5 сентября на фестивале Reebok Streetfire выступил Клиффорд Смит, он же Method Man. Мы успели напасть на музыканта до выступления и задать новые вопросы о главном. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

— Какой путь проделал мейнстримный хип-хоп за последние 30 лет — когда-то всё было понятно: рэп — это аутентичная, в чём-то вполне протестная музыка чернокожего населения США, а сейчас?

— Это забавный вопрос: в 1980-х, когда у нас с одной стороны были Грандмастер Флэш и Furious Five, с другой стороны всегда стояли чуваки из глубокого андеграунда. У нас всегда была мощная альтернатива, и благодаря этому мы могли высказываться обо всём на свете. Рэп сегодня всё меньше и меньше затрагивает острые общественные темы. Сегодня у нас нет ни Public Enemy, ни Native Tongues — и что делать без таких артистов, не очень понятно.

— Сейчас я спрошу банальность, но всё же — как насчёт безумной коммерциализации хип-хопа в последние полтора десятилетия? 

— Будем честны: музыка всегда была в той или иной степени коммерциализированной — дело в том, что с каждым годом это достигает всё больших и больших высот. Конечно, вы не можете себе представить песню TheBeatles в телерекламах 1960-х, но ведь эти треки были и так повсюду. Мне кажется, хип-хопу ещё расти и расти, чтобы звучать из каждого экрана. Ему сколько, 30 лет, да? Это же вообще не возраст для музыки! Посмотрим, что произойдёт, когда ему будет за 40 — я ставлю на то, что хип-хоп прозвучит на инаугурации президента. 

— За кем из молодых ребят вы следите персонально? 

— Лично я обожаю Джей Коула и Эйсэпа Роки. Ну и вообще, сейчас появляется всё больше и больше классных и умных ребят, которые из года в год становятся круче. Я заметил, что рэперы стали больше прислушиваться к мнению фанатов — возможно, именно поэтому их треки всё лучше и лучше.

— Они могут претендовать на статус голосов поколения? 

— Конечно. Просто никто не хочет в наши дни слушать исключительно остросоциальный хип-хоп. Людям нужны пластинки самых разных жанров — и самое главное, что сегодня у них есть возможность слушать такую музыку, какую им захочется. 

— А Wu-Tang Clan или NWA могли бы появиться в 2015 году?

— Понятия не имею! Эти группы достигли таких высот за последние 20 лет, и, мне кажется, у них бы не получилось так же взлететь в наше время. В 1990-х они попали в точку и совпали с духом времени как инь и ян. Сомневаюсь, что кому-либо нужен такой рэп сегодня.

— Кажется, сейчас самое время для серьёзного, остросоциального рэпа — Фергюсон, все дела. 

— Знаешь, что я думаю по поводу Фергюсона? Меня чертовски выводит из себя то, что прямо сейчас принижают невиновных. Мне совершенно всё равно, чёрный человек или белый; полицейский или нет — меня тошнит от несправедливости в любом её виде, и тут дело ни разу не в цвете кожи. 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полицейские бывают разными, 

простые люди тоже — судить стоит

только какого-то конкретного человека.

     

 

 

— По-твоему, государство правильно себя ведёт в ситуации с чернокожими протестами? 

— Понятия не имею — я просто читаю рэп. Если ты не можешь представить себе, как управляют государством; если ты не можешь поставить себя на место какого-нибудь сенатора, то лучше всего будет промолчать и продолжить делать то, в чем разбираешься лучше. Вот мне политика не интересна совсем, я никого не сужу, а занимаюсь музыкой и делаю это отлично. 

— Но разве музыканты не должны как-то реагировать на этот кризис?

— Должны и всегда реагировали! Меня слегка вымораживает, когда я вижу, как люди удивляются трекам, в которых рассказывают о несправедливости. За последние лет 20 были же сотни рэперов, которые говорили о тех же самых вещах и делали это в разы умнее. Такое чувство, будто бы только сейчас люди поняли, что всё то, о чём мы говорили, на самом деле чистая правда.

Я никогда не стану отождествлять плохих людей с остальными: полицейские бывают разными, простые люди тоже — судить стоит только какого-то конкретного человека. И я не за кого-то одного — я стою за всех и всегда буду. 

— А ты видел Straight Outta Compton? Можешь представить себе подобный байопик про Wu-Tang? 

— Это был бы ужасный фильм! Ну а если серьёзно, мы пытались сделать что-то подобное годами — и никому это не было интересно. А сегодня, когда black is the new black, нам гораздо интереснее следить и восхищаться другими ребятами. Ну а единственное, что вы должны знать сегодня о Wu-Tang Clan, — мы всё ещё здесь, и мы сильнее, чем когда-либо.

— Тебе уже 44 — как относишься к возрасту? 

— Я обожаю взрослеть. С возрастом ты воспринимаешь вещи совершенно иначе — и именно поэтому я остаюсь в хип-хопе, а мой стиль всегда изменяется. В 19 лет я явно знал куда меньше и был куда глупее — и жаль, что я не мог тогда взглянуть на мир так, как сегодня. 

 

Фотографии: «Википедия»