Несколько лет назад Джессика Ятрофски выпустила книгу I Heart Boy, посвященную новому взгляду на мужское тело и границы допустимого в изображении наготы. Не так давно вышло продолжение проекта под названием I Heart Girl. В этот раз фотограф пыталась показать красоту женщин, которые, скорее всего, не прошли бы кастинг для стандартной рекламной кампании или модной съёмки. FURFUR поговорил с Джессикой о проблемах репрезентации мужского и женского тела в медиапространстве. 

 

Джессика Ятрофски

Я могу говорить лишь с позиции человека, который живёт в США. Я вижу, что отношение к женскому и к мужскому телу сегодня сильно отличается: масс-медиа сексуализируют женщин в гораздо большей степени, чем мужчин. О равенстве тут говорить не приходится. И эта проблема не будет решена, если все перестанут делать сексуальные фотографии женщин — скорее, нужно восстановить баланс и разрешить представлять сексуальность мужского тела так же, как и женского. 

На это можно посмотреть и с обратной стороны — на примере Instagram. Недавно я загрузила фотографию двух мужчин, на которой специально заранее «размыла» в фотошопе их пенисы так, что не осталось даже намёка. Но Instagram удалил этот снимок. При этом в моём аккаунте полно фотографий женщин, у которых «замазаны» соски — эти посты никого не беспокоят. Получается полная бессмыслица. Но она тем не менее укладывается в логику консервативных законов США. Существует ещё много ограничений, о которых нужно говорить вслух и которые нужно преодолевать. И мне как художнику важна возможность вести диалог с обществом о том, почему мы цензурируем одни изображения, а другие — нет. Вы можете увидеть в рекламе мужскую грудь, ведь мужчина без рубашки не представляет опасности, другое дело — женщина.

По моему опыту Европа менее консервативна, здесь легче принимают тело и телесность на уровне общества — возможно, из-за более тесной и давней связи тела и искусства. В этом смысле Америка — довольно пуританское государство, хотя я понимаю, что полно стран, которые в этом отношении гораздо хуже США. Возможно, поэтому меня интересует тело в политическом смысле: есть вещи, которые тебе запрещают делать с твоим собственным телом, и это нарушает твои общечеловеческие права. 

Меня всегда завораживало античное искусство — скульптуры, бюсты. Я могу смотреть на них бесконечно. Мужская нагота была символом плодородия, изобилия, силы и красоты. И это сильно отличается от того, с чем ассоциируют мужское тело в наши дни. Сегодня полностью голый мужчина — это порнография, его тело эротично, даже, скорее, гомоэротично. Мне бы хотелось, чтобы мы снова воспринимали мужское тело так же, как в Древнем Риме или Древней Греции. Глядя на предметы античного искусства, я испытываю ностальгию по времени, в котором никогда не жила. Я просто понимаю, что у нас, как и у древних греков или римлян, такие же человеческие тела, мы такие же люди, но мы больше не видим телесную красоту, которую наблюдали они. Мы видим телесную красоту женщин, но это созерцание наполнено сексуальными коннотациями — практически невозможно просто показать женское тело без проецирования на него подобных социальных установок.

 

Мне бы хотелось, чтобы мы снова воспринимали мужское тело так же, как в Древнем Риме или Древней Греции. Глядя на предметы античного искусства, я испытываю ностальгию по времени, в котором никогда не жила. 

 

Я обращаю внимание на то, как некоторые медиа пытаются помогать людям воспринимать себя без оглядки на стандарты, и это здорово. Есть много кампаний, которые помогают этим идеям распространяться и развиваться — например, та же Free the Nipple. Чувствуй себя комфортно: с телом, которое у тебя есть, со своей расой, с гендером — об этом сейчас говорят вслух, и я считаю, что это важно и здорово. Некоторые бренды (например, Dove) запускают инклюзивные рекламные кампании, и я считаю, что это шаг в верном направлении — они дают возможность большему количеству людей чувствовать себя включёнными, в отличие от большинства стандартных реклам, построенных на исключительной красоте тел моделей. Я вижу, как в обществе распространяется идея подвижности гендера. Ярче всего этот тренд виден в фэшн-индустрии, и из мира моды он спускается в массы. Женщин-моделей приглашают показывать мужские коллекции одежды — это лишь один из примеров того, как границы гендера размываются. 

Сейчас очень много художников, которые занимаются проблематикой тела, но в арт-среде по-прежнему полно сексизма и дискриминации. Поэтому мне сложно поставить себя в один ряд с какими-то фотографами, журналами или институциями. Мне нравятся женщины-режиссёры — например, я огромная фанатка Катрин Брейя. Она работает с телесностью, она показывает сексуальность в сыром виде, без оправданий, как есть. Я уважаю честность и ранимость её работ, её творчество — большой источник вдохновения. Я также люблю фотографии Кэтрин Оупи, Кэти Грэннэн, Джастин Кёрленд, Джен Дэвис — они создают крайне интересные вещи, работая с той же темой тела и с вопросами идентичности. 

Сейчас 2016 год, а мы до сих пор должны замазывать соски для Instagram. Для меня это нонсенс, но именно поэтому я и говорю об этой проблеме, поэтому я продолжаю заниматься проектом I Heart Girl. Я надеюсь, что мои работы поднимают дискуссию о теле в публичном пространстве. 

Если посмотреть на моё творчество с дистанции, то главная общая тема — это ранимость, во всех смыслах. Для меня она вообще очень важна: в фотографии, отношениях с людьми. Ранимость — это честность, но в нашем мире честность ценится не очень высоко. Я же своими работами хочу продвигать эти ценности как наиболее важные.

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 1.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 2.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 3.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 4.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 5.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 6.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 7.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 8.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 9.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 10.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 11.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 12.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 13.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 14.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 15.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 16.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 17.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 18.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 19.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 20.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 21.

 

«Мужчина без рубашки не опасен, другое дело – женщина»: Фотопроект Джессики Ятрофски о наготе. Изображение № 22.

Фотографии: Джессика Ятрофски