В прошлом материале мы разбирали попытки создания хорроров или не слишком далёких по жанру фильмов в перестройку и 1990-е. С технической точки зрения большинство из них являются примерами полного провала, многие трудно смотреть без смеха, но нельзя отрицать, что были среди них и весьма интересные экземпляры.

В нулевые кинематографисты вопреки ожиданиям не столько развивают нарождающийся жанр, сколько хоронят его. Относительно высокобюджетные фильмы с прицелом на кинотеатры даже оригинальные идеи топят в трясине клише, а новая волна полулюбительских начинаний по качеству уступает даже дневным сериалам на федеральных каналах, хотя порой и радует смелостью. Но не бывает плохой истории, так что мы смело продолжаем нашу хронику. Итак, нулевые.

 

Поднимите мне веки: Гид по отечественным фильмам ужасов, часть вторая. Изображение № 1.

   

Дневной представитель

2004 год

Чем интересен: последний из известных
науке отечественных vampire movie

   

Неизвестно, вдохновлялся ли дебютант Виталий Воробьёв голливудским «Интервью с вампиром», но «Дневной представитель» стал в своём роде первым российским фильмом, препарирующим вампирскую рутину. Карикатурно дракулоподобный граф Орлак спит в гробу, устраивает бал, обращает по ночам молодёжь, дерётся с хулиганами, а в одной из сцен даже диджеит на импровизированной вечеринке. Честно говоря, в остальном фильм похож на неудачную работу Джона Карпентера, только раз в десять хуже. И то благодаря наличию маяка и автомобиля американской полиции.

 


Поднимите мне веки: Гид по отечественным фильмам ужасов, часть вторая. Изображение № 2.

   

Видения ужасов

2006 год

Чем интересен:  психоделический трип от возможно единственного настоящего хоррор-режиссёра России

   

В принципе, сюда можно подставить любое из четырех творений Андрея Исканова, отснятых им в 2000-е. Можно по-разному относиться к фильмам дальневосточного фотографа и режиссёра, но в клишированности и компромиссности его уж точно не упрекн1шь. «Видения ужасов» — это зажёванные кассетным проигрывателем макабрические хроники нескольких персонажей, по цветовой гамме и ощущениям напоминающие глубокий бэдтрип. Лично меня хватило минут на 40 из двух часов хронометража картины, но сомневаться не приходится — если ты хочешь испытать страх и отвращение от российского фильма ужасов 2000-х, то любой из релизов Исканова подойдёт куда лучше остальных участников списка.

 

Поднимите мне веки: Гид по отечественным фильмам ужасов, часть вторая. Изображение № 3.

   

Жесть

2006 год

Чем интересен: садоводство как ад, «Кровосток» в ролях бандюганов

   

Пожалуй, один из лучших триллеров прошлого десятилетия. Дело, разумеется, не в наличии российских актеров категории «А» (Ефремов, Куценко, Литвинова), хотя нет, дело отчасти и в них — во многих других «страшных» фильмах монологи и диалоги героев единолично сводят всё к комедии, здесь такой проблемы нет. Главное достоинство «Жести» — обращение к старому городскому неврозу, метафоре садоводства как ада. Вместо типичных шахт, пустырей, одиноких домов на холме «местом, где твой крик никто не услышит», становится подмосковный муравейник, знойное царство участков по шесть соток прямо рядом с трассой. Вооружённая гопота, агрессивные алкаши, скрывающийся маньяк и, в конце концов, жуткий рыцарь в чёрном с дробовиком на перевес. Знакомый топос в фильме доведён почти до постапокалиптического состояния, но кому из нас ни разу не приходила в голову мысль о тревожной изолированности огромных садоводств и о тех, кто их населяет?

 

Поднимите мне веки: Гид по отечественным фильмам ужасов, часть вторая. Изображение № 4.

   

Путевой обходчик

2007 год

Чем интересен: единственный
отечественный подземный хоррор

    

Тяжело представить, но «Путевого обходчика» действительно показывали в кинотеатрах, хотя по всем параметрам он очевидно больше подходит для кабельного телевидения. По большому счёту, тема маньяка в подземке вообще дала миру минимальное количество стоящих фильмов, так что российской поделке даже можно сделать скидку. Да, персонажи здесь никакие, убийства затянутые, да и вообще фильм не страшный, но кто-то же должен был воплотить городскую легенду о закрытом правительственном метро.

 

Поднимите мне веки: Гид по отечественным фильмам ужасов, часть вторая. Изображение № 5.

   

Мёртвые дочери

2007 год

Чем интересен: препарировал жизнь креативного класса ещё до того, как это стало мейнстримом

   

«Мёртвые дочери» Павла Руминова навлекают на себя эпитеты, не слишком характерные для фильмов ужасов — затянутый и претенциозный. Вторичность по отношению к вышедшему на мировой уровень в 2000-х японскому кайдану можно было бы простить, если бы не почти библейский пафос, нагнетаемый на протяжении всей ленты. Забавно, что своими целями мстительные призраки выбрали компанию представителей творческих профессий — в далёком 2007-м этот социальный слой ещё не находился под таким пристальным вниманием, а вот сейчас подобный фильм пришёлся бы очень кстати для народной пропаганды. Стоит также отметить болезненное несоответствие стильного клипового монтажа и совсем уж морально устаревших «пугалок» — за напряжённые моменты отвечают лишь детский смех, скрипящие двери и вездесущий скачущий мячик.

 

Поднимите мне веки: Гид по отечественным фильмам ужасов, часть вторая. Изображение № 6.

   

С.С.Д.

2008 год

Чем интересен: эксплуатация всем знакомых
с детства рассказов из «красной книжки» Успенского

   

«С.С.Д.» («Смерть советским детям») можно считать ещё одной не слишком удачной попыткой сотворить недеш     ёвый мейнстримовый российский хоррор. Задумка, кстати, действительно не из худших — создатели скрестили актуальный для своего времени формат реалити-шоу с мифологией советских страшилок, главное место силы для которых — пионерлагерь. Детские истории про гроб на колёсиках, красное пианино и прочие атрибуты ужаса для советского ребёнка уже давно напрашивались на экранизацию, хотя и не обязательно в форме молодёжного слэшера. Фильм действительно местами смотрится неплохо, даже потусторонняя сущность маньяка скорее добавляет ему шарма, единственный очень серьёзный минус — актерская игра. Парадокс в том, что молодые актёры действительно ведут себя и говорят примерно так же, как и участники настоящих российских реалити-шоу, и от этого порой сопереживаешь больше убийце, чем жертвам.

 

Поднимите мне веки: Гид по отечественным фильмам ужасов, часть вторая. Изображение № 7.

   

Клуб «Фобос»

2010 год

Чем интересен: трудно сказать

   

Любой другой коммерческий хоррор российского производства выглядит почти крепким середнячком на фоне этого шедевра студии Фёдора Бондарчука. Казалось бы, подогнанный под жанровые клише мифический «бункер Сталина» вполне мог бы принять у себя стандартный survival horror, но ничего не выходит. «Фобос» собрал воедино все компоненты национального провала: совсем уж неинтересный сюжет, предельно тупые и плохо сыгранные диалоги, отсутствие «страшных» спецэффектов. Герои взрываются на минах и умирают от осколочных ранений, на какие-либо более пугающие сцены смерти у создателей денег и фантазии не хватило. В конце всё зачем-то оказывается минутным сновидением. Приятного просмотра!

 

Поднимите мне веки: Гид по отечественным фильмам ужасов, часть вторая. Изображение № 8.

   

Плёнки из преисподней

2012 год

Чем интересен: первый found footage в России, снятый 20-летним любителем

   

Ещё одна картина, играющая с городскими страхами перед сельской местностью. Удивительно, что первый хоррор, снятый на любительскую камеру от первого лица, появился у нас только в этом десятилетии, аж на пять лет позже «Паранормального явления». «Плёнки из преисподней», правда, напрямую наследуют ещё «Ведьму из Блэр», и в этом их главный минус. Начинается всё действительно занятно — первые минут 15 мы можем наблюдать простых русских подростков, отправляющихся на дачу побухать. Радость узнавания зашкаливает за мыслимые пределы — тут и ковер на стене, и SEGA, и идиотские кривляния главного героя с камерой, даже песенка из «Зёленого слоника» есть, за что я лично простил создателям всё на свете. Но свет можно тушить, как только начинаются собственно ужасы — дёшевые трюки с плутанием по лесу и шорохами вокруг палатки в исполнении русских студентов смотрятся как-то совсем неловко.