Мы уже подробно писали об эволюции отечественных боевиков и ужасов. На этот раз мы коснёмся другого, не менее любопытного явления советского и постсоветского кинематографа — кооперативного кино.

26 мая 1988 года был принят закон «О кооперации в СССР» позволяющий частным лицам заниматься «любыми не запрещёнными законом видами деятельности». В результате этого закона в стране появилось множество независимых киностудий, которые в обход официального кинематографа снимали свои собственные независимые фильмы. Мы решили коротко рассказать о явлении кооперативного кино, а заодно и вспомнить наиболее характерные картины той эпохи.

 

Главные элементы кооперативного кино

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Низкий бюджет

Создатели фильма экономили буквально на всём, от зарплат актёров до декораций сцены. Нередко всю картину успевали снять за две недели. Часто в целях экономии сюжет развивался в одном и том же месте, как правило, в квартире, но если приходилось снимать на улице, о разрешениях на съёмки никто даже не думал. В сценах за границей (если на такую поездку хватало денег) операторам и вовсе приходилось снимать всё скрытой камерой. Бюджетом побольше обычно обладали криминальные фильмы, деньги на которые давали настоящие бандиты, которые хотели увидеть воплощённых на экране самих себя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Жанровые клише

Кооперативные фильмы, как правило, жили по чётким законам жанра, самыми популярными из которых были, конечно же, романтическая комедия, криминальный фильм и ужасы. Так в советском кино появились новые герои: любовники-ловеласы из бульварных романов, бесстрашные мстители и жестокие убийцы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Свобода творчества

Независимость от государства, возможность осветить на экране ранее запретные темы (эротика, насилие) позволяли создателям экспериментировать, что на выходе давало неожиданный иногда даже для самих авторов картины итог.

 

Герои жанра

Русский бизнес: Гид по кооперативному кинематографу. Изображение № 1.

Анатолий Эйрамджан

Флагман «кооперативного кино», снявший более 20 картин, ко многим из которых собственноручно писал сценарии. Главные атрибуты фильмов Эйрамджана: незатейливая мелодраматическая линия и присутствие Александра Панкратова-Чёрного, который снимался почти в каждой второй картине режиссёра.

    

Русский бизнес: Гид по кооперативному кинематографу. Изображение № 2.

Михаил Кокшенов

Несмотря на то что успел отметиться далеко не во всех кооперативных фильмах, по праву может считаться лицом и иконой жанра. Играя фактически одну и ту же роль из фильма в фильм, Кокшенов с высоко поднятой головой прошёл через эпоху кооперативного кино и, более того, сам начал и продолжил стряпать фильмы подобного ранга уже в 2000-х годах, ознаменовав собой целую эпоху посткооперативного кино.

   

Русский бизнес: Гид по кооперативному кинематографу. Изображение № 3.

Александр Полынников

Полынников снял самую первую кооперативную картину — «День любви», после чего вовсю пустился в эксперименты и брался за все жанры: от криминальной драмы до водевиля и даже эротики.

   

Что стало с кооперативным кино? 

Эпоха кооперативных фильмов оставила двоякий след в российской киноиндустрии. С одной стороны, кино стали снимать все кому не лень, в профессию пришло множество случайных людей, ни имевших никакого представления о кинопроцессе. Как доказательство сотни кооперативных фильмов так и не вышли в прокат, а их судьба часто неизвестна даже снимавшимся в них актёрам.

Тем не менее кооперативной эпохе стоит сказать спасибо за то, что фактически именно тогда в стране зародилось настоящее независимое кино, получившее дальнейшее, пусть и не самое яркое развитие в 1990-е годы. Многим режиссёрам «кооперативы» позволили шагнуть в большое кино, а другим найти возможность снять то, на что государственные киностудии никогда не дали бы денег. Наконец, кооперативные фильмы точнее других смогли зафиксировать дух и мировоззрение той эпохи, собственно потому что сами были целиком созданы из неё.

 

Фильмы 

 

Русский бизнес: Гид по кооперативному кинематографу. Изображение № 4.

«Лох — победитель воды», 1991

Затёртая до неприличного сюжетная линия «герой восстанавливает справедливость», казалось бы, должна была похоронить этот фильм рядом с такими же бесхитростными поделками постперестроечного периода. Но на деле картина вышла едва ли не самой удачной работой своего времени. Главный герой здесь не бывший десантник или милиционер, а инженер-изобретатель, который для борьбы со злом использует не мускулы, а собственноручно собранную машину, которая бьёт врагов электрическим током. Бенефис Сергея Курёхина, который сыграл здесь свою первую главную роль, а также написал музыку к фильму.

   

Русский бизнес: Гид по кооперативному кинематографу. Изображение № 5.

«День любви», 1990

Один из первых образцов кооперативного кино, снятый Александром Полынниковым, деньги на которое режиссёру дали рабочие завода «КамАЗ»(по другой версии — местные «братки»). Ребята принесли готовый сценарий, который Полынников почти полностью переработал, придумав жёсткую детективную линию. Сюжет, к слову, основан на реальных событиях, произошедших незадолго до этого в Набережных Челнах. Банда устраивает серию жестоких изнасилований в городе, а отчим одной из потерпевших по законам жанра отправляется мстить злодеям. На выходе получился добротный боевик с драками, перестрелками и даже спецэффектами: сгорающего заживо бандита зрители того времени запомнили надолго.

 

Русский бизнес: Гид по кооперативному кинематографу. Изображение № 6.

«Новый одеон», 1992

Шоу Бенни Хилла в аду. Набор гэгов от культовой фигуры кооперативного кино Анатолия Эйрамджана с Дмитрием Харатьяном и инфернальным Александром Панкратовым-Чёрным в главных ролях. Несмотря на то что в основу большинства сюжетов положены анекдоты разной степени бородатости, в целом получилась неплохая зарисовка, отражающая весь кошмар постсоветской эпохи. Роксана Бабаян как символ также присутствует.

   

Русский бизнес: Гид по кооперативному кинематографу. Изображение № 7.

«Супермен поневоле, или Эротический мутант», 1993

Квинтэссенция всего плохого, что случалось с кооперативным кино. Режиссёрский, сценарный, продюсерский, композиторский и, конечно, актёрский бенефис Никиты Джигурды, который был упорот ещё в те далёкие времена. Если вы думаете, что трансформация слегка эксцентричного парня из фильма «Любить по-русски» в сегодняшнее чудовище произошла в период забвения Никиты Борисовича, то вы ошибаетесь.

«Эротический мутант» хорош всем: диалогами на грани абсурда (там даже матерились!), совершенно неуместными стихами и песнями, невнятным сюжетом, новаторским монтажом и, разумеется, самим Джигурдой, который здесь круче Чака Норриса, который в перерывах между уничтожением врагов самозабвенно и долго занимается сексом с дублёршей Алены Хмельницкой — Соней Белкиной. Вообще, это скорее такое портфолио Никиты Борисыча, в котором он наглядно и в подробностях демонстрирует все свои таланты и способности, нежели связное художественное произведение.

 

Русский бизнес: Гид по кооперативному кинематографу. Изображение № 8.

«Дети чугунных богов», 1993

Да, этот фильм тоже можно отнести к кооперативному кино. Чернуха, которую, впрочем, сегодня многие записывают в разряд артхауса: сценарий великих Луцика и Саморядова делает своё дело. Интересно, что все элементы, свойственные этим двум сценаристам, сохранены здесь в полной мере: в центре простой рабочий человек, обитающий в неком пространстве вне времени, по совместительству являющимся эдаким Лимбом всего русского коллективного бессознательного с сильным уклоном в сталинские 1930-е.

   

Русский бизнес: Гид по кооперативному кинематографу. Изображение № 9.

«Великое замыкание, или Детонатор», 1992 

Наверное, самый безумный фильм эпохи перестроечного кино: после падения неизвестного тела из космоса на Земле наступил апокалипсис, после чего некий Рэм Безымянный, являющийся агентом КГБ, отправляется в путешествие по разным мирам. Совершенно дичайший сюжет собравший Милляра, Куравлёва, Садальского и ещё целую порцию маститых актёров. В авторах сценария этого сумасшествия неожиданно обнаруживается актёр Сергей Иванов, хорошо известный по роли скромного солдата Кузнечика из фильма «В бой идут одни старики».

 

Русский бизнес: Гид по кооперативному кинематографу. Изображение № 10.

«Мне скучно, бес», 1993

Вольная постмодернистская вариация на тему произведений Гёте, Пушкина и Томаса Манна. Над фильмом работали профессионалы самого высокого уровня из «Антрепризы Олега Борисова», но на выходе получилось нечто вроде Дэвида Линча для бедных, густо замешанного с советской сюрреалистической традицией, опирающейся на картины Босха и Брейгеля. В сопровождении стихотворного текста впечатление производит неизгладимое.

   

Русский бизнес: Гид по кооперативному кинематографу. Изображение № 11.

«Обнажённая в шляпе», 1991

Один из первых эротических фильмов отечественного кинематографа. Несмотря на примитивный детективный сюжет, кинотеатры были до отказа заполнены зрителями, жаждущими посмотреть на обнажённую Анну Назарьеву. Никаких подобных картин в стране еще никто не снимал, и создателям приходилось делать всё буквально на ощупь, ориентируясь на западные образцы эротики 1970-х. Вышло на удивление совсем не пошло и в меру наивно.

Текст: Виталий Рыжов, Станислав Мытаров