложил сделать сплит с Caerulea и Vostok Setras. После этого стало очевидно, что альбом нужно выпускать на Perfect Aethetics. 

Релиз я писал довольно долго из-за учёбы в университете, но, когда выпустил, был немного в шоке от того, насколько быстро расходятся кассеты по всему миру и набираются лайки. В итоге меня позвали играть на фестиваль Gamma, в Калининград на нашумевшую «Почву» и ещё много куда.

Конечно, помимо музыкантов с Perfect Aesthetics есть парочка людей, пишущих музыку в подобном ключе, но в целом по стране ситуация всё равно грустная. А реакция местной публики поражает: не думал, что с такой музыкой можно набрать аудиторию именно в России, а не на Западе — подобная сцена там существует уже лет шесть как минимум, а у нас, как обычно, всё началось позже. Много раз случалось такое, что мою или музыку ребят с лейбла принимали за иностранную, даже после выступлений такое пару раз было.   

Антон Филимонов

Москва

Perfect Human, Jugend Nord

До того как начать Perfect Human, мы с ребятами играли инди-поп, пытались сделать что-то интересное, записывались на студии, играли концерты, на которые приходило немало народу, но никакого удовольствия от этого не получали. Практически после каждого выступления мы хотели делать «революцию» и полностью менять звучание. 

Переход к нынешнему звучанию произошёл довольно спонтанно. Помню, тогда пошли слухи о привозе Lust For Youth. Я начал проситься на разогрев, но в момент, когда у нас попросили демки, у меня слетели все плагины в Logic — пришлось переходить на другую программу и сводить всё заново. Те треки мы начали выкладывать по одному — тут нас заметил Артур и предложил издать, мы согласились. После успешного выступления с Lust For Youth на нас начали подписываться, кое-где даже обсуждать, появились какие-то рецензии. Зимой мы выпустили альбом, он неплохо зашёл, и некоторые начали называть нас главной группой на лейбле, хотя с этим я не совсем согласен. 

Весной я провёл первый шоукейс Perfect Aesthetics, мы вкладывались не только в привоз артистов из других городов, но и потратили кое-какие деньги на инсталляцию, визуальное оформление, поэтому были готовы уйти в минус. По итогам всё прошло успешно, поняли, что это не предел и можно делать дальше и больше. Что самое приятное: оказалось, что немало пришедших узнали об артистах и шоукейсе через друзей, а не после репоста в большом паблике или другой рекламы. Это очень здорово, потому что некоторых проектов даже в соцсетях нет, но на них всё равно приходят. 

 

 

  

 

«После нескольких лет игры в хардкор-панк-группах я начал уставать от подобной музыки
и заинтересовался электроникой, захотел выйти из зоны комфорта
в плане звука. Это не так просто, особенно если ты большую часть жизни пел или играл на гитаре».

 

 

 

Крис Оуэн

Ньюкасл

Burning Pyre

После нескольких лет игры в хардкор-панк-группах я начал уставать от подобной музыки и заинтересовался электроникой, стал экспериментировать со звуками и текстурами. Я пробовал себя в нойзе и дроуне, а затем выпустил первый материал как Burning Pyre. Мотивацией послужила тоска от музыки, которой на тот момент времени я был окружён, а также желание через эксперимент выйти из зоны комфорта в плане саунда. Сделать это не так просто, особенно если ты большую часть жизни пел или играл на гитаре.

Если говорить о том, насколько подобная музыка популярна здесь, в Великобритании, то благодаря активности артистов с Posh Isolation и Sacred Bones она находит всё больше слушателей, привлекает довольно большой пласт меломанов, от любителей синт-попа до фанатов харш-нойза. На концерты тоже ходит разная публика: есть и только открывшая для себя сцену молодёжь, и старшие поколения, которые экспериментальную музыку годами слушают. В Ньюкасле, правда, дела идут немного по-другому — кроме моих друзей из Transfigure, местных синти-попщиков, и другого моего проекта New Horror, практически никого нет, а любителей такой музыки здесь редко встретишь — либо им попросту лень дойти до ивента, на котором выступают малознакомые им артисты.

Что касается Perfect Aesthetics и русской синт-сцены в целом, то в Европе она медленно, но верно набирает популярность. Доходит до причуд — например, с одним из моих теперь близких друзей из Ньюкасла я познакомился именно через этот лейбл.  

Настя Алексеева

Санкт-Петербург

Sobranie 8 18, Venusinshoes

Изначально у меня с Кириллом был проект Sobranie 7 17, назвались мы так в честь собрания русских дипломатов в Англии и добавили наши любимые числа, 7 и 17. Когда мы начали сочинять треки вдвоём, возникли некоторые разногласия, поэтому получилось ещё несколько проектов, звучание которых можно определить прилагательными: 7 17 — тёмный, 8 18 — попсовый, 9 19 — экспериментальный, за каждый был ответственен один из нас. Потом решили, что 7 17 нам больше не нужен, потому что его и 8 18 удалось объединить в одно целое.

Для меня «Эстетика» — нечто большее, чем просто музыкальное комьюнити. Это скорее напоминает класс в музыкальной школе, потому что мы всему учимся друг у друга, но не забываем про здоровую конкуренцию, что помогает нам всем расти. Совместные проекты я тоже люблю, это бодрит и освежает. Помню, выложила видео в инстаграм, где я пою а капелла, и мне сразу же написали Антон из Perfect Human и Ваня из Caerulea, позвали спеть для своих треков. 

Сейчас всё движется вперёд: у Артура образовалось много хороших контактов по всему миру, людям нравится, что он делает, поэтому и поддерживают. Я тоже делаю лишь то, что мне нравится, не особо запариваюсь, заметят нашу музыку или нет. Хотя не буду лукавить, когда уделяют внимание, это сильно действует на мозг, начинаешь быть немного одержимым. А когда не замечают — тоже полезно, начинаешь снова ощущать себя дерьмом и погружаешься в творчество. Такие периоды тоже нужны, они не столь красочны, зато глубже, продуктивнее и интереснее.

Изображения: Архив лейбла