Крис Манак, также известный как Peanut Butter Wolf, очень занятой человек. Помимо производства музыки и собственного рэп-соул-фанк-лейбла Stones Throw он запустил сайд-лейбл Circle Star, снимается в документальных фильмах и до сих пор лично отбирает новые таланты для своего детища. Продюсер рассказал коллегам из Hopes & Fears, почему не нужно делать свой лейбл звукозаписи в 2015 году, а мы с замиранием сердца перевели интервью.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

КРИС МАНАК

музыкант

 

 

 

Hopes & Fears: Какие планы на сегодня?

Крис Манак: Ну, я уже пропустил конференц-вызов, так что день начался не очень. У меня снова будут неприятности. Я сейчас в середине пути во всех смыслах. Что касается Stones Throw, постоянно есть какие-то новые люди, с которыми мы работаем. На самом деле я запустил новый лейбл для тех проектов, которые, по моему мнению, не соответствовали тому, что ожидают от Stones Throw. 

H&F: Stones Throw специализируется на самых разных музыкальных направлениях. Интересно, что же не входит в этот список.

К. М.: Это своего рода эксперимент. Мне просто показалось, что аудитория Stones Throw не очень восприимчива к рок-музыке. Я говорю о том, что есть люди, которым интересен лейбл, и им по вкусу скорее электронная музыка, но некоторым хочется послушать и хип-хоп, и соул, и фанк, понимаешь? 

H&F: Как называется новый лейбл? 

К. М.: Circle Star. Там пока всего несколько музыкантов. Например, Джесси Хэкетт, мы сейчас занимаемся релизом его альбома.

H&F: Я посмотрел список, на старом лейбле уже есть куча рок-групп, например Boardwalk. 

К. М.: Вот как раз хороший пример того, чему лейбл, как мне казалось, мог скорее навредить, чем помочь. Могу ошибаться. Есть такой парень — Векс Раффин — один из моих любимых музыкантов, но для него было очень тяжело найти аудиторию. Теперь записываю его под лейблом Circle Star. В детстве я слушал абсолютно всё, но потом стал выделять для себя какие-то определённые лейблы для разных жанров. Для хип-хопа — Def Jam или Tommy Boy. Для рок-музыки — 4AD или типа того. 

H&F: Circle Star — это ваш 4AD? 

К. М.: Смешно. Мне бы хотелось работать на 4AD. Это потрясающий лейбл с длинной историей.

H&F: Я читал несколько свежих интервью, и меня поразило то, что большинство лейблов из перечисленных вами относятся к року или поп-музыке. Сейчас вы упомянули 4AD. В другом интервью говорили о Captured Tracks. Откуда у вас интерес к року? 

К. М.: Мне нравятся многогранные рок-группы. Tones on Tail — одна из таких. Чувствуется влияние джаза, Африки и всего остального. То же можно сказать о Talking Heads. Их считали рок-группой. Liquid Liquid — пример получше. Тем не менее большинство музыкантов лейбла Circle Star предпочли бы быть в Stones Throw только лишь из-за его истории.

H&F: Недавно вышел документальный фильм о вашей жизни и Stones Throw. Что думаете о наследии лейбла? 

К. М.: Не хотелось бы, чтобы меня хоронили раньше времени. Если снимаешь документальный фильм, то это выглядит примерно так: «Окей, этому лейблу пришёл конец». Понимаете, о чём я? Это и стало проблемой, когда появилась идея снять документалку. Мне бы не хотелось быть известным в качестве человека, чей лейбл был популярен с такого-то по такой-то год. Я всегда нахожусь в поиске талантливых ребят. В этом источник жизненной силы для лейбла: находить музыкантов, которые всё ещё делают хорошую музыку. 

H&F: Считаете ли вы, что наследие лейбла определяет его будущее?

К. М.: Я больше заинтересован в поиске хорошей музыки, чем в том, чтобы прыгать выше своей головы. Интересная музыка интересна тем, что звучит не так, как всё, что вы до этого слышали. Принципиально отличаться или быть странным для меня не является главной целью. 

H&F: Что вы предпочитаете: поиск новичков или работу с уже известными музыкантами? 

К. М.: По-моему, тем же занимается лейбл XL: они работали с Бобби Уомаком или Гилом Скоттом-Хероном, но в то же время большая часть музыки у них — что-то новое, современное. У меня тоже получается так, наверное, на подсознательном уровне. Сейчас выпускаю альбом со Стивом Аррингтоном. Ещё в детстве мне нравилось то, чем он занимается, а потом я узнал, что Аррингтон снова делает музыку с Dâm-Funk. Мы оба решили, что было бы круто с ним поработать. Это как альбом группы Madvillian, который записывался с Мэдлибом. Группа KMD нам всем очень нравилась. Но большинство фанатов MF Doom узнали о KMD уже после, хотя такие люди, как я и Мэдлиб, были в курсе, что с KMD всё начиналось. То же произошло с Kool Keith и Dr. Octagon или Del.

H&F: Какие коллаборации лета-2015 понравились вам больше всего? 

К. М.: Думаю, сингл Thundercat («Them Changes»). Очень круто. Биты как у The Isley Brothers, которые Джей Дилла использовал в «Won’t Do». Thundercat действительно талантлив. Некоторые вещи, конечно, напоминают Джорджа Дюка, но, думаю, сейчас он стал делать больше чего-то своего. «Them Changes» — просто легко запоминающаяся поп-песня. 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если кто-то решит сделать кавер 

на чью-либо песню, то он должен заплатить 

установленную законом сумму. Но в случае с семплами

с вас могут стрясти столько, сколько захотят.

      

 

 

H&F: Где вы чаще всего слушаете музыку? 

К. М.: В основном в машине. И по телефону разговариваю тоже в машине. Знаю, что этого делать нельзя, но я по крайней мере не переписываюсь за рулём. На компьютере очень много музыки. Был недавно в музыкальном магазине, где провёл несколько часов, изучая пластинки с госпелом. Я всё ещё трачу много времени, пытаясь обнаружить что-то стоящее среди нового или старого. 

H&F: Кому пора покинуть сцену? Дрейку, Мику Миллу, Лил Уэйну или Future?

К. М.: О нет. Мне нужно послушать все песни каждого из этих артистов, чтобы я мог судить. Более того, мой знак зодиака — Весы, так что мне нужно взвесить это всё. Я постоянно в поиске равновесия. Sprite сейчас запустил новую рекламную кампанию с Ракимом, Бигги и Дрейком. У последнего, безусловно, есть талант, он пишет хорошие запоминающиеся песни, но его музыка совершенно отличается от того, что делает Раким. Дрейк не является его последователем. И то, что Sprite запихнул их в одну категорию, — очень странно.

H&F: Да, соглашусь. Интересно ещё, кто дал им разрешение на использование изображений.

К. М.: Ну, Sprite довольно давно сотрудничает с представителями хип-хопа. Я смотрел их старые рекламные ролики, примерно начала 1980-х годов, где был только брейк-данс. Рэперы в этом всём не участвовали. Затем в рекламе появились Q-Tip, Large Professor и все остальные, чей расцвет пришёлся на начало 1990-х. Все думали: «Ого, такая огромная корпорация поддерживает андеграунд». Это круто, но даже не знаю. Круто и странно. Они сделали так, что теперь их ассоциируют с хип-хопом. 

H&F: Это довольно частая практика. Sprite оставил свой след в хип-хоп культуре, а Red Bull спонсирует Boiler Room, благодаря которому я открыл для себя многое из андеграундной электронной музыки. Корпорации поддерживают музыку, но в то же время используют это в своих целях. 

К. М.: Я как-то работал с одной группой. Спросил их, не хотят ли они поучаствовать в этом. Ответ был что-то вроде: «Ни в коем случае. К черту Red Bull». Хочу сказать, что Red Bull сделал очень многое для музыки. Компания всё ещё помогает держаться на плаву творческим сценам, пусть даже и зарабатывая на них. Я не считаю, что это эксплуатация. Помню KRS-One. Одна из его песен появилась в рекламе Nike, после чего все начали его осуждать, на что он отвечал: «Чуваки, когда я был ребёнком, пара Nike была для меня мечтой. А сейчас они просят меня делать для них музыку, чёрт возьми, этим я и займусь».

H&F: Я просмотрел список музыкантов, и одно из имён довольно сильно бросается в глаза. Откуда вы впервые узнали о Homeboy Sandman? 

К. М.: Есть такой рэпер — Jonwayne, с которым я работал. Мы с ним как-то разговаривали, и он показал мне бит, под который читал Homeboy Sandman. Я спросил, кто это, и Jonwayne ответил: «А, это Homeboy Sandman. Ты не знаешь его?» Услышав его музыку, я почувствовал, будто мой лейбл его упустил. У него есть что-то своё, и он воплощает дух старой школы, хотя на самом деле к ней не принадлежит. 

H&F: Да, определённо. Я прожил в Нью-Йорке десять лет, и теперь мне кажется, что если есть рэпер из Нью-Йорка, чьё имя мелькало чаще, то это, безусловно, Homeboy Sandman. Я говорю о том, что, он, по-моему, заклеил каждый вагон в Нью-Йорке своими афишами. Не было ни одного поезда из Квинса, который не был бы покрыт ими. 

К. М.: Когда это было? 

H&F: Самый пик пришёлся на 2010–2011 годы, после их стало меньше. До этого они были везде. Уверен, если вы погуглите что-то вроде «Homeboy Sandman поезда Нью-Йорка», то найдёте очень много фотографий, которые люди делали, потому что листовки реально были повсюду. В нём много энергии и просто огромное желание делать музыку. 

К. М.: Он невероятно мотивирован и пишет очень много песен. Думаю, большинству было бы тяжело идти с ним в ногу. Он очень плодовитый. Многим музыкантам нашего лейбла трудно закончить единственный альбом, а Sandman такой: «Вот 50 песен. Давайте послушаем все и выберем 12 лучших». Именно так нужно делать лучшие альбомы. 

H&F: Я слышал, что имя вам придумал младшей брат вашей бывшей девушки.

К. М.: Ага.

H&F: Мне интересно, общаетесь ли вы? Знаешь ли ты, чем он занимается сейчас?

К. М.: Мы переписываемся в Facebook. Сейчас он, кажется, в Юго-Восточной Азии. Всё ещё занимается искусством. Жив-здоров. Так странно, что ему уже почти 30 лет, а было всего около шести, когда он придумал мне этот псевдоним.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На данный момент лейбл Stones Throw 

включает в себя около десяти человек, и мы стараемся держаться

этой цифры. Мы не берём кого-то ещё и никому не даём уходить.

 

  

 

H&F: Опишите обычный день Peanut Butter Wolf. 

К. М.: Я стараюсь проводить в офисе как можно больше времени. Когда я нахожусь там, то всегда чем-то занят и могу позволить себе быть творческим и принимать соответствующие решения. В офисе всегда есть кто-нибудь из музыкантов. У нас располагающая для них атмосфера. Сейчас в помещении всего одна студия, но мы планируем расширяться, то есть сделать две отдельные, потому что ребята постоянно борются за эту единственную комнату. На данный момент лейбл Stones Throw включает в себя около десяти человек, и мы стараемся держаться этой цифры. Мы не берём кого-то ещё и никому не даём уходить. Сейчас всё идёт хорошо. 

H&F: Собрали семью. 

К. М.: Мы сделали это.

H&F: Один из ранних релизов Stones Throw, который вызвал у меня живой отклик, вышел, когда вы переиздавали сборник Minimal Wave. У меня чувство, что именно с тех пор стал популярно что-то такое на грани между колдвейвом и минимал-синтом. Очень часто слышу это в рэпе и электронной музыке, особенно в экспериментальном техно. Любопытно, как такое вообще появилось, что стало катализатором?

К. М.: Ну, у меня слабость к подобной музыке. В молодости я мечтал о пластинках Cabaret Voltaire, но их было очень сложно достать. Я жил в Сан-Хосе, где та же ситуация была со вторым изданием Public Image Ltd, которое ещё называют «Metal Box». Он был более постпанковым, но мне всегда нравилось такое. Была ещё вещь под названием «Some Bizarre» — первый сборник одноименного лейбла. На нём была первая песня Depeche Mode ещё до того, как они выпустили собственный альбом и их нашёл лейбл Sire. Во время до переиздания сборника я находился в поиске чего-то такого. Нашёл пару сборников Вероники Васицкой, которые были изданы под лейблом Minimal Wave. Посмотрел на упаковку и, увидев нью-йоркский адрес, решил позвонить своему другу Дуэйну, который живёт там и работает в музыкальном магазине Other Music. Подумал, что если кто и знает, что представляет собой эта девушка, то только он. Дуэйн ответил: «О, это же лучшая подруга моей девушки». И дал мне её номер. Я поговорил с Вероникой, сказал ей что-то вроде: «Мне очень нравится музыка, которую ты находишь и переиздаёшь». Рассказал, что хотел бы сделать вместе подборку песен, которые потом будут изданы на лейбле Stones Throw, и она согласилась. Во время этого проекта я понял, что она обладает лидерскими качествами и что иногда нужен всего один человек, чтобы всё получилось как надо. Я считаю, что у Dâm-Funk много схожего с представителями электрофанка 1980-х. То, что называют современным фанком или современным синтом, синт-фанком. Мне очень хотелось выпускать что-то подобное. Готические нотки. Я увлекался таким в старших классах, но об этом знают немногие. 

H&F: Кажется, я улавливаю связь между Minimal Wave, Dâm-Funk, Джей Диллой. Они самородки. Их звучание стало классикой, к которой стремятся современные музыканты, а вы хотите сказать всем: «Посмотрите! Вот кто был родоначальником», — чтобы они сами могли сделать выбор, в какую сторону двигаться. 

К. М.: Однажды я присутствовал во время интервью с Мэдлибом, и журналист спросил его: «Какой релиз Stones Throw из тех, к которому вы не имеете отношения, стал является вашим любимым?» Он ответил: «Альбом „Minimal Wave“». Такого я не ожидал. 

H&F: Любопытно.

К. М.: Действительно. У такой музыки большой потенциал. Мэдлиб сейчас работает над альбомом с его собственными битами, в котором он по-своему интерпретировал жанр. Однажды он позвонил мне и сказал, что для записи нужен певец. Я спросил, чего именно ему бы хотелось, а он такой: «Да мне всё равно. Любой подойдёт, главное, чтобы белый». Тогда я ответил, что могу сделать это сам. 

H&F: Кажется, в юридической области относительно семплов всё ещё слишком много белых пятен. Например, эти разбирательства семьи Марвина Гэя из-за песни Робина Тика «Blurred Lines». Хотя она сама по себе мне не нравится, есть ощущение, что сейчас правила меняются. Хочется узнать ваше мнение о том, как в будущем будут обстоять дела с публикацией и нарушением авторских прав.

К. М.: Семплы — странная штука. Даже тот факт, что Марвин Гэй подавал в суд на Фаррелла — я не вижу в этом смысла. Существует так много песен, похожих друг на друга, как может показаться. В их случае совпало то, как звучат колокольчики, и то, как записаны ударные. Даже не мелодия или что-то такое. Просто создаётся знакомое ощущение. Это был шок для меня. То, что музыканты должны бояться упоминать тех, кто оказал на них влияние. Фаррелл и Тик рассказывали об этом в интервью: «Ну, нам очень нравится эта песня, поэтому мы решили сделать что-то с похожей атмосферой». Этим высказыванием они на самом деле подтвердили обвинения против себя. 

В любом случае все каким-то образом влияют друг на друга. И это не способствует созданию здоровой творческой среды. Думаю, что с семплами нужно делать так же, как с каверами. Если кто-то решит сделать кавер на чью-либо песню, то он должен заплатить установленную законом сумму. Но в случае с семплами с вас могут стрясти столько, сколько захотят. Для Biz Markie или De La Soul потерять такое количество денег было просто страшно. Из-за семплов им досталось так сильно, что многие люди, глядя на них, просто перестали этим заниматься. Альбом Quasimoto или трек Джей Диллы «Donuts», вероятно, крупный лейбл отказался бы выпускать, потому что автор семпла, использованного в произведении, мог бы подать иск и отсудить у лейбла гораздо больше денег, чем он бы смог заработать на записи. Это отражает правовую систему Штатов, где всем заправляют юристы. Все боятся. 

H&F: Какой совет вы бы могли дать тем людям, которые хотят запустить свой лейбл в 2015 году?

К. М.: Я бы сказал так: «Не делайте этого».

 

Фотографии: Hopes and Fears