5 декабря на польском независимом метал-лейбле Witching Hour Productions вышел альбом группы Batushka под названием «Litourgiya». Группа анонимная, но лейбл уверяет, что в ней играют музыканты, которых ценители метала знают не понаслышке.

Пластинка записана в форме восьми ектений — молитвенных прошений, которые являются неотъемлемой частью литургии. В треках молитвы богослужителей прерываются характерным для блэк-метала скримингом. 

В интернете «Литургия» уже успела изрядно пошуметь, спровоцировав многостраничные дискуссии во «ВКонтакте» и даже отдельное расследование священника из Амурской области, которые уже неделю активно спорят на тему того, является ли альбом церковной миссией или провокацией. Мы решили разобраться в ситуации поподробнее.

Отдельного внимания заслуживает оформление релиза — тираж «Литургии» состоит из 300 двухсторонних дисков, упакованных в плоскую деревянную коробку с иконой Богородицы. Кстати говоря, у пластинки есть все шансы стать раритетной — все копии уже раскупили.

 Текст: Степан Нилов

 

BATUSHKA

Litourgiya

 

Альбом устроил в сообществе любителей метала настоящий раскол, поделив его на тех, кто считает, что альбом православный,
и слушателей, которые приняли «Литургию»
со здоровой долей иронии. Мы отобрали наиболее характерные комментарии
посетителей паблика «E:\music\Black Metal»
со страницы альбома: 

«Батюшка»: Как интернет отреагировал на «православную» пластинку анонимной блэк-метал-группы. Изображение № 1.

Своё расследование провёл и амурский священник Святослав Шевченко. Результат он опубликовал на сайте православной журналистики. Богослужитель утверждает, что может в этом вопросе выступать в роли эксперта, так как несколько лет увлекался такой музыкой. 

Подробно анализируя оформление физической копии альбома, священник приходит к выводу, что «группа всё-таки блэковая». Дело в том, что, сравнив кавер альбома с копией иконы Божьей Матери, Шевченко заметил, что вместо бахромы на рукаве женщины красуются перевёрнутые кресты — явный символ Антихриста. 

Далее Шевченко комментирует и музыкальную составляющую альбома:

«В композициях есть все атрибуты блэк-метала: жёсткое дребезжание гитар, частая дробь ударников, рычание и истерические крики вокалистов. Но всё это вправлено в звуки кадила, псевдоцерковного хора и переиначенные слова церковнославянских молитв», — написал он и добавил, что в тексте первого трека в псаломе пророка Давида местоимения оказались переписаны таким образом, будто вокалист повествует от лица Бога или Сатаны. 

Заключение священника оказалось неутешительным и однозначным: «На мой взгляд, подобное творчество можно отнести к разряду так называемой мягкой силы, когда мозги нашей молодёжи „скупают“ за бесценок», — подытожил он.

В сообществе также бытует мнение, что вирусную «Литургию» записала польская дэт-метал-группа Behemoth. Действительно, причина кажется очевидной: прошлогодний тур Behemoth в России не задался с самого начала. Ещё до его фактического старта православные активисты во главе с координатором «Союза православных братств РПЦ» и «выходцем из неформалов 1970-х годов» Юрием Агещевым выступили с призывом запретить выступление группы в Хабаровске. Как тогда сказал Агещев, глава Хабаровского края Вячеслав Шпорт «будет трусом», если «испугается выступить за Русь и её устои». В итоге глава региона оказался не робкого десятка и твёрдо запретил «сатанинский» концерт. Дальнейшие выступления Behemoth в России отменялись или как минимум заканчивались потасовками.

Однако на польской метал-сцене к такому блэк-металлическому звучанию, которое так красочно описал священник Шевченко, приближается скорее группа Mgła и дружественные ей команды, в то время как музыканты из Behemoth играют скорее дэт-метал, хоть, конечно, жанровые рамки и размываются. Но перевёрнутые кресты и искажённая лирика действительно доказывают, что группа «Батюшка» вряд ли искренне записывает духовно заряженный блэк-метал. Хотя, учитывая сравнительную популярность христианского блэк-метала и усилившееся давление верхушки РПЦ, которая уже открыто призывает к отмене светских принципов в России, вполне логично было бы ожидать появления такой подпольной сцены.

«В композициях есть все

атрибуты блэк-метала:

жёсткое дребезжание гитар,

частая дробь ударников,

рычание и истерические

крики вокалистов. Но всё

это вправлено в звуки

кадила, псевдоцерковного

хора и переиначенные слова

церковнославянских

молитв».

Изображения: «Википедия»