Сегодня в российский прокат выходит «Как поймать монстра» (он же Lost River) — режиссёрский дебют одного из главных героев поколения, Райана Гослинга, год назад разбитый в пух и прах кинокритиками в Канне, а далее — везде. «Вторичный настолько, что делается неловко», «работа позёра», «инфантильный и тупой», «бесформенный», «претенциозный», «поверхностный».

Гослинга-режиссёра обвиняют в бездумном воровстве у самых разных уважаемых людей — от Дэвида Линча, Терренса Малика и Дарио Ардженто до Хармони Корина и, естественно, Николаса Виндинга Рефна. Всё это так, всё это правда, но есть одно но: «Как поймать монстра» — почти хорошее подростковое кино в духе времени.

 

 

Город-призрак (снимали в Детройте), деревянная халупа: здесь живут сексуальная мать-одиночка Билли (Кристина Хендрикс) и два её сына — только научившийся говорить Фрэнки и уже-почти-не-тинейджер Боунз (Йен де Кестекер), как две капли воды похожий на самого Райана Гослинга без мускулов. Билли просрочивает выплаты за квартиру, и банковский менеджер Дейв (Бен Мендельсон) предлагает ей подработку в ночном клубе, где на сцене имитируются преимущественно садистские издевательства над женским телом. Тем временем её сын зарабатывает деньги продажей цветмета, который он выковыривает из заброшенных домов. На этой стезе его ждёт неминуемое столкновение с Хулиганом (Мэтт Смит) — отмороженно-утончённым монополистом этого рынка, который установил в своём кабриолете трон и вырезает губы врагам. В конфликт оказывается втянутой и симпатичная соседская девчонка (Сирша Ронан), в которую влюбляется Боунз, — теперь им вместе надо либо валить из этого богом забытого места, либо попытаться «снять заклятие», околдовавшее город после намеренного затопления его старых районов и парка с аттракционами.

Поначалу может показаться, что «Как поймать монстра» — это такой гослинговский ремейк «Драйва», только до 13 и старше. Тот же ковыряющийся в капоте машины немногословный богатырь (только этот избегает физического контакта), та же раздражающе беззащитная клуша с маленьким ребёнком, разве что зло представлено чуть более колоритными персонажами, а декорации эпоса поменяли: вместо неоново-закатной романтики мегаполиса здесь фолкнеровский магический реализм увядшей провинции. С отдельным полуночным анклавом для джалло.

Но именно декорации в случае с «Как поймать монстра» решают всё: от своего датского патрона Гослинг по-настоящему наследует разве что почти комическую отчуждённость и немногословность героев, синты Джонни Джуэла да красивый бомбер с Кристиной Хендрикс, перенося их в какой-то совершенно неприспособленный для этого мир, где днём царит энтропическая беспросветность имени Хармони Корина, а после наступления темноты — архаическая двусмысленность Линча. Герои, правда, сопротивляются среде и как будто не обращают на всё это никакого внимания — если на лице Кайла Маклахлена в «Синем бархате» перманентно царило изумление, то де Кестекер и все остальные выглядят и ведут себя так, словно попали в очередной занудный сандэнсовский фильм про тяготы жизни в маленьком городке. Исключения — вечно готовая пустить слезу соседка в исполнении Сирши Ронан и демонический банкир-клубовладелец Дейв, несмотря на седину разговаривающий почти исключительно цитатами из Эйсэпа Роки.

Для создания своего мира Гослинг заручился не только проверенными образами из чужих фильмов, но и мощной командой: оператор Бенуа Деби снимал «Необратимость», «Вход в пустоту» и «Отвязные каникулы», ответственный за саундтрек Джонни Джуэл писал музыку к «Бронсону», художник Бет Микл работала на «Драйве» и «Только Бог простит». Да, уже из одного этого перечисления очевидна попытка сделать фильм «как у...». Но стоит ли ругать человека за то, что он попробовал реализовать мечту каждого первого своего фаната-миллениала: выгрести из киноманского тамблера всё самое красивое, мрачноватое и мистическое и пересобрать это в новую ленту, из которой потом снова можно будет таскать коубы и скриншоты. Кажется, это и называется воспроизводством мифов.

 

 

«Как поймать монстра» Райана Гослинга: Во-первых, это красиво. Изображение № 1.

«Как поймать монстра» Райана Гослинга: Во-первых, это красиво. Изображение № 2.

«Как поймать монстра» Райана Гослинга: Во-первых, это красиво. Изображение № 3.

«Как поймать монстра» Райана Гослинга: Во-первых, это красиво. Изображение № 4.

«Как поймать монстра» Райана Гослинга: Во-первых, это красиво. Изображение № 5.

«Как поймать монстра» Райана Гослинга: Во-первых, это красиво. Изображение № 6.

 

Ругать, конечно, можно, но мы-то знаем: в эпоху новой визуальной революции Дэвид Линч — это и есть карлик в красном и зловещий человек с камерой, Хармони Корин — розовые балаклавы и его собственные портреты времён беззаботной юности, Гаспар Ноэ — неоновые огни Токио и усы подковой, Николас Виндинг Рефн — Райан Гослинг в окровавленном бомбере со скорпионом. Разве кому-то в интернете покажется вторичным и ненужным ещё один красиво горящий дом, ещё один романтический диалог под гул синтезаторов или ещё один обаятельный дьявол, танцующий соло перед изнасилованием?

При всей своей синтетичности «Как поймать монстра» не смотрится Франкенштейном, доказывая, что и исключительно визуальными средствами можно захватить внимание на полтора часа: умирающий город с его легендами создаёт своё атмосферное поле, несколько раз за хронометраж режиссёру даже удается его наэлектризовать, правда, за счёт повторённой дважды угрозы сексуального насилия. К финалу фильм подходит уже в ритме натурального триллера, но схлопывается до неприличия невнятно. Прояви Гослинг чуть больше или даже чуть меньше самостоятельности (например, устроив кровавую баню в духе Рефна или высвободив магию до конца), дебют можно было бы признать в меру успешным. Но вышло и без того неплохо — по крайней мере, в мире цифровой избыточности стало дюжиной больше красивых мемов.

В ХХ веке иные гиганты жаловались, что человечество до сих пор не научилось воспринимать кино исключительно как визуальный медиум, все еще оставаясь в заложниках у текста. Вряд ли теперь, в веке ХХI у кого-то хватит духу отрицать, что долгожданное освобождение пришло. Даже для тех, кто не любит «Трансформеров», полтора часа — это полтора часа, и лучше бы им максимально походить на виртуальный трип внутрь тамблера, иначе рука сама потянется к смартфону пересмотреть старые кадры из фильмов Дэвида Линча и Дарио Ардженто. Или Райана Гослинга.