Каждый год выходит несколько тысяч блэк-метал-альбомов. И обязательным элементом каждого из них является обложка. Это может быть фотография, рисунок, картина или даже просто название на однотонном фоне. Эти изображения могут быть взяты из открытых источников, а могут быть нарисованы специально для конкретного альбома. Чем известнее группа и больше бюджет, тем более высокого уровня приглашается художник. Но чаще всего для оформления используются классические работы: живопись, рисунки или гравюры.

Использовать их могут как совсем неизвестные, начинающие и андеграундные исполнители, так и самые известные. Таких примеров очень много, сотни и тысячи. Бывает, что одно и то же изображение используется многократно, порой несколько десятков раз. В этом материале мы собрали несколько наиболее интересных примеров.

 

 

Ангелы, демоны и драконы

Гюстав Доре — французский гравёр, график и живописец позапрошлого века. Оставил огромнейшее количество работ, в том числе иллюстрации к произведениям Данте Алигьери, Франсуа Рабле, Сервантеса, Бальзака, По и других. Доре — любимый автор блэк-металлистов последние два десятка лет. На обложки, впрочем, попадают в основном работы с библейскими сюжетами или же фантастические и исторические гравюры.

У основоположников блэк-метала, норвежцев Emperor, кажется, ни один из альбомов не обошёлся без использования работ Доре. На обложке их первой EP 1993 года запечатлена картина The Vision of Death. Она же стала частью оформления последовавшего за ним альбома «In the Nightside Eclipse». Вышедшая в том же году виниловая семёрка «As the Shadows Rise» тоже содержит на обложке гравюру Доре. Наконец, запись их живого выступления «Emperial Live Ceremony» иллюстрирована работой The Styx — the Irascible.

Для «Sardonic Wrath» — альбома Darkthrone, других классиков норвежского блэк-метала — была использована гравюра «Коронованная Дева Мария. Видение Иоанна» (The Crowned Virgin. A Vision of John). А иллюстрации к «Гаргантюа и Пантагрюэлю» попали на обложку одних из основоположников cascadian black metal — Agalloch и на обложку немцев Luror.

Сами французы тоже не забывают о Доре, и время от времени используют его работы в оформлении своих альбомов. Glorior Belli для «Evil Archaic Order» — своего самого первого демо 2004 года — взяли гравюру The True Cross, а Regarde Les Hommes Tomber переосмыслили работу Tower of Babel.

 

 

 

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 1.

Darkthrone

Sardonic Wrath

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 2.

Emperor

Anthems to the Welkin at Dusk

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 3.

Emperor

Emperor EP

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 4.

Kreuzweg Ost

Gott Mit Uns

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 5.

Judas Iscariot

To Embrace the Corpses Bleeding

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 6.

 Glorior Belli 

Evil Archaic Order

 

 

Ад, люди, птицы и химеры

Иероним Босх, голландский график и живописец, живший в конце XV— начале XVI века, один из самых значимых мастеров Северного Возрождения и предшественник Питера Брейгеля Старшего. Оставил после себя огромное наследие, из которого до нынешнего времени сохранились только четверть сотни картин и менее десятка рисунков (в русских музеях нет ни одной его работы). Наследие Босха — это росписи на библейские темы (отдельные картины, триптихи, полиптихи и их части). Все работы Босха наполнены странными, страшными и фантастическими символами, элементами и видениями. И за это трепетно любим экстремальными металлистами. Вот лишь несколько примеров использования его картин.

Праотцы блэк-метала Celtic Frost для своего альбома «Into the Pandemonium» в 1987 году использовали фрагмент ада с картины «Сад земных наслаждений». Экстремальные блэк-металлисты Koldbrann взяли другое видение ада, с правой панели триптиха. А позднее, в 2006 году, для оформления винилового сплита с Faustcoven они же использовали изображение с центральной части триптиха «Страшный суд».

Ещё стоит упомянуть о картине «Восхождение в эмпирей» из цикла «Блаженные и проклятые», которую использовали для своих обложек многие группы, например финские блэк-металлисты Obscure Anachronism в 2007 году на альбоме «Transcending Mundane Obstacles».

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 7.

Иероним Босх

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 8.

Celtic Frost

 Into the Pandemonium 

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 9.

Koldbrann

Nekrotisk Inkvisition

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 10.

Koldbrann

Faustcoven

 

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 11.

Obscure Anachronism

Transcending Mundane Obstacles

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 12.

 Sol

Offer Thy Flesh to the Worms

 

 

«Триумф смерти» и «Прогулки слепых»

Питер Брейгель Старший — голландский график и живописец первой половины XVI века. Оставил после себя пейзажи, жанровые сцены и фантасмагорические полотна в духе Босха. Именно последние полюбились исполнителям экстремального метала и время от времени попадают на обложки той или иной группы.

Картина «Прогулка слепых» служит обложкой для дарк-эмбиентного проекта известного украинского деятеля блэк-метал-сцены Романа Саенко. Картина «Хмурое утро» из цикла работ, созданных по Месяцеслову, попала на обложки известнейшего американского прогрессивно-депрессивного блэк-металлического проекта Xasthur «A Gate Through Bloodstained Mirrors». Французы Hirilorn использовали её для винила «A Hymn to the Ancient Souls», а немцы Ewiges Reich украcили ею обложку альбома «Zeit des Erwachen».

Но самой популярной оказалась брейгелевская работа «Триумф смерти». Она использовалась для оформления обложек (полностью или же только частями) несколько десятков раз. В частности, группами Seigneur Voland, Dark Ages, Myrddraal  и многими другими.

  

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 13.

 Gravewürm

Black Fire

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 14.

Aryan Wind/Brumalis/
Valhalla Saints

 Darkness, Hatred And War

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 15.

Lugubre

Chaoskult 

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 16.

 Dark Ages

A Chronicle of the Plague

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 17.

 Myrddraal

Falling Sky

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 18.

Cult of Daath

Slit Throats And Ritual Nights

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 19.

Huldrefolk

Morbide Elite

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 20.

Seigneur Voland

Consumatum Est

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 21.

 Opera IX

The Triumph of the Death

 

Рыцарь, ангелы и меланхолия

Альбрехт Дюрер — немецкий живописец и график, но также и учёный, математик, живший на рубеже XV и XVI веков. Один из величайших мастеров североевропейского Возрождения. Художественное наследие его весьма обширно: портреты, рисунки, но прежде всего гравюры, которых сохранилось более четырёх сотен. Чаще всего именно они попадают на обложки блэк-метал-альбомов. Так, фрагмент гравюры The Revelation of St John:14. The Whore of Babylon попал на обложку альбома «The Seven Heads of the Lion Serpent» известных американских злобарей Thralldom.

Разящие фигуры ангелов с гравюры The Four Avenging Angels of Euphrates украсили обложку «Deathmarch» шведских блэк-металлистов Marduk. Известный рисунок Praying Hands шведы Ondskapt в 2001 году поместили на обложку своей самой первой пластинки «Slave Under His Immortal Will».

Одна из самых известных гравюр Дюрера Melancholia I была использована немцами Haggard на демо 1996 года «And Thou Shalt Trust... the Seer», а спустя полтора десятка лет другой немец, скрывающийся за названием Nargaroth, использовал её для издания «Spectral Visions of Mental Warfare». Другая известнейшая гравюра The Four Horsemen of the Apocalypse использовалась несколько десятков раз — такими группами, как The Call to Battle, Moontower и многими другими.

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 22.

Альбрехт Дюрер

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 23.

 THRALLDOM

The Seven Heads of the Lion Serpent 

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 24.

MARDUK

Deathmarch

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 25.

ONDSKAPT

Slave Under His Immortal Will

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 26.

HAGGARD

And Thou Shalt Trust... the Seer

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 27.

NARGAROTH

Spectral Visions 0f Mental Warfare

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 28.

WELTMACHT

The Call to Battle

 

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 29.

Absurd

Raubritter

Лицевой свод: Классическая живопись и гравюра на обложках альбомов блэк-метала. Изображение № 30.

 Abigor

Channeling the Quintessence of Satan