На прошедших выходных российский художник Петр Павленский кухонным ножом отрезал себе мочку правого уха, взобравшись на крышу института имени Сербского в Москве. Акция художника «Отделение» символизировала несостоятельность современной принудительной психиатрии, используемой в качестве дисциплинарных мер отечественной судебной системой.

Сам Павленский написал о своем перформансе так: «Нож отделяет мочку уха от тела. Бетонная стена психиатрии отделяет общество разумных от безумных больных. Возвращая использование психиатрии в политических целях — полицейский аппарат возвращает себе власть определять порог между разумом и безумием. Вооружаясь психиатрическими диагнозами, бюрократ в белом халате отрезает от общества те куски, которые мешают ему установить монолитный диктат единой для всех и обязательной для каждого нормы. Ампутированный фрагмент никогда не вернется на прежнее место, если формалин не сохранит его для научного изучения — перед ним остается разложение. Умерли дьяволы, бесы и прочая нечисть, но их смерть породила тварь еще ненасытнее в своем служении букве закона. Ментальная болезнь. Институт психиатрии — аппарат исключения, который общество не сможет исключить, пока не избавится от веры в нового демона».

Спустя пару часов после акции в Facebook появился пост адвоката Петра Павленского Динара Идрисова, где тот также прокомментировал перформанс своего клиента.

Как блогосфера отреагировала на новый перформанс Петра Павленского. Изображение № 1.

Снимали с крыши государственного центра психиатрии и наркологии художника прибывшие по вызову правоохранители. Среди более-менее нейтрально осветивших акцию изданий и поддержавших перформанс Павленского людей были несколько оппозиционных СМИ и участница коллектива Pussy Riot Надежда Толоконникова.

Как блогосфера отреагировала на новый перформанс Петра Павленского. Изображение № 2.

С другой стороны, российский Твиттер шутил о том, что перформанс Павленского — «агентурная работа Кремля» для отвлечения внимания от пропавшей российской подлодки близ берегов Швеции: 

Тем не менее, подавляющее большинство пользователей сети реагировали на новое появление Петра Павленского саркастично и негативно, вплоть до прямых оскорблений:

Российские оппозиционные и прокремлевские СМИ традиционно осветили ситуацию по-своему: если первые пытались понять художника и найти смысл в содеянном, последние выпускали авторские заметки с громкими заголовками,  акцентировали внимание на нелепости перформанса и писали о невменяемости Петра.  

Петр Павленский стал известен в 2012 году, когда в рамках акции «Шов» зашил себе рот в знак солидарности с группой Pussy Riot. Следующим перформансом художника стала акция «Туша», в ходе которой Петр забрался в кокон из колючей проволоки, оставленный возле входа в Законодательное собрание Петербурга. Третья наиболее известная акция Павленского, «Фиксация», была приурочена ко Дню полиции и получила наибольший сетевой резонанс. В ее рамках Петр прибил гвоздем собственную мошонку к Красной площади, аллюзируя таким образом фатализм и апатию современного российского общества.