Если вас ещё не начинает слегка мутить от упоминания фильма «Любовь» Гаспара Ноэ, значит, последние несколько недель вы были в отпуске без интернета. Но мы делаем это в последний раз, честное слово. После всех трейлеров, новостей, новостей о запрете и размышлений о его причинах странно было бы пропустить один из немногочисленных фестивальных показов. Наш корреспондент скрепя сердце раскошелился на дорогой билет и старательно законспектировал свои ощущения сообразно масштабу события. Всем, кто не живёт в Москве, посвящается. 

Внимание, ниже вы рискуете прочитать пересказ если не всего сюжета, то, по крайней мере, наиболее интересных сцен, неожиданных моментов и вообще всего, ради чего стоит ходить в кинотеатр. Продолжайте на свой страх и риск.

 

 

 

 

 

 

 

Сразу несколько пар, держась за руки, в среднем марафонском темпе бегут по мокрой аллее к мосту. Я присоединяюсь к забегу, не дождавшись «Убера» — Троицкий разводят в половину второго ночи, телефон показывает 22 минуты, если не успею — придётся остаться на ночной сеанс. Угораздило же застрять в Петербурге с его единственным фестивальным показом, в то время как в московском «Пионере» «Любовь» тихонько идёт уже неделю.

Оно того стоило. Аплодисменты зала сложно назвать особо продолжительными — на моей памяти Соррентино с «Великой красотой» в обычном кинотеатре дольше и громче хлопали на третьей неделе проката. Хотя, если бы на входе в зал установили возрастной ценз, не пустив никого старше 1989 года рождения, всё было бы иначе.

Но фильм на самом деле лучше «Необратимости». Идеальная мелодрама для второго свидания. 

Финал несколько затягивается. Я насчитал уже два отличных момента, на которых бы с удовольствием закончил ленту. «Необратимость» вот закончилась безмятежной сценой в парке, почему бы в этот раз не повторить? Будет здорово, потому что это очень приятный и трогательный момент, получится отличный искусственный хеппи-энд с поцелуем.

О-оу, ну это же финиш — Джон Фрушанте. Серьёзно?! Страстная прелюдия в каком-то тесном коридоре под Джона Фрушанте. Я никогда не смогу сказать плохого слова о фильме, в котором реализована моя самая сокровенная тинейджерская фантазия.

Сценка с трансвеститом сработала на все 200%. Интересно, как её восприняли в Европе — был ли такой же бурный смех? Но ведь это действительно смешно — примерно так всё себе и представляешь, когда травишь похабную шутку про Таиланд. Всё-таки в «На игле» это всё было чуть-чуть слишком комедийно, а тут похоже на правду, поэтому смешнее.

Снова Карпентер, второй раз. «Нападение на 13-й участок» на свингерской вечеринке — это, кажется, уже перебор, но ведь круто же. Никогда не был фанатом всех этих обласканных Делёзом трюков с решётками и игрой света и тени, но в 3D действительно впечатляет — стонущая в экстазе героиня раздваивается.

Добродушный французский жандарм, похожий на Юрия Шевчука, затирает главному герою за ненасилие и групповуху по расписанию. «Так мы расслабляемся». «Мне нравится моя сексуальная жизнь». «Это не какой-то грязный клуб, здесь всё уютно, можно просто стоять и смотреть». Всё-таки Ноэ точно надо попробовать хоть раз снять полноценную комедию.

Я не додумался вести отсчёт с самого начала, но навскидку мужчина в фильме гораздо чаще доставляет оральные ласки, чем женщина. С чем это связано? Ведь, если подумать, в современной сексуальной массовой культуре куннилингус действительно стал чем-то уже совершенно необходимым — редкий порноролик обходится без соответствующей сцены, а традиционалистский категорический отказ от работы снизу кажется уже отклонением. Это гиперкомпенсация такая или освобождённое от оков табу древнейшее желание? Жаль, рядом Жижек не сидит.

Секс в туалете, секс в парке, секс везде. Удивительно, но ближе к последней трети фильма коитальные флешбэки действительно хочется перематывать. Удивительно потому, что это совершенно неверная эмоция — это ведь в наиболее раскованных из американских ромкомов бурную эротическую стадию влюблённости обычно запаковывают в один минутный отрывок, а на самом деле в ней и заключена вся магия первого этапа отношений. Жеманные диалоги о любви и смерти, клятвы — это же всё фейк, кино. А вот экстренный, неотложный половой акт — самая настоящая правда. Так что кому не нравится, у того нет сердца или приятных воспоминаний.

Галериста точно играет Ноэ (это правда. — Прим. ред.). Я не знаю наверняка, но это явно он в дурацком парике, рост выдаёт. Никак не могу понять, такое обилие пасхалок в фильме — это китч или забавно?

 

 

   

 

 

И всё равно подготовиться к такому невозможно. Почти мурашки по коже в тот момент, когда в твои 3D-очки летят брызги семени.

 

 

   

 

 

Ох, вот оно — о чём так много разговоров велось. И всё равно подготовиться к такому невозможно. Почти мурашки по коже в тот момент, когда в твои 3D-очки летят брызги семени. Майклу Бэю на заметку: это впечатляет посильнее какой-нибудь отлетающей в тебя железки. Интересно, как себя чувствуют в этот момент находящиеся в зале женщины, иначе? Жаль всех, кому придётся смотреть кино на ноутбуке.

Опиум, трава, кокаин, экстази. Всё-таки название «Молодость» фильму тоже подошло бы.

Итак, menage a trois. Играет, конечно же, блюз. На переходе от поцелуев к куннилингусу зрители не выдерживают и начинают болтать. В одной из двух пользовательских рецензий на «Кинопоиске» две недели назад автор признавался, что моментами ему «становилось тесно в штанах». Не понимаю, как это возможно. Особенно когда рядом 300 человек, а на первом ряду чуть ли не Никита Михалков. Как-то читал книжку, в которой на примере эмпирических исследований авторы утверждали, что мужчинам тяжелее возбудиться, наблюдая сексуальные сцены в присутствии незнакомых людей, чем женщинам. Вспоминаю, что мне на «Жизни Адель» всё-таки пару раз удалось. В чём же тогда дело — неужели мужчина в кадре смущает? Жизнь полна загадок.

Всё-таки Аоми Муйок очень красивая женщина. Неправильно давать такие оценки в 2015 году, но удержаться сложно. Глусман похож на посредственного футболиста, а от Муйок глаз не оторвать. До сих пор терзает мысль: почему в Каннах она была без двух передних зубов? Хочется верить в лучшее.

За закрытой дверью играет Salem. Спасибо, вернули мне мой 2010-й!

Главный герой убивается, плачет, обрывает телефон и закатывает сцены на вечеринке. А такое вообще ведь бывает, да? Искренне завидую людям, которые на всё это вообще способны.

Гаспар Ноэ продолжает гнуть свою ультраконсервативную линию: во всех бедах мы виноваты сами, потому что не умеем себя вести. 

Всё-таки интересно 3D работает, когда без взрывов. Поначалу не без помощи отрывистого внутреннего монолога главного героя кажется, что ты в какой-то новой компьютерной игре. Вот-вот будут квесты. Побег из семьи, поиск бывшей девушки, детективная линия. Давно пора такое выпустить.

Я не буду раскрывать подробностей первой сцены. Это неприлично — сами посмотрите.

Зал забит, атмосфера оживлённая. Синефилы в годах, студентки, пара медийных персон, всё как надо. На первом ряду кто-то умудрился пронести через суровых охранников пиво в бумажных пакетах. Вступительное слово произносят директор фестиваля и известный кинокритик, затем к экрану подходит француз-дистрибьютор и включает на экране смартфона скайп-диалог с Гаспаром Ноэ, который стоит на фоне Эйфелевой башни. Режиссёр предупреждает, что мы увидим нежный и печальный фильм о любви.