Продолжаем наши изыскания в области спорта. Вслед за экзотическими видами борьбы Востока рассмотрим единоборства разных народностей, проживающих на территории России.

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Бухэ барилдаан

Бурятия

 

Монгол-буряты проживают в обширной части западносибирского региона — в Забайкалье, Иркутской области, а кроме того в Монголии и Китае. Их национальный вид борьбы — бухэ барилдаан — раньше всегда служил (и отчасти служит до сих пор) основой воспитания мужчины в традиционной жизненной системе бурятов. Наравне с этим он до сих пор является важной и неотъемлемой частью буддийских религиозных церемоний.

 

 

Как ритуальный элемент соревнования по борьбе, он проводится непосредственно в буддийских дацанах, во время религиозных праздников и церемоний, также соревнования являются обязательным пунктом программы во время всех больших праздников.

Как элемент боевой подготовки мужчин борьба является частью троеборья — трех видов традиционных национальных соревнований «Эрын гурбан наадан» («Три игры мужей»), куда помимо борьбы бухэ барилдаан, входят конные скачки морь и стрельба из лука сур.

Основные правила бухэ барилдаан предельно просты и понятны: только чистая борьба и полное отсутствие ударной техники. Задача состоит в том, чтобы вывести соперника из равновесия, но при этом нужно удержаться на ногах. Борец считается проигравшим, если его заставят коснуться земли третьей точкой опоры.

В борьбе бухэ барилдаан применяется особая одежда: напоминающая шлем шапка (её снимают перед схваткой), национальные борцовские трусы, на ногах кожаные сапоги — гутулы и самое главное — пояс-кушак. По бурятской традиции считается, что именно в кушаке заключён дух мужчины.

Перед началом поединка каждый борец исполняет ритуальный танец орла. Если за пять минут основного времени поединок не выявит победителя, то борцы ставятся в принудительный захват — они берут друг друга за кушаки и борются теперь уже только до победы; захват разрывать уже нельзя. Начавшись с ритуала, поединок им же и заканчивается. Побеждённый в знак признания своего поражения проходит под поднятой правой рукой победителя. А победитель берёт руками сладости из котла, установленного тут же, подле ринга, и угощает им зрителей.

В советское время бухэ барилдаан максимально приблизили к вольной борьбе, ввели весовые категории, многие ритуалы, атрибуты и правила были отменены. Из-за этого он потерял своё лицо. Поединки урезали во времени, а победителей определяли по предупреждениям и даже по меньшему весу борца. Были отменены кушаки — главный ритуальный элемент в одеянии бойцов и непременный атрибут мужчины у бурят в целом. Но сейчас всё вновь возвращается к первоначальной форме.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Хапсагай

Якутия

 

Якутская национальная борьба хапсагай имеет древнюю историю. Мальчиков с трёхлетнего возраста обучали метко стрелять из лука, ловко владеть копьём и мечом, бороться, быстро ездить на лошади. Хапсагай в переводе на русский язык означает «ловкость», «быстрота», «сила» и «выносливость».

 

 

 

В старину поединки борцов устраивались в дни больших праздников — ысыах, во время свадебных торжеств, по окончанию осени. Борьба проходила на поляне. Зрители рассаживались кругом. Из числа почётных людей избирался судья, который один оценивал исход поединка. Борцы выступали раздетыми до пояса, без обуви. Перед началом схватки борцы становились на противоположных сторонах круга, до этого момента они даже не видели друг друга. Для этой цели до поединка для каждого из них строили чум из бересты — урасы, а выводили их оттуда, укрыв замшевой кожей. Схватка начиналась, когда судья сбрасывал с них покрывала и ставил в обоюдный захват.

В хапсагае разрешены все приёмы с захватами за любую часть тела, кроме захватов за пальцы рук и ног. Броски, как правило, проводятся с отрывом от земли. Поединок завершается, когда один из противников сможет положить противника на лопатки. В целом борьба по своим техническим и тактическим качествам похожа на вольную борьбу, обладает широким набором разрешённых приемов, но не имеет партера. Раньше схватка длилась до победы и могла продолжаться несколько часов и даже целый день; сегодня она обычно не длится более десяти минут.

В советское время хапсагай не миновала участь других национальных видов спорта — правила были стандартизированы и приближены к обыкновенным спортивным дисциплинам. Борьба проводилась в обычной спортивной одежде, без ритуалов, были введены весовые категории и правила, квалифицирующие действия борцов на ринге, баллы, предупреждения и т. д. И, так же как с бурятской борьбой, в последнее время происходит возвращение к корням и исконному виду единоборства.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Нюл-тахли

Югра

 

Малым народам Севера с сохранением традиций борьбы повезло меньше. Несмотря на то что советская власть всячески нежила и ласкала малые народы, борьба хантов и манси по какой-то причине как живая, действующая традиция до сего дня не дожила, всё закончилось где-то в середине XX века, тогда перестали проводиться борцовые поединки и прекратилась передача навыка. Тем не менее сохранился богатый этнографический материал и очевидцы, видевшие нюл-тахли вживую. Благодаря этому, хотя основные навыки нюл-тахли были утеряны, в недавние годы правила борьбы были восстановлены.

 

 

Учёные-этнографы проделали огромную работу по возрождению древнего искусства — национальную одежду и правила борьбы кропотливо собирали из многочисленных источников. Основой для этого стали непосредственные воспоминания старожилов, этнографические описания традиций таких состязаний у хантов и манси, межкультурные исследования традиций проведения борьбы у финно-угорских народов (тех, которым с численностью повезло больше).

И вот на волне интереса к культуре северных народов и щедрого финансирования со стороны государства с недавнего времени соревнования по нюл-тахли проводятся вновь.

По самым аутентичным правилам местом схватки служит заснеженная площадка на открытом воздухе. Борьба проходит с захватом в обхват, который нельзя распускать до конца схватки; для победы необходимо повергнуть соперника на землю; побеждает тот, кто первым принудит соперника боком или спиной коснуться земли, а сам в этот момент окажется в положении верхнего.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Корэш

 Казань

 

Борьба на поясах корэш распространена не только в Татарстане, но и у других народов Поволжья, Урала и Сибири, а кроме того у тюркских народов до самых Ирана и Турции; у многих тюркских народов национальные виды борьбы в целом очень похожи на корэш.

 

 

 

Неизвестно, что важнее в истории корэш — многовековая традиция или её бытование в СССР. Как и другие национальные единоборства, корэш имеет важную ритуальную составляющую, борцовские поединки являются центральным событием главного татарского праздника Сабантуй. В советское время борьба корэш поддерживалась на государственном уровне значительно больше других. Была проведена ревизия и унификация правил, издавались учебники, в вузах готовились преподаватели корэш, работало множество детских школ, где борьбе обучали на постоянной основе.

Стойка в начале поединка: соперники, стоя на ногах после захвата, наклоняются вперёд, кладя головы на правое плечо друг друга. Захват: соперники стоят лицом друг к другу с намотанными на кистевую часть правой руки кушаками, оставляя короткую часть кушака под длинной и обхватывая последнюю пальцами. Затем длинная часть кушака набрасывается на поясницу соперника под его разноимённой рукой и захватывается другой рукой, накладываемой сверху на разноимённую руку соперника. Если же борец наматывает кушак на левую руку, то длинная часть кушака набрасывается на поясницу над правой рукой соперника и захватывается правой рукой, пропущенной под левой рукой соперника. При этом расстояние между кулаками должно быть таким, чтобы кулаки оказались на спине соперника.

Основная цель борца корэш — положить соперника на спину применением приёма с отрывом соперника от земли. Приёмы, проведённые без отрыва соперника от ковра, например сваливание или сбивание, не оцениваются.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Борьба «за вороток»

Россия

 

Русские также имеют свое самобытное национальное единоборство — борьбу «за вороток». Первые достоверные сведения о состязаниях борцов у наших предков относятся к эпохе Древней Руси и датируются X–XI веками. Борьба была широко распространена всё время существования России и на всей её территории, от самых западных областей — Малороссии, Новороссии и до Дальнего Востока, от Мурманска и Архангельска и до Южной Сибири.

 

 

В советский период традиционным русским забавам, в том числе и спортивным, повезло значительно меньше, чем таковым у малых народов. Никакой поддержки со стороны государства не оказывалось. Тем не менее даже без внимания со стороны официальной власти борьба «за вороток» существовала самостоятельно и в XX веке.

Другие названия борьбы «за вороток»: «об одной ручке», «наперекосок», «в одноручку», «на носок», «московская борьба», «на опоясках» или просто «руськая». Её особенностью является обязательный захват одной рукой за ворот противника, и именно в таком виде она на территории России встречается повсеместно. Правила от области к области могли незначительно отличаться, но можно выделить две основных разновидности этой борьбы.

В первой из них правила обязывали борцов сделать обоюдный захват одной рукой за ворот одежды противника и сохранять его до окончания поединка. Какие-либо захваты другой рукой не разрешались. Владимир Даль в своём «Толковом словаре живого великорусского языка» так описывает этот вариант борьбы: «Русские борются… с носка — одной рукой друг друга за ворот, а другою не хватать». Основным здесь был приём под названием «с носка», отчего и происходит одно из названий этого вида борьбы. Суть приёма в том, что «борец, покосив соперника на правую сторону, вместе с тем подбивал ему носком правой ноги его левую ногу и этим способом мгновенно сшибал его с ног на землю».

В другом варианте правил второй рукой в момент проведения приёма всё же разрешалось захватывать любую часть тела, одежды противника. Д. Н. Мамин-Сибиряк: «Боролись не в охапку по мужицки, а за вороток… Борцы ходили по кругу, взявши друг друга за ворот чекменей правою рукой, — левая шла в дело только в момент схватки. Вся суть заключалась в том, чтобы сбить противника на землю». Сюда же относится борьба с захватом одной рукой за ворот, а второй за пояс. При этом захват за ворот нельзя было распускать, а захват за пояс мог, как удерживаться только в начале схватки и в её процессе распускаться, так и фиксироваться постоянно. Часто использовалась специальная опояска, которая перекидывалась через плечо, скручивалась на боку и повязывалась вокруг талии, такие правила были на Урале, в Западной Сибири и Северном Казахстане (историческая русская область — Южный Урал и Южная Сибирь).

В последнее время борьба силами энтузиастов вновь вводится в широкий оборот, соревнования по ней проводятся в рамках культурно-массовых мероприятий и как отдельные события.