Боевик считается самым простым и примитивным жанром кинематографа, обычно не заслуживающим серьезного внимания. Тем не менее именно с боевиков мы все начинали смотреть кино, а потом воссоздавали в своем воображении погони и перестрелки, представляя себя на месте главного героя. Сейчас, когда детство позади, парень с автоматом перестал казаться крутым, а его место в подростковом сознании занял еще более крутой, в костюме и со сверхспособностями, ностальгия по боевикам стала особенно острой.

И если о западных образцах боевика написано вполне достаточно, то отечественные примеры жанра, как правило, остаются благополучно забытыми. Мы решили разобраться, заслуженно ли это, и собрали своеобразный гид по советским и постсоветским картинам, которых можно было бы отнести к жанру боевика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Советский период

1970–1991

В советском кино стрельба могла существовать только на войне, отечественной или гражданской. И если картины о Второй мировой строго сжаты во времени и пространстве и далеки от привычного понимания боевика, то мотивы гражданской войны, наоборот, были отличным полем для экспериментов, так как дело здесь могло происходить где угодно: в азиатской пустыне, на улицах Одессы или простой сельской местности. Хорошими в этих картинах выступали чекисты, пограничники, бойцы Красной армии, а плохих, как нетрудно догадаться, изображали белые, предатели родины и нарушители границы. В 1970-е годы ситуация слегка изменилась: появились первые фильмы о захвате заложников, хитрых иностранных агентах, а также алчных искателях приключений, на роли которых приглашались прибалтийские актеры. Действие можно было переносить в вымышленные западные страны, что заметно развязало руки сценаристам.

 

Они сражались за родину: Эволюция отечественных боевиков. Изображение № 1.

Белое солнце пустыни

Один из самых известных фильмов советского кино одновременно является и рекордсменом по количеству перестрелок. «Солнце» стало своеобразной квинтэссенцией картин о гражданской войне, вобрав в себя все классические элементы, но одновременно с этим ее персонажи были словно выхвачены из привычной реальности и заперты в далеком отвлеченном мире, что по духу было ближе к американским вестернам. Эпизод с прикуриванием от динамита вообще отдельная история, которая вполне могла бы появиться в любом западном боевике.

  

Они сражались за родину: Эволюция отечественных боевиков. Изображение № 2.

Свой среди чужих, чужой среди своих

Режиссерский дебют Никиты Михалкова стал еще одной вехой вестернов на советский лад вслед за «Белым солнцем пустыни», но получился еще более тонким, умным и стильным. Помимо отличных сцен с перестрелками, фильм особенно ярко задевает тему мужского братства, полностью перекрученную в годы гражданской войны, что очень точно отражено в названии. Тему алчных искателей золота будет особенно популярна в 1980-е, но смешать ее с мотивами гражданской войны осмелился только Михалков.

  

Они сражались за родину: Эволюция отечественных боевиков. Изображение № 3.

Похищение «Савойи»

Фильм имеет уникальную для конца 1970-х сюжетную канву: детей, летящих на самолете, захватывают в заложники наркоторговцы во главе с нацистским преступником. Тема заложников хоть и не новая для советского кино (чуть раньше выходили «Хроника ночи» и «Схватка в пурге»), но уж точно экзотическая в плане фактуры — все действие происходит в Южной Америке.

  

Они сражались за родину: Эволюция отечественных боевиков. Изображение № 4.

Пираты XX века

Считается первым настоящим отечественным боевиком и вполне по праву. Авторы «Пиратов» нарочито отошли от окружающей реальности: абстрактное судно с гигантским количеством опиума захватывают иностранные бандиты. В фильме первый раз в советском кино были показаны сцены единоборств и появился ярко выраженный супергерой, вступающий в одиночную схватку с бандитами.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Перестройка

1986–1991

С наступлением перестройки шансов увидеть свежие западные картины стало заметно больше, культурные цензы стали помягче, как вывод — пространства для сюжетных экспериментов стало больше. Стали появляться фильмы с преобладанием драк, для чего в качестве актеров или консультантов приглашались мастера восточных единоборств из Средней Азии. Одиночные бандиты уже не были достаточным злом и превратились в мафию, а простых уличных хулиганов сменили неформалы. Герой тоже заметно изменился. Теперь он участник Афганской войны или бывший чемпион, который вернулся домой и обнаружил, что в его маленьком городке бесчинствуют бандиты, племянница стала наркоманкой, а милиция погрязла в коррупции. Все это, естественно, вынуждает его выходить на тропу войны в одиночку.

 

Они сражались за родину: Эволюция отечественных боевиков. Изображение № 5.

Я объявляю вам войну

Классический боевик перестройки по схеме «приехал домой, а здесь неспокойно» с Николаем Еременко-младшим в главной роли. Оставшись в сердцах зрителей Серегой из «Пиратов», Еременко снова в деле и снова остается наедине со злом — на этот раз в виде рэкетиров и безвольных милиционеров.

  

Они сражались за родину: Эволюция отечественных боевиков. Изображение № 6.

Фанат

Эталонный советский фильм про боевые искусства, «Выход дракона» эпохи перестройки, ставший культовым для всех, кто умел и не умел драться. Абсолютно точно самый зрелищный советский боевик со времен «Пиратов» с хорошим сюжетом и эффектными постановками драк. Фильм стал настолько популярен, что через несколько лет вышел сиквел, гораздо более скучный и невнятный. 

  

Они сражались за родину: Эволюция отечественных боевиков. Изображение № 7.

Человек в зеленом кимоно

Фильм продолжающий популярную тему боевых искусств с простоватым сюжетом на тему противостояния двух мастеров восточных единоборств. В картине снялся основатель школы карате Олег Кантемиров, ранее работавший на сценами в фильмах «Не бойся, я с тобой» и «Фанат».

  

Они сражались за родину: Эволюция отечественных боевиков. Изображение № 8.

Камышовый рай

Дикая уже по синопсису картина Елены Цыплаковой о подпольном трудовом лагере бездомных, которая получила приз за режиссуру на фестивале в Сан-Себастьяне. Фильм был снят на основе реальных событий, произошедших в Казахстане в те годы.

 



 

 

 

 

 

 

 

 

Девяностые

1991–2000

1990-е довели перестроечные сюжетные линии до тотального абсурда. Прежние жанровые клише остались на месте, лишь усилившись большим количеством насилия, эротики и трэша. Бандитов вокруг стало еще больше, и если перестроечный герой хоть и с трудом, но вершил правосудие и верил в справедливость, то герой 1990-х окончательно утонул в серой депрессивной реальности и редко оставался к финалу живым. Единственное исключение — фильмы-кальки западных образцов, которые коряво копировались на российскую дейcтвительность. Здесь герой все еще продолжал уничтожать злодеев, а потом, как и положено, уезжал с красоткой в другой город подальше от этого ада. Откровенно слабый бюджет не позволял постановщикам по-настоящему развернуться на этой почве, и российские боевики окончательно канули в Лету, уступив место сухим и мрачным криминальным драмам. Так продолжалось до самого начала нулевых, когда возможностей снять качественный экшен стало больше, но неожиданно оказалось, что герои боевиков уже никому не нужны.

 

Они сражались за родину: Эволюция отечественных боевиков. Изображение № 9.

Мастер востока

Не самый качественный, но вполне типичный для периода оммаж фильмам с Брюсом Ли, которые в огромном потоке хлынули в страну в начале 1990-х. Как и положено, в картине очень много времени отведено медитации, поиску внутренней энергии и, конечно, дракам, поставленным по советским меркам вполне сносно.

  

Они сражались за родину: Эволюция отечественных боевиков. Изображение № 10.

Америкэн бой

История с возвращением домой повторяется, но уже с более наглым поворотом. Главный герой после войны попал в США, где жил себе спокойно до тех пор, пока не решил наведаться на родину, где, оказывается, давно правит беспредел. Весь образ героя и трюки незатейливо списаны с картин с Жан-Клодом ван Даммом, чего авторы, кажется, и не хотели скрывать. Особо примечательная и нелепая деталь — финальная битва со злодеем идет на лопатах.

  

Они сражались за родину: Эволюция отечественных боевиков. Изображение № 11.

«Тридцатого» уничтожить!

Если начало картины покажется затянутым, то к середине фильм превращается в российский аналог «Коммандо» или «Рэмбо». Взрывы и выстрелы начнут мелькать со скоростью света, а ближе к концу главный герой суперприемом, унаследованным от тибетского монаха, вырвет врагу сердце. Фильм снят по роману Виктора Доценко, написавшего про главного героя еще добрых два десятка книг, которые, думается, могли бы быть с успехом экранированы где-нибудь в другой стране.

  

Они сражались за родину: Эволюция отечественных боевиков. Изображение № 12.

чтобы выжить

Фильм легко может посоперничать с «„Тридцатого“ уничтожить!» по количеству драк взрывов на метр пленки, но еще интересен тем, что одним из первых затрагивает тему терактов в кино, когда до начала Чеченской войны оставалось еще два года. Настоящий же бриллиант фильма — террорист Джафар в исполнении народного артиста России Александра Розенбаума.