Глобальная сеть — колоссальное облако знаний и возможностей, где за внимание пользователей борются бренды, политики и СМИ. Каждому приходится конкурировать не только с представителями своей категории, но и сталкиваться со всеми остальными. Сеть — единое информационное пространство.

 

Всё доступно, всё на расстоянии пары кликов. То, чему, казалось бы, место в глубинах «серого веба» — в доменной зоне .onion или где-то ещё глубже, — индексируется поисковыми системами и обрастает поклонниками в социальных сетях. Непроверенные источники и многостраничная аналитика, рассекреченные документы спецслужб и атакуемые ими «экстремистские материалы» — всё рядом, всё на виду.

Вот манифесты и видеообращения террористов-радикалов. Их удаляют за несколько минут, но они уже успевают разойтись сотнями копий и будут залиты снова. И так без конца. Вот рекомендации по тому, как подготовиться к «командировке» в горячую точку. А вот и люди, готовые вас туда переправить и убедить в необходимости этого, если вы до сих пор сомневаетесь.

О том, как ведут агитацию и вербуют новых членов военные формирования непризнанных стран и организаций, объявленных террористами, а также о том, чем отвечают им государства, мы сегодня и расскажем.

   

Непроверенные источники и многостраничная аналитика, рассекреченные документы спецслужб и атакуемые ими «экстремистские материалы» — всё рядом, всё на виду.

   

Ловля сетью: Как террористы ведут пропаганду и вербовку в социальных медиа. Изображение № 1.

Обучающие материалы

Первой из группировок, осознавшей возможности публичной части интернета, стала «Свободная армия Сирии». Её официальная история началась с видеообращений офицеров, призывавших своих сослуживцев переходить на сторону повстанцев. Именно в одном из них «Свободная армия Сирии» и была впервые так названа бывшим полковником ВВС Сирии Риядом Мусой Асадом, возглавившим её. За год, прошедший с публикации первого обращения, FSA смогли сделать качественный скачок от призывов к дезертирству к роликам, обучающим тактическим манёврам и обращению со штурмовыми винтовками.

Уже летом 2012-го YouTube-канал الحماية العسكرية (доступный и сейчас) предлагал материалы по уходу за оружием и его боевому использованию, а в Facebook-сообществе FSAHelp (заблокировано) можно было найти подробные текстовые руководства по этим темам. Твиттер «Свободной армии», ставший к сегодняшнему дню главным средством коммуникации её представителей в видимой части сети, стал теперь пространством, где можно спросить «как работать с движущимися целями» или «как почистить засорившуюся песком винтовку» и оперативно получить подробный ответ. Важно отметить, что страницы FSA не предлагают материалов по изготовлению взрывчатых веществ — таким образом, носящая светский характер «Свободная армия» подчёркивает идеологическую дистанцию между ней и террористическими организациями исламских радикалов, действующих на тех же территориях. 

Предусмотрительные администраторы YouTube-канала FSA ещё в начале его существования стали размещать видео с возможностью скачивания. Это было сделано не только для того, чтобы ролики можно было посмотреть в районах с плохим покрытием 3G или медленным проводным интернетом, но и из-за угрозы того, что доступ к главным мировым социальным сетям в Сирии тогда мог быть заблокирован на государственном уровне. В 2011–2012-м технологическая инфраструктура находилась ещё преимущественно под контролем правительства Башара Асада, и вся история «Сирийской весны» — во многом история большой технологической ошибки этого правительства.

   

Твиттер «Свободной армии» стал теперь пространством, где можно спросить «как работать с движущимися целями» или «как почистить засорившуюся песком винтовку» и оперативно получить подробный ответ.

   

Ошибка Асада

Дело в том, что доступ к социальным медиа на территории Сирии был практически закрыт до 2011 года, когда в стране начала подниматься волна протестов. В тот момент в недрах Службы национальной безопасности Сирии возникла концепция, согласно которой открытие доступа к инструментам, позволившим активистам других «арабских вёсен» достигнуть своих целей, даст спецслужбам возможность отследить и взять под стражу ключевых идеологов и участников протестного движения, которые, как ожидалось, должны были незамедлительно проявить себя в социальных сетях.

Нельзя сказать, что этот план полностью провалился — после публикации ряда видео и заметок о превышении правительственными войсками и полицией своих полномочий, их авторы действительно были задержаны. Провальным оказался сам расчёт на то, что выступления сирийской оппозиции так и останутся гражданскими протестами. И вот уже через полгода после разблокировки социальных сетей в своём YouTube-обращении основатель «Свободной армии Сирии» заявлял: «Этот режим можно убрать лишь силой и кровопролитием. В любом случае наши потери не будут больше, чем сейчас, когда правительство пытает и убивает наших людей, выбрасывая их тела на свалки».

Вскоре перекрывать интернет в Сирии стало некому, и на смену FSAHelp пришли новые «звёзды ютьюба» — исламские боевики.

Ловля сетью: Как террористы ведут пропаганду и вербовку в социальных медиа. Изображение № 2.

Сирийская Электронная Армия

Ловля сетью: Как террористы ведут пропаганду и вербовку в социальных медиа. Изображение № 3.

Геймификация и мифологизация

До того как главное действующей силой мусульманской части оппозиции в Сирии стали боевики самопровозглашенного ИГИЛ, информационный перевес был на стороне светской части повстанцев. Но, отделившись от «Аль-Каиды», с которой у них к тому времени были уже не только идеологические противоречия, но и боевые столкновения, представители «Исламского государства Ирака и Леванта» быстро наверстали упущенное. Пока отдел по связям с общественностью сирийской ячейки «Аль-Каиды», «Фронта ан-Нусра», мог похвастаться лишь пропагандистскими видеоматериалами производства студии «Белый минарет», их молодые конкуренты не только развернули масштабные агитационные кампании, но и научились обращаться к иностранной молодёжной аудитории, используя близкие ей образы и темы. 

Не они первыми начали использовать социальные медиа как площадку для публикации своих идей и призывов, а также вербовки новых членов. Но именно им удалось достигнуть наивысшего среди исламских радикалов качества использования этих инструментов.

Вышедший в мае 2014 года «Звон мечей» — документальный фильм, спродюсированный медиаотделом ИГИЛ, агентством «Аль-Фуркан» — не просто качественнее того, что можно ожидать от боевиков, сражающихся посреди пустыни. CNN сравнивает его с продукцией американских киностудий, а росту количества просмотров не мешают ни блокировки опубликованных копий на видеохостингах, ни их удаление с файловых хранилищ. Снятый по высоким стандартам, заданным мусульманскому телевидению каналом «Аль-Джазира», стажировку в котором проходили когда-то его создатели, «Звон мечей» показывает сцены истребления колонн военной техники правительственных войск, нападения на семьи военных и казни гражданского населения.

Перед тем как громогласно заявить о себе, провозгласив собственное государство, построенное на принципах шариата, боевики запустили интернет-магазин с футболками и куфиями с тематическими принтами.

   

Снятый по высоким стандартам, «Звон мечей» показывает сцены истребления колонн военной техники правительственных войск, нападения на семьи военных и казней гражданского населения.

   

В середине августа они развернули в Twitter кампанию #AmessagefromISIStoUS, с угрозами в адрес американских военных в соседних государствах, также включающую красочные демотиваторы по мотивам фотографий 11 сентября и изображений разрушенных американских государств из фильмов-катастроф, выполненные в стилистике киноафиш.

Следующим шагом, на этот раз адресованным самой, пожалуй, далёкой от ислама части аудитории, стал выпуск видео The Jihad Simulator — геймплей-ролика мода для сетевого режима игры GTA V с подзаголовком «Мы делаем на полях сражений то же, чем вы занимаетесь в произведённых вами играх». Медиабоевики из «Аль-Фуркан» оказались не так уж и изобретательны — часть кадров геймплея сделана в популярном мем-жанре «реконстуируй в GTA фрагмент популярного фильма» и повторяет, таким образом, отрывки из «Звона мечей». В то же время нельзя сказать, что задача «повысить боевой дух моджахедов и научить детей и молодёжь, как сражаться с Западом и сеять ужас в сердцах тех, кто противостоит „Исламскому государству“», как описывает её, цитируя представителя ИГ, канал Al Arabia, не была выполнена.

Последним на данный момент крупным медийным успехом Исламского государства стал фильм «Пламя войны» производства студии «Аль-Хайят» — 55-минутный мокьюментари-триллер, снятый так хорошо, что от него трудно оторваться — в этом ему могут позавидовать многие документальные фильмы.

О произведённом «Пламенем» впечатлении можно судить по тому, что на основании одного только трейлера один из старших аналитиков нью-йоркской Flashpoint Partners, занимающейся консалтингом в области информационной безопасности, Лаит аль-Хури заявил, что США стоит воспринимать этот видеоролик как официальное объявление войны.

Более серьёзный и политичный, чем «Звон мечей», фильм в то же время смотрится как долгий клип. «Пламя войны» — заметный качественный рывок исламской пропаганды, верное свидетельство того, что ей всё лучше удаётся находить выразительные средства, подходящие и для внутреннего употребления, и на импорт.

ТРЕЙЛЕР «Пламя Войны»

Ловля сетью: Как террористы ведут пропаганду и вербовку в социальных медиа. Изображение № 4.

По мнению экспертов, которых цитировало «РИА Новости», «создание видео не требовало больших затрат и профессионализма» и «скорее всего, ролик был сделан парнем с ноутбуком на коленях, имеющим в прошлом отношение к работе со спецэффектами». Тем не менее это не признак непрофессионализма его создателей, а лишь индикатор того, чего смогли достичь технологии в своём развитии. 

Эту точку зрения разделяет исследователь dark-web, автор книги «Тёмная сеть» Джейми Барлетт: «Затраты на производство качественного контента и стоимость его распространения стали теперь очень, очень низкими благодаря социальным сетям. А помимо того, что обходится это недорого, многие из членов ИГИЛ или тех, кто делает для них видеоролики, — это европейцы, молодые люди, для которых производство контента хорошего уровня и умение запустить социальную кампанию в СМИ — попросту вторая натура. Единственное, что нас в этом удивляет, — это то, что речь идёт об исламистской группировке».

Одновременно с выходом «Пламени» представители «Исламского государства» опубликовали инструкцию, чьё заглавие кажется поначалу названием руководства для начинающих кинооператоров — «Как сделать бомбу на кухне, создать сцены ужасов на туристических объектах и в других местах». Этот материал предназначался для потенциальных террористов-смертников, названных в нём «волками-одиночками».

Не последнюю роль в коммуникативной стратегии «Исламского государства» играют медиааналитики, следящие за поведением аудитории и оценивающим её реакции, редактируя контент таким образом, чтобы он работал более эффективно. Эрин Солтман, эксперт по интернет-экстремизму, говорит об этом: «С каждым выходом видеоролика он меняется, изменяется монтаж и то, как они хотят выглядеть в зависимости от международной реакции, которую вызвал их предыдущий ролик. Как известно, в последнее время не было роликов с обезглавливанием, потому что они поняли, что международные СМИ используют их ролики против них самих. И вот в последней редакции уже нет сцены с обезглавливанием. Но они продолжают использовать кадры своей жертвы в пропагандистских целях».

   

«Никогда не было такого, чтобы информация поступала к людям, не проходя через различные фильтры, чтобы люди имели
к ней непосредственный доступ со своих телефонов, это беспрецедентно».

   

Контртеррористические коммуникации

В ответ на медийную активность ИГИЛ Центр стратегических контртеррористических коммуникаций США ведёт контрпропаганду в социальных сетях, хотя, как кажется, она выражается всё больше в направлении запросов на удаление контента его провайдерам и блокировке страниц представительств террористов.

В то же время в соседнем с Сирией Ливане большую популярность набирает флешмоб, в рамках которого пользователи сжигают распечатанные флаги ИГИЛ и выкладывают видео в сеть.

В информационной войне с радикалами участвуют и представители традиционных мусульманских общин. Особого внимания заслуживают выступления британского имама Шауката Аррича, признающего, что действия ИГИЛ поражают своим масштабом и способностью к проникновению как в умы молодых мусульман, так и их влияния на общество в целом: «До сих пор осуждение экстремизма в мусульманской общине носило внутренний характер. Но теперь необходимо вывести эту борьбу за рамки мусульманской общины. Сейчас идёт нетрадиционная война. До сих пор войны таким образом не велись. То есть всегда была пропаганда, всегда у обеих сторон были информационные каналы. Но никогда не было такого, чтобы информация поступала к людям, не проходя через различные фильтры, чтобы люди имели к ней непосредственный доступ со своих телефонов, это беспрецедентно». Здесь важно напомнить, что именно из среды британских мусульман вышла большая часть иностранных боевиков ИГИЛ.

 

Ловля сетью: Как террористы ведут пропаганду и вербовку в социальных медиа. Изображение № 5.

Мысли глобально, действуй локально

Представители медиаслужб «Исламского государства», встречая сопротивление на мировом уровне, начинают искать обходные пути и новые каналы вербовки. Так, вслед за созданием разветвлённой сети аккаунтов в ведущих мировых социальных сетях они начали осваивать и локальные социальные медиа. Яркий пример этого — обнаруженная корреспондентами журнала Apparat разветвлённая деятельность ИГИЛ во «ВКонтакте».

В отличие от принципиально децентрализованных протестных сообществ, где самоорганизация является важным внутренним и внешним имиджевым фактором, группировки такого рода, иерархические по своей структуре, позволяют быстро найти человека, с которым можно выяснить подробности вербовки и переправки в страну/регион назначения.

Социальные медиа становятся новым полигоном — и полигоном «полного цикла»: от идейной обработки и освоения теоретических тактических навыков к съёмке собственных видео, где вчерашние сочувствующие иностранные зрители оказываются по другую сторону экрана — с оружием в руках.

   

Социальные медиа становятся новым полигоном — и полигоном «полного цикла».