Перемены
FACT: Как в Африке зародилась метал-сцена
Журнал FACT выпустил статью, посвящённую развитию метал-сцены в Африке. Автор уверяет, что жанр, зародившийся на континенте в начале 1990-х, только набирает обороты — за последний десяток лет африканским металлистам удалось добиться признания среди металлистов по всему миру, иностранные лейблы начали подписывать местные коллективы и приглашать их играть в Европе.
Приведём основные тезисы материала, а заодно посоветуем десяток групп: дум-метал из Уганды, кенийский металкор, бостванский дэт-метал и всё такое прочее.
Слушать:
Vale of Amonition
(Уганда, прог/дум-метал)
Last Year’s Tragedy
(Кения, металкор)
Adorned in Ash
(ЮАР, блэк/дэт-метал)
In Oath (Кения, металкор)
Metal Orizon (Ботсвана, хеви-метал)
Wrust (Ботсвана, хеви-метал)
Neblina (Ангола, хеви-метал)
Sasamaso (Мадагаскар, трэш-метал)
The Overmind (ЮАР, дэткор)
Beyond Your Ritual (Мадагаскар, трэш-метал/дэткор)
Crackdust (Ботсвана, дэт-метал)
Как всё начиналось
Главный толчок для развития африканского метала произошёл, как ни странно, в ЮАР — возможно самой близкой к западной культуре стране. «В ЮАР начали продюсировать кучу команд, которые сами записывали и сочиняли свой репертуар, — рассказывает Эдвард Банхс, автор готовящейся к выходу книги о хеви-метале в Африке. — Все промоутеры, концертные площадки и фестивали, которые поддерживали сцену, находились на одном уровне с Америкой и Европой». По иронии судьбы повлиял и международный бойкот 1980-х, направленный против политики апартеида — экономически изолированная страна была вынуждена обратиться к развитию локальной индустрии. Позже в страну начали привозить главных вестников метала с Запада — например, Metallica и Sepultura.
Также повлияла и глобализация: когда Африку наконец охватил интернет и, соответственно, социальные сети (хоть в некоторых её частях и в довольно специфичной форме), о всевозможных метал-группах узнали не только в англоговорящих Зимбабве, ЮАР, Ботсване, Замбии и Танзании — к делу подключились даже восточноафриканские страны, включая Кению и Уганду.
В середине 1990-х две группы (участники которых были белыми) из ЮАР —Voice of Destruction и Groinchurn — подписал немецкий лейбл Morbid Records. В 1994-м он издал отчётный сборник «The Death of Africa, Volume 1». В то же время начали появляться самостоятельные группы, состоящие их чернокожих ребят — например, Metal Orizon из Ботсваны или Last Year’s Tragedy из Кении. Уже в 2000-х метал окончательно распространился по всему континенту в форме различных поджанров, включая дум-метал, грайндкор, трэш-метал, блэк-метал и дэт-метал.
Смотреть документалки:
Death Metal Angola
2012, режиссёр Джереми Ксидо
История становление дэт-метал-сцены в разрушенной полувековой войной Анголе, через которую многие смогли выплеснуть накопившуюся агрессию.
March of the Gods: Botswana Metalheads
2014, режиссёр Раффаэле Моска
Фильм, посвящённый непростому пути к успеху (или, скорее, хоть какому-нибудь признанию) музыкантов из ботсванской группы Wurst.
Terra Pesada
Ещё не вышел, режиссёр Лесли Бронштейн
Документальный фильм о хеви-метал-поклонниках из Мозамбика — бывшей португальской колонии, которая смогла выкарабкаться из войны, но до сих пор находится в незавидной экономической ситуации. Авторы фильма проводят целые дни на репбазах и разговаривают с музыкантами о местной индустрии, эпидемии ВИЧ, войне и других насущных проблемах.
Стигматизация
Несмотря на то что метал как жанр музыки может похвастаться чуть ли не самыми преданными фанатами по всему миру, в глазах мейнстримовых медиа она всегда выглядела особенно маргинально, что часто провоцировало различную стигматизацию, те или иные формы которой можно заметить даже в «Бивисе и Баттхеде». Стигматизация же в христианских странах Африки приняла ещё более экстремальные формы: «Люди могут думать, что мы сатанисты, ведь они судят по тому, как ты одеваешься, — говорит Трупер, одетый в косуху с кисточками и ковбойскую шляпу, утыканную шипами. — Но на самом деле я очень хороший парень». Его друг Таллибан, который периодически сменяет кожаное обмундирование на военное, когда возвращается на службу, добавляет: «Нам очень нравится любовь музыки и чувство братства».
Группам, многие из которых вдохновлялись кассетами с классикой вроде Black Sabbath, Джими Хендрикса и AC/DC, пробиться удаётся с трудом: «Это было непросто, но мы никогда не сдавались... В Кении метал многим далеко не по вкусу, как, впрочем, и во всём мире. Но у нас всех есть база поклонников, которая никогда не перестанет ценить нашу музыку», — рассказал Крис Лилако Ягами из группы In Oath.
Что дальше?
Несмотря на то что социальные медиа и интернет уже отметили для себя зародившееся движение, а про африканских металлистов выпускали материал CNN и Vice, Стакс из Wurst уверяет, что «без поддержки радио и телевизора этого недостаточно».
Вилкис Флорс, рассказчик документального фильма Death Metal Angola, отмечает, что всё только начинается, а лет через 15–20 африканская метал-сцена достигнет действительно значимых масштабов.
«Метал никогда не станет мейнстримом в Африке. Он всегда будет андеграундным, — заключает Виктор Тебусике, он же Vickonomy из угандийской дум-метал-группы Vale of Amonition. — Но вы знаете что? Большинство из нас это только радует».
Полностью статью можно прочитать на сайте FACT.
Фотографии: кадры из документальных фильмов
Комментарии
Подписаться