В ЮАР 11 официальных языков и наибольшая доля белого, азиатского и смешанного населения во всей Африке. Страна вот уже два десятка лет находится на грани полного краха. При этом самобытной и интересной музыки здесь навалом. Попытаемся разобраться.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Электроника

 

Электронная музыка — топливо для жителей ЮАР. Клубная культура страны процветает как никогда в пику социально-экономическому кризису. Не нужно ни дорогого музыкального образования, ни умения играть на инструментах, ни даже их наличия. Dazed и Fact пишут о местной сцене не из чистой любви к экзотике — южноафриканские музыканты в последнее время вполне умело резонируют в такт глобальным трендам, сдабривая их старой доброй племенной магией. 

 

  

 

Sibot

Из самых незаурядных исполнителей стоит отметить Sibot — легендарного на местном уровне музыкального продюсера-тёрнтейблиcта, примечательного своими сценическими костюмами и любовью к использованию глитча и нойза, которые особенно хорошо заметны в его работе в электронной группе Real Estate Agents.

Спок Матамбо

30-летний диджей и рэпер, кроме всего прочего, недавно сделавший очень аутентичный кавер на Joy Division.

Rudeboyz

Весной 2015 года Rudeboyz выпустили свою дебютную EP на маленьком лондонском лейбле Goon Club Allstars. Они делают хаус в жанре игому (или просто гому), что переводится с зулу примерно как «удар» или «хлопок». Маняще мрачная музыка, на дроуновые фоны зачастую накладываются прямо-таки трибальные в своём звучании семплы вроде хлопков или свиста. Лучшего способа прочувствовать Дурбан без угрозы своей безопасности и не придумаешь. 

Помимо уже популярных на Британских островах Rudeboyz, есть десятки молодых ребят из Дурбана, которые делают музыку gqomu. Как правило, всё не так мрачно и интересно, но всё равно заслуживает внимания.

Шангаан-электро

Целый поджанр, зародившийся в начале 2000-х благодаря усилиям всего одного лейбла. По сути, это модернизированная версия традиционной музыки народа тсонга. Невероятно быстрая (зачастую около 200 BPM) и сложная танцевальная музыка с почти отсутствующими басами, медленной и тягучей вокальной партией. Пик активности артистов пришелся на начало 2010-х, с того момента популярность жанра только убывает. Выделять тут откровенно некого, зато долгим миксом шангаана можно смело оживить занудную техно-вечеринку.

Квайто

Квайто как жанр музыки и молодёжная субкультура зародился после проведения первых всеобщих выборов 1994 года и избрания Нельсона Манделы президентом страны. Открыв для себя европейский хаус, некогда притесняемые африканцы начали развивать музыку и культуру тауншипов до тех пор, пока она не стала почти что национальным стереотипом. Самое удивительное, что ни о каких родовых чертах и речи идти не может. Квайто — самый обычный хаус, просто немного приближенный к хип-хопу. Эталонный трек — «Sika Lekhekhe» («Порезать пирог» — зулусский эвфемизм для полового акта).

Диджитал Масканди

Попытка связать бардовский жанр зулуской песни Масканди с последними веяниями в электронной музыке. Деятельность началась несколько лет назад, сейчас жанр все еще набирает популярность, но остается сравнительно малоизвестным. По сути это традиционное пение народов зулу с очень явным автотюном, наложенное на траповые биты. Основатель жанра - Mashayabuqe kaMamba, однако автор названия – небезызвестный репер OkMalumKoolKat, последнее время активно занимающийся продвижением обновленного Масканди. На деле это несколько больше чем жанр. Сейчас в стране существует мода на культуру зулусов, виной тому господство их в политике.

Так, президент страны Джейкоб Зума – зулус, а при уровне коррумпированности государственного аппарата это обозначает, что большинство других правительственных должностей также достанутся зулусам. Переосмысленная традиционная музыка очень хорошо вписывается в этот всеобщий тренд. А на живых выступлениях вообще используются стойки для микрофонов, покрытые леопардовой шкурой. Их носка – традиционная племенная практика зулусов. На выходе получается очень аутентичный микс традиционной и урбан эстетики с весьма средним музыкальным сопровождением.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гитарный андеграунд

 

Подвалы ЮАР не простаивают без истошных криков — в стране найдётся более десятка отличных хардкор-банд. Из новой волны самой популярной можно считать группу Conqueror из Йоханнесбурга. Ничем особым они не примечательны, но играют достаточно технично и эмоционально. По дорогам страны разъезжает и нечто совершенно странное, называющее себя Boargazm — это группа из четырёх человек, играющая что-то на стыке грайндкора и трэш-метала. В 2011 году они выпустили свой дебютный альбом, который чудом оказался концептуальным. Его сюжет повествует о том, как раса свинолюдей из космоса уничтожает человечество. 

Сейчас они готовят уже третий полноценный релиз.

 

  

 

 

Peasant

Из весьма внушительного количества южноафриканских хардкор-групп Peasant, вот уже не первый год сокрушающие подвалы Кейптауна, выбиваются, прежде всего, лирикой. Тут нашлось место и крику о помощи человека бедствующего рабочего класса, общенациональной рефлексии и хрестоматийной ненависти по отношению к рабовладельческому прошлому страны. Здесь и риффы, и чернуха, и вокал, который ближе к скримо, чем к традиционному хардкору.

Go Team!

Первая (не исключено, что и последняя) скримо-группа Кейптауна ворвалась на музыкальную сцену ЮАР в 2002 году и спустя всего год распалась, оставив после себя всего лишь одну демку из пяти песен и четырёх интерлюдий. Зачем вообще писать о таком? Дело в том, что даже спустя столько лет найдётся мало проектов, равных им по степени энергичности и самобытности. Go Team! на несколько лет обогнали тренд на электронику в гитарной музыке, а в их песнях легко прослеживается влияние эмо, арт-рока и джаза.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хип-хоп

 

В 2010-х хип-хоп-культура ЮАР достигла своего зенита. После нескольких десятилетий слепого копирования в моду, наконец, входят самобытные эксперименты. Местные рэперы в своих текстах начали обращать внимание на сложную социально-политическую ситуацию в стране и использовать уникальные для ЮАР культурные коды. 

 

  

 

 

Самый очевидный пример — это, конечно же, Die Antwoord. Кроме видимой любому слушателю выдающейся антиэстетики белого гетто, в своих текстах они также затрагивают тему политической нестабильности в стране, при этом не забывая экспериментировать даже с филологическим аспектом песен, часто используя в них многочисленные местные жаргоны, примечательные прежде всего количеством языков, из которых они составлены. 

Самый большой новатор сцены – OkMalumKoolKat – участник бесконечных коллабраций, кроме всего прочего поучаствовавший в осовременивании зулусской бардовской песни, речь о котором уже шла выше. Из несколько менее интересных артистов стоит отметить африканера Джека Пароу. Ироничный хип-хоп с гипертрофированными козырьками кепок и леопардовыми шубами вот уже более шести лет прочно обосновался в плеерах жителей страны. Достоин внимания недавно ставший платиновым со своим первым релизом Касспер Ниовест. Не стоит забывать и о  Девуар Ке Лениоре, недавно вошедшей в тренд девушке MC, не чурающейся в своих текстах затрагивать столь острые для страны темы, как гомосексуализм и домашнее насилие.  

Dookoom 

Хип-хоп-команда Dookoom привлекла всеобщее внимание в конце 2014 года, выпустив полный злобы и мрачных видов фермерских угодий клип на песню «Larney Jou Poes». «Larney» на жаргоне Йоханнесбурга обозначает богатого человека, в данном случае белого фермера, а «jou poes» на русский буквально переводится как «пошёл в *****». В клипе рэперы катаются по территории фермерских угодий на тракторе, водя за собой на прицепе цветных рабочих, попутно сжигая сено и читая про колониализм на южном побережье. Клип, несмотря на всю свою дискуссионность, не смог бы сгенерировать столько обсуждений, если бы не организации по защите прав африканеров, засыпавших группу обвинениями в разжигании межэтнической вражды и в конечном итоге обративших на неё внимание не только локальных, но и мировых СМИ и любителей музыки.

okmalumkoolkat x Stilo Magolide x uSanele x Sibot

Стиль мсвенко — попытка переосмысления свэг-безумия начала 2010-х на южноафриканский манер. Само слово, по заверениям участников коллаборации, — дословный перевод слова «свэг» на зулу, не так давно вошедший в глоссарий местных жителей. В интро представитель зулусской субкультуры молодых людей свенка (от слова swank — шик) исполняет замысловатый танец, лишний раз напоминая зрителю о богатой истории танцевальных субкультур на юге Африки. Среди участников — звёзды локальной сцены, самый примечательный из которых — Sibot, о котором речь уже шла выше. 

Doodvenootskap

«Партнёрство до гроба» — рэп-команда из окрестностей Кейптауна, что-то вроде очень ироничной вариации OFWGKTA. В их клипе на трек «Protein Shake» есть все атрибуты современной интернет-культуры. Это странная ода стоковым фотографиям, мастурбации, Windows 95, зелёным энергетическим напиткам и прочим штукам, которые так сильно нравятся сэдбоям. Только в случае этих ребят уровень иронии помножен на десять. Вы посмотрите, они правда поставили зелёный экран у себя на заднем дворе, к тому же засорив видеоряд скриншотами из аниме, фотографиями котов и изображениями текущего президента ЮАР Джейкоба Зумы. Пожалуй, единственная безоговорочно удачная часть клипа — пародия на клип Канье Уэста. При этом, даже несмотря на всю несуразную жизнерадостность их клипа, Doodvenootskap живут в одном из самых отстойных районов страны – Кейп Флетс, примечательного прежде всего постоянным газетными сводками о новых и новых жертвах разборок местных банд.

 

Фотографии: кадры из видео, Doodvenootskap.