Сегодня в России «экстремизмом» клеймят что ни попади — от статей с упоминанием ИГИЛ и материалов наци-скинхедов до стихотворений про Украину и обсуждения в «Одноклассниках» закрытия больницы. Более того, вчера СМИ сообщили о первом реальном сроке за пропаганду экстремизма в интернете. Сторонника «Правого сектора», разместившего на своей странице во «ВКонтакте» призывы «направленные на пропаганду расизма и насилия», приговорили к году лишения свободы. Мы вспомнили, как в России эволюционировало понятие «экстремизм». 

 

  

 

 

От высоких ботинок
с белыми шнурками
к смешным картинкам,
от неонационалистов
к граммар-наци,
от провокационных
листовок
к комментариям
в социальных сетях.

  

 

 

 

 

 

 

Автобус

Пассажиры рейсового автобуса Севастополь — Таганрог развлекаются как могут. Во всю ширину автобусных телеэкранов кривляются напудренные лица, раздаётся закадровый смех. Никому из пассажиров и в голову не может прийти, что улыбающиеся лица могут оказаться мордами врагов, а кривляния ведущих — «бандеровскими поговорками». Но так оно и было. По версии одного из пассажиров. Владимир Чичилов настойчиво попросил водителя автобуса поставить другой диск, вероятно, с российским юмором. Водитель автобуса просто сделал звук тише, а другие пассажиры, занятые каждый своим делом, на Чичилова внимания не обратили вовсе.

А зря. Выйдя из автобуса, Владимир обстоятельно сфотографировал сам автобус, его украинские номера и написал одно очень любопытное заявление:

«В ходе этой передачи украинские актёры в юмористической форме делали следующее: 

  • порицали присоединение Крыма к России, называли это ошибкой;
  • критиковали российские СМИ;
  • издевались над беженцами с востока Украины;
  • издевались над российской властью, Президентом России и его личной жизнью.

Далее по ходу передачи выступила украинская группа „ТiКУ, которая исполнила песню „Люби ти Украину“. Солист группы после окончания выступления прямо со сцены выкрикнул украинскую националистическую бандеровскую поговорку „Слава Украине!“, а зал ответил: „Героям слава!“».

 

«Имярек просит проверить имярек на экстремизм», «имярек запретили за экстремизм», без таких заголовков не проходит и недели. Проснувшиеся граждане с удивлением или тайным злорадством узнают, что их сосед, школьный учитель ребёнка, начальник обвиняются в экстремизме.

 

Всё это действо где-то в течение часа лицезрели пассажиры рейсового автобуса, следующего из города-героя Севастополя в город-герой Волгоград в год 70-летия Победы, а также в год первой годовщины присоединения Крыма к России. Сам же Чичилов, как только вышел из проклятого автобуса, отправился в прокуратуру родного Таганрога и написал заявление с просьбой проверить действия водителя на экстремизм.

«Имярек просит проверить имярек на экстремизм», «имярек запретили за экстремизм», без таких заголовков не проходит и недели. Проснувшиеся граждане с удивлением или тайным злорадством узнают, что их сосед, школьный учитель ребёнка, начальник обвиняются в экстремизме. Донос вновь стал самым простым и удобным способом избавиться от человека. Только раньше вместо слова «экстремизм» в доносах и решениях суда фигурировало слово «контрреволюция».

Сравнение экстремизма и контрреволюции, из-за обвинений в которой были осуждены более трех миллионов человек, может показаться неуместным. Так, на сентябрь 2015 года по данным информационно-аналитического центра «Сова» по «экстремистским» статьям отбывают наказание 54 человека. Для сравнения: в январе этого года по тем же статьям осуждённых было 29. Но «Сова» не учитывает лиц, уже отбывших срок, а также не включает в свой список тех, у которых в приговоре содержатся расистские нападения или общеуголовные статьи. 

Вообще, статистика по делам об экстремизме весьма противоречива. С одной стороны, председатель правления Всемирного антикриминального и антитеррористического форума генерал армии в отставке Анатолий Куликов сообщал о более чем 29 тысячах преступлений, совершённых с 2002 по 2009 год и связанных с экстремизмом. При этом Куликов описывал период далеко не высшего расцвета «экстремистских преступлений». Расцвет (именно заведённых уголовных дел по этим статьям) мы можем наблюдать сейчас. Но статистика по ним опять же неполная: «Сове» неизвестны уголовные дела с 2002 по 2004 год, а официальный портал правовой статистики при Генеральной прокуратуре РФ рассматривает только период с января 2010-го по сентябрь 2015-го, за который было зарегистрировано 4002 преступления экстремистской направленности, а лиц, совершивших эти преступления, было выявлено 3742 человека. А началось всё с обыкновенного футбольного матча.

 

 

Матч

Чемпионат мира по футболу 2002 года был не самым удачным для сборной России. Единственная вымученная победа — над командой Туниса. 9 июня в Иокогаме должен был состояться матч Россия — Япония. Москва и Токио каждый по-своему готовился к игре: московские власти перекрыли большую часть улиц в центре города для того, чтобы болельщики могли посмотреть трансляцию с экрана на Манежной площади; японское посольство же разослало своим гражданам предупреждение с просьбой в случае победы Японии не появляться на улице в тёмное время суток.

9 июня у экрана на Манежной собрались более десяти тысяч человек. За фанатами присматривали усиленные наряды милиции, однако они не мешали болельщикам выражать бурную радость, вызванную предвкушением игры и подпитанную бутылочным пивом. Никто не мог подумать, что худшие опасения японского посольства оправдаются и сборная Японии победит.

Пивные бутылки, пролетевшая над толпой, разбиваются об асфальт под экраном. Толпа, поняв бессмысленность попыток разбить его, переключается на более доступные объекты. Машины в ближайшем радиусе лишаются лобовых стёкол. Десятитысячная армия фанатов, сметая всё на своём пути, разделившись на несколько колонн, двинулась по улицам, прилегающим к Манежной площади. Госдума, МХАТ, японские рестораны, ювелирные магазины, телефонные будки, рекламные щиты, превратились в объекты ненависти. Азиаты со всего центра города находят убежище в «Макдоналдсе» и не выходят из него, пока беспорядки не утихают, а происходит это лишь ближе к вечеру, когда на улицах появляются уже вооружённые автоматами омоновцы.

Потом скажут, что беспорядки были спланированы, что фанаты не могли на месте из воздуха сотворить всё необходимое для коктейля Молотова, что в толпе были зачинщики с «имперскими» флагами, что косвенной причиной беспорядков послужил отрывок из фильма «Большой Лебовски», показанный в перерыве между таймами, да чего только не скажут.

Главное, что практически сразу после беспорядков Госдумой был принят, а Советом Федерации одобрен федеральный закон «О противодействии экстремистской деятельности». Необходимо отметить, что он был вынесен Владимиром Путиным на обсуждение ещё в апреле того же года, но июньские события значительно ускорили его принятие. Так в российском законодательстве появился термин «экстремизм»

 

Фальстарт

На выдвинутый президентом законопроект обрушился шквал критики: левые и правые одинаково боялись, что за принятием закона последуют «репрессии», закон назывался излишне «жёстким», «реакционным». Закон критиковали даже представители МВД. Так, например, Лариса Масленникова, в 2002 году заместитель начальника Организационно-научного управления МВД России, говорила, что не стоило спешить с его принятием, поскольку «не определён объект и субъект правоотношений» и «юридическая база в нём не продумана».

Депутаты КПРФ принимать закон отказывались, называя его анахронизмом, поскольку написан он был ещё при старом режиме, при котором «существовал синдром силовой борьбы с политической оппозицией». Зюганов был ещё более радикален, заявляя, что закон направлен на «на борьбу прежде всего против организованных оппозиционных сил». И вот закон принят, оппозиционные силы всех мастей пригнулись, и… Никому из участников беспорядков на Манежной площади не были предъявлены обвинения по 280-й, 282-й или другим «экстремистским» статьям. Все осуждённые проходили по «участию в массовых беспорядках».

Не были осуждены за экстремизм и участники погрома 2001 года в Царицыне, во время которого погибли трое — граждане Индии, Таджикистана и Азербайджана. Вообще принятым законом не спешили пользоваться. В 2002 году досталось не многим: за использование символики, сходной с нацистской, было закрыто омское отделение РНЕ (дальнейшие судебные решения о закрытии филиалов строились именно по «омскому сценарию»), заведено уголовное дело против профессора Виктора Авксентьева за коллективную монографию «Ставрополье — этноконфликтологический портрет» (в 2003 году дело было закрыто, но к тому времени Авксентьев из-за случившегося уже перенес инфаркт, поэтому радость была несколько омрачена). Была закрыта и «Лимонка» (продолжившая выходить под другим названием), но по другой статье — нарушение закона о СМИ. Пожалуй, вот и все громкие дела начала нулевых, связанные с экстремизмом.

 

 

Скинхеды

Слово «скинхед» робко проникает в российские СМИ в 2000 году. Скинхеды разрисовывают стены домов свастиками/рунами/коловратами, оскверняют мусульманские и иудейские кладбища. Но этим их деятельность не ограничивалась.

2001–2002 годы. Аспирант из Зимбабве, менеджер-иранец, двое учащихся подготовительных курсов из Китая, супружеская пара из Шри-Ланки, художник из Израиля. Встреча в метро с короткострижеными юношами в высоких ботинках закончилась для них ушибами мягких тканей различных частей тела. Скинхеды действовали в основном по двое, по трое, меньше повезло гражданину Афганистана: на него напали сразу шестеро. Иногда несколько подобных преступлений совершались разными группами с промежутком в несколько минут. Так, 19 сентября 2002 года на перегоне между «Лубянкой» и «Чистыми прудами» произошла драка между двумя скинхедами и гражданами России и Китая, а несколько минут спустя на том же участке было совершено нападение на гражданина Индии.

Спустя некоторое время скинхеды, осмелев, перешли от одиночных вылазок к массовым дракам. В октябре 2002 года в метро вновь произошла драка, её участниками стали около 200 человек, вооружённых стеклянными бутылками и «другими подручными средствами». Столь массовая драка с участием скинхедов — первая с апреля 2001 года. Тогда, в день рождения Адольфа Гитлера, группа из 150 подростков в возрасте от 13 до 17 лет разгромила ларьки азербайджанцев в Ясеневе. На следующую годовщину рождения «небесного покровителя» милиция была приведена в повышенную готовность, усиленные патрули следили за правопорядком, но акция в 2002 году не повторилась. Действия подростков в основном квалифицировались по статье «хулиганство», 282-я статья, несмотря на принятый закон «О противодействии…», применялась крайне редко.

Не будем углубляться в историю движения, об этом очень подробно рассказал Алексей Тарасов в докладе для Московского бюро по правам человека. Рассматриваемый им период ограничивается 2004 годом, но именно в этот год количество скинхедов резко выросло. По состоянию на начало 2000-х их насчитывалось около 20 тысяч человек, а к 2005-му называлась цифра в 50 тысяч, хотя начальник столичного ГУВД вообще отрицал существование скинхедов:

«Cкинхеды возмущаются в интернете: почему Пронин не признаёт нас до сих пор? А я их и не хочу признавать. Слава Богу, нет такой у нас организации, а есть шпана подмосковная и наша московская, которая выбирает цветнокожих и пытается с ними расправиться».

 

Сегодня количество приговоров за пропаганду экстремизма заметно превышает приговоры за насильственные преступления по мотивам ненависти.

 

О скинхедах писали газеты, для подростков из неблагополучных семей движение было сродни лучу света в тёмном царстве, со скинхедами заигрывали многие политические партии, всё играло на руку движению. В середине нулевых скинхеды начали создавать вооружённые отряды, от избиений перешли к убийствам. Уровень симпатии (даже среди милиции) к ним был высок, их действия не только почти не квалифицировались по экстремистским статьям, но иногда даже вовсе замалчивались милицией. Из доклада Алексея Тарасова:

«В ночь с 12 на 13 мая 2002 года 40 скинов устроили погром на Старом Арбате: были стекла витрин и палаток, переворачивались стулья и лотки, избивали прохожих. Милиция задержала 18 человек. Вскоре задержанные были отпущены, а милиция стала отрицать сам факт погрома. 9 июня 2002 года свыше 20 скинов пытались устроить погром вьетнамского общежития в московском районе Капотня. Погромщики выбили стёкла и двери в общежитии, но после прибытия милиции разбежались. Милиция, сначала обещавшая поймать всех погромщиков, спустя сутки уже отрицала сам факт наличия событий».

С 2004 года растёт количество убийств, квалифицируемых как совершённые на почве национальной ненависти: 2004-й — 7, первое полугодие 2005-го — 10, первое полугодие 2006-го — 18. Количество избитых на той же почве исчислялось сотнями. Самое страшное дело того времени — дело группировки «НСО-Север», суд над которой проходил в 2010-м.

15 фигурантов. 27 убийств, 24 из которых были совершены на национальной почве. Десятки избиений. 5 пожизненных сроков. Это была лишь одна (пусть и самая кровавая) из банд, перешедших от листовок и надписей на стенах к прямому действию. Борьба с экстремизмом началась за здравие. Показательные процессы, большие сроки — скоро количество подобных преступлений пошло на убыль. К концу нулевых борьба перешла в несколько иную плоскость, и основным мотивом антиэкстремистского правоприменения стали пропагандистские статьи. Сегодня количество приговоров за пропаганду заметно превышает приговоры за насильственные преступления по мотивам ненависти.

 

Пропаганда

После волны протестов в 2011–2013 годах антиэкстремистское законодательство становится рабочим механизмом подавления оппозиционных настроений. А события на Украине, в свою очередь, сделали задачей органов в деле противодействия экстремизму борьбу с проукраинской риторикой. В 2014 году героем подобного разбирательства стал учитель Александр Бывшев, опубликовавший на своей странице в соцсети два стихотворения — «Украинским патриотам» и «Украинские повстанцы», что квалифицировали как возбуждение национальной ненависти по ч. 1 ст. 282 УК. Помимо этого внимание правоохранительных органов в последнее время стали всё чаще привлекать антирелигиозные высказывания и агитация. Например, в июле этого года экстремистским был признан видеоролик «Иисус в исламе и в христианстве. Невинность христиан», поскольку в нём, по заключению суда, «отрицается божественная природа Христа».

Агитация, в том числе и экстремизма, в нулевых годах кардинально отличалась от агитации сегодняшней. Для того чтобы распространять экстремистские взгляды, правонарушителям приходилось выходить на улицу, раздавать листовки, выпускать экстремистскую прессу, собираться под знаменами с более-менее похожими символами. Со смещением общественной жизни в социальные сети туда же переместилась и разного вида агитация.

Первое уголовное дело о распространении экстремистских статей в интернете было заведено в 2005 году. Тогда Денис Чупрунов, студент из Кемерова, был приговоёен к полутора годам условно. Через год в том же Кемерове студент-нацбол был приговорен к двум годам условно за размещение статьи «Самая конструктивная партия». Количество приговоров по 280-й статье росло: если в 2005-м (в 2002–2004-м приговоры не выносились) по этой статье было вынесено пять приговоров, то в 2009-м их было уже 12. Дальше — больше. В 2014 году практически одновременно были приняты два законопроекта: в мае популярных блогеров приравняли к СМИ, а в июле действие 280-й статьи распространили и на весь интернет. По статистике, на 2015 год приговоры за пропаганду экстремизма в социальных сетях составляют до 90% от всех приговоров за пропаганду экстремизма.

Вчера многие СМИ сообщили о «первом реальном сроке» за пропаганду экстремизма в интернете. Речь шла о стороннике «Правого сектора», разместившем на своей странице во «ВКонтакте» призывы, «направленные на пропаганду расизма и насилия. А также популяризацию национал-радикализированных формирований и вооружённых праворадикальных формирований (организаций) Украины».

 

Вчера многие СМИ сообщили о «первом реальном сроке» за пропаганду экстремизма в интернете. Речь шла о стороннике «Правого сектора», разместившего на своей странице во «ВКонтакте» призывы, «направленные на пропаганду расизма и насилия».

 

На самом деле реальные уголовные сроки за картинки в социальных сетях раздают относительно давно, ведь ещё в 2013 году уголовное дело (третье) против Максима Марцинкевича (Тесака) строилось на трёх видеороликах, размещённых в YouTube. Итог — пять лет лишения свободы в колонии строгого режима (впоследствии срок снижен до двух лет и десяти месяцев). 

Ситуация же 26-летнего жителя Саратова Константина Сычёва куда более сложная. На личной странице Константина были размещены экстремистские материалы, этот факт не отрицал и сам осуждённый. Оставалось доказать, что размещены эти материалы были с целью возбуждения ненависти и вражды по национальному признаку, для чего и были приглашены свидетели: преподаватели колледжа, в котором учился осуждённый, и бывшие одногруппницы. По словам Константина, эти преподаватели у него ничего не вели, а девушек он не знал. Суд поверил, конечно же, свидетелям, утверждавшим, что Сычёв нашептывал что-то негативное, проходя мимо людей, да и вообще имел привычку приходить в колледж в камуфляже и форме СС. Характеристика из колледжа также была крайне негативной. И не важно, что подписал её недавно назначенный директор (Сычёв выпустился в 2009-м), а предыдущая характеристика была положительной. Итог — полгода в колонии-поселении.

В том, что подобные случаи не являются исключением, можно легко убедиться, ознакомившись с докладом аналитического центра «Сова» за сентябрь 2015 года «Кто лишён свободы за „экстремистские преступления“ не общеуголовного характера».

Видео с дракой за мешок картошки, угроза лидера «Правого сектора» спилить в России турники, негативные антибашкирские комментарии на сайте «Уфа губернская», приложения в iTunes, фотография нацистов на Луне, солдатики в «Детском мире». Всё это, не задумываясь, можно объединить одним словом, которое начинается на букву Э.

От высоких ботинок с белыми шнурками к смешным картинкам, от неонационалистов к граммар-наци, от провокационных листовок к комментариям в социальных сетях. Так буквально на глазах эволюционировало понятие «экстремизм». И эволюция продолжается.

Текст: Валерий Ганненко

Изображения: Flickr.com/photos/waitingfortheword