В Москву вернулась дождливая погода, а вместе с ней и тоска с унынием. Но даже тосковать нужно уметь. Спасение — в инструменте, во все времена отражавшем настоящую мужскую печаль: губной гармошке. Мы выяснили несколько основных приемов и правил для начинающих и решили поделиться ими с читателями. Уверены, теперь у вас не будет вопросов, как коротать время в вагоне грузового поезда по дороге на юг.

Аккорды

 

Проще всего начать с классической блюзовой гармошки с десятью отверстиями. Поднесите губы к отверстиям, сделайте плавный выдох или вдох. Печальный звук, который вы услышите, станет вашим первым шагом в овладении инструментом. Конечно, до высшего пилотажа вам еще далеко, но не забывайте, что даже Сонни Бой Уильямс когда-то учился.

 

Одна нота

 

Первое серьезное препятствие — научиться извлекать одиночные ноты. Самый простой способ — поднести губы к любому отверстию и закрыть все остальные пальцами рук. Если вы прижмете достаточно плотно, на выходе у вас получится та самая одиночная нота. Второй способ более сложный и требует определенной сноровки: для этого сложите губы трубочкой и поднесите к гармошке. Если одиночная нота не получается, попробуйте надавить на уголки губ пальцами.

 

Трель

 

Чередование нот двух соседних отверстий гармошки. Прием достаточно простой и выполняется энергичным горизонтальным покачиванием головы. Главное помнить основное правило: двигать нужно головой, а не самой гармошкой.

 

Глиссандо

 

Глиссандо, или попросту скольжение от одного звук к другому, — простой и эффектный прием, чтобы закончить композицию и вмиг почувствовать себя первоклассным блюзменом. Выберите ноту, с которой хотите начать глиссандо, и на одном вдохе или выдохе проведите резко гармошку на несколько отверстий влево или вправо. Должен получиться непрерывный плавный звук. Одна из вариаций глиссандо — дроп-офф, когда гармошку протягивают до самого ее конца.

 

Тремоло

 

Звуковой эффект, который достигается за счет размыкания и смыкания ладоней на задней части гармошки. Если ладони сомкнуты — звук более глухой и тихий. С открытыми — наоборот, звонкий и громкий. Извлекать звуки теперь нужно стараться максимально громко, иначе эффекта тремоло вы не почувствуете. Возьмите гармошку в левую руку, между указательным и большим пальцем, как можно ближе к ее задней части. Пальцы правой руки плотно сомкните и расположите ее так, чтобы основания ладоней совпадали. При извлечении ноты попробуйте слегка отклонить ладонь назад, и вы услышите небольшое изменение звука. Это и есть тремоло.

 

Бенд

 

Прием, позволяющий повысить или понизить высоту ноты. При обычной игре направление потока воздуха параллельно накладке, но если направить поток немного под уголом, давление идет на язычок, что позволяет повысить или понизить ноту. Бенд — один из самых трудных приемов в игре, так что тут стоит сразу подготовиться к долгим тренировкам. Но не отчаивайтесь и работайте над собой, ведь борьба с тоской и унынием требует определенных жертв.