На прошлой неделе в московском «Электромузее» открылась первая в России выставка гиф-арта GIF-GIF-GAF. Мы расспросили куратора проекта Анну Титовец о том, как эволюционировал жанр, попытках монетизации и самых известных художниках гиф-арта.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АННА ТИТОВЕЦ

куратор выставки Gif-Gif-GaF

 

 

 

Как появился и как эволюционировал жанр гиф-арта?

«Физическими» предками гиф-арта были замечательные оптические приборы, получившие распространение в начале XX века — всяческие зоотропы, фенакистископы, тауматропы и прочие крутилки и вертелки, в которых анимация возникает в силу оптических эффектов и особенностей восприятия человеческого глаза.

Зоотропы и сегодня остаются востребованными формами для интерпретации художниками, и не так давно французский аниматор сделал огромный торт, который надо крутить, чтобы получилась анимированная история по принципу зоотропа. У нас на выставке также представлены несколько зоотропов, и они стабильно вызывают восторг у зрителей.

Официальной же датой появления цифрового GIF является 15 июня 1987 года, когда компания Compuserve представила новинку — «формат для обмена изображениями» — GIF (Graphics Interchange Format ), использующий специальный метод сжатия.

То есть GIF появился аж почти 30 лет назад как техническая необходимость раннего интернета. Компьютеры были маломощные, интернет супермедленный, а движущиеся картинки хотелось выкладывать. Интересно, что создатели формата настаивали на произношении этого слова как «джиф» (jeaf), и это и есть правильное произношение этого слова. Но правильное — не всегда самое популярное. Интернет-юзеры в большинстве своём отвергли странно звучащее смягчение буквы Г в начале слова и до сих пор предпочитают говорить «гифки» вместо «джифки». Споры вокруг названия были особенно жаркими в конце 1990-х —начале 2000-х, и у приверженцев «джифа» есть отдельная страница, посвящённая проблематике произнесения слова. 

Поворотным моментом для судьбы гифа стало появление Tumblr и других схожих социальных сетей и блогов, которые внедрили возможность публикации формата GIF. С этого момента, гифизация интернета пошла полным ходом. А в 2012 году Оксфордский словарь мало того, что объявил «гиф» словом года, ещё и с этого года стало возможно гифить (to gif) — слово приобрело дополнительное значение глагола.

Гиф-арт уникален тем, что с успехом абсорбирует элементы разных видов искусства — фотографии, анимации, видеоарта, кино, всеяден с точки зрения тем, достаточно легко (на сегодняшний день) изготовляем и не требует больших усилий для распространения в сети. Жестокие стробы могут сменяться выверенными синемаграфами, мемы-артефакты из кино перемешиваются с остроумными анимациями уличных граффити или домашними съёмками порно. Всё это — гиф-арт, и потому этот формат велик, ужасен и в то же время прекрасен. 

Вирусные гиф-арты — это выборочная цифровая память общества. Процесс естественного отбора гифов, который попадает в ранг вирусного и перепощивается много-много раз до полной потери авторства, а зачастую и изначального вида — один из самых интересных с точки зрения феномена жизни этого жанра в сетях. Одна из задач такого гиф-арта — подхватить момент, поймать то, что станет якорем коллективной памяти того или иного момента.

Какие есть направления гиф-арта?

Естественно, что гиф в том числе отражает общие тенденции, характерные для дизайна того или иного периода времени. Условную типологию гиф-арта мы сформировали в рамках выставочного проекта.

На выставке каждый зал посвящён определённому направлению: синемаграфы, микроистории, гипноабстракции, восемь бит и пиксель-арт-гифы, а также всевозможные ответвления — вигглграмы, которые симулируют эффект объёма с помощью смещения угла камеры на нескольких кадрах, гифити, придуманные английским художником INSA и представляющие из себя гибрид гифа и граффити и прочие разновидности.

Синемаграф, например, — один из очень популярных жанров последнее время — это фото, как правило, профессионально снятое, постановочное или репортажное, на котором анимирована только лишь небольшая часть картинки.

Один из трендов последних лет, который, правда, по наблюдениям, уже перестаёт быть столь популярным — это гифки, в которых происходит вращение вокруг своей оси объектов. Есть даже целый ресурс, который агрегирует гифы только такого формата.

Гиф-художники также очень любят упражняться в интерпретациях художественного наследия. Одно из популярных направлений — оживлять или вживлять инородные предметы в исторические произведения искусства.

 

 

Наиболее поднаторел в этом и приобрёл весомую известность (художника приглашают делать спецгифы музеи и глянцевые журналы) Scorpion Dagger aka Джеймс Керр.

Или Кевин Джей Вер, который специализируется на том, что помогает старинным фотографиям приобрести новую жизнь в ироничных гиф-анимациях.

 

Scorpion Dagger aka Джеймс Керр

 

Зачем идти на первую в России выставку гиф-арта. Изображение № 1.

Зачем идти на первую в России выставку гиф-арта. Изображение № 2.

 

  

 

 

Зачем идти на первую в России выставку гиф-арта. Изображение № 3.

 

Как вы отбирали участников выставки? 

Поскольку это первая офлайн-выставка GIF-арта в России, мне довольно важно было сделать своего рода мини-антологию жанров, я выделила в рамках выставочной концепции несколько жанров гиф-арта, актуальных на сегодняшний момент. Эта типология условная, но тем не менее отражает большие блоки и направления, по которым развивается гиф-арт.

Все художники, которые представлены на выставке, — это художники, которые сознательно выбрали гиф-арт своей художественной стратегией и в рамках этого формата сформировали творческий подход. На GIF-GIF-GAF представлены довольно известные имена в сфере гиф-арта, такой cream of GIF art, насколько это вообще возможно в рамках данного жанра. Для меня также важно было показать некоторые очень узнаваемые работы, чтобы люди могли, придя на выставку, сказать: «А-а, я это видел!» — и посмотреть на эти работы, во-первых, в совершенно другом контексте и масштабе, а во-вторых, узнать, что у этой гифки, которую человек когда-то где-то видел, есть автор, и автор её сделал не просто как случайность, а как часть своей ежедневной творческой работы и исследования.

Кто в итоге попал в основную программу? 

В выставке приняли участие 23 художника в «основной программе», а также четыре победителя Open Call. Состав получился максимально интернациональный: США, Испания, Германия, Греция, Чили, Великобритания, Венгрия, Словения, Сербия, Хорватия, Бразилия, Сингапур, Польша, Германия, Канада и, конечно, Россия.

В частности, на выставке представлены несколько очень громких имён — художник из Великобритании INSA, который изобрёл собственный жанр гиф-арта — гифити и создаёт аналоговый гиф-арт на улицах по всему миру путём последовательного накрашивания слой за слоем кадры анимации как граффити, а отзеркаленными к художественному методу INSA показаны работы сербского художника Made by ABVH, прославившегося своими анимациями граффити Бэнкси. 

Чилиец Джон Джейкобсен создаёт невероятно красивые странные скульптуры — синемаграфы с переливающимися слоями текстур, на выставке будут представлены работы из его двух последних серий — The Present, посвящённая хаосу ощущения субъективного времени, моделью здесь выступил сам художник, и вторая серия Insula, посвящённая, по словам художника, новому виду — «цифровому homo sapiens», также на выставке будут показаны работы любимца виджеев всего мира DVDp (Дэвид Закали), который создаёт гипнотические минималистичные абстракции, Scorpion Dagger (Джеймс Керр) — один из самых известных художников гиф-арта, специализирующийся на ироничной анимации картин эпохи Ренессанса, который смешивает культурные коды современности с кодами той эпохи, выходит очень смешно и познавательно.

Покажем работы Николаса Сассуна, одного из самых выдающихся гиф-художников, выставляющегося по всему миру, который работает в графической эстетике старых компьютерных систем и восьми бит. А также работы очень талантливой американской художницы Киттен Джане, которая создаёт разноцветных кибергизированных существ, которые, по её словам, являются жителями интернет-пространств и часто грустят.

Будет «народный» гиф Аристарха Чернышёва, который представляет собой коллекцию, собранную им за последние несколько лет, так называемого «анонимного» гиф-арта, то есть, по идее, не имеющего определённого авторства и распространяющегося по сети как вирус.

  

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Институционализация и перевод гиф-арта 

в офлайн — это общемировая тенденция

последних нескольких лет.

    

 

 

Гиф-арт — изначально искусство, существующее в цифровом пространстве. Зачем переносить его офлайн-среду? И что в принципе представляет собой офлайн-презентация гиф-арта?

В определённый момент стало понятно, что из моря бесконечного анонимного «народного» гифа возникла целая плеяда художников, которые сознательно и последовательно работают с этим медиа. Их работы зачастую становятся отдельными произведениями искусства, которые достойны того, чтобы зритель мог их рассмотреть и увидеть в большом формате и в условиях галереи.

Или, например, группа галерей Тейт в прошлом году устраивала специальную выставку и вечеринку гиф-арта, который был сделан по мотивам предложенных произведений искусства XIX века из коллекции Tate Britain. Более того существует уже некоторое количество офлайн-фестивалей гиф-арта, проводящихся в Европе.

Как в целом обстоят дела с гиф-артом в России? Существуют ли выставочные пространства, практика кураторства и прочее?

Что касается выставочных проектов, целиком и полностью посвящённых гиф-арту, эта выставка, насколько мне известно, первая в России. Формат гифа — это «кисточка», которой довольно легко можно научиться самостоятельно, поэтому вряд ли имеет смысл делать отдельный курс по созданию гиф-арта, образовательный процесс гиф-артиста должен быть схож с образовательным процессом современного медиахудожника. Но вот мастер-класс провести на эту тему у меня в планах. В рамках данной выставки либо в рамках фестиваля Plums Fest.

Как определить грань, отделяющую категории искусства и дизайна в случае гиф- и нет-арта?

Точно так же, как и в любом другом медиаарте. Если же говорить о том, в какой момент гиф-арт перестаёт быть «народным» и становится авторским, то тут всё очень просто. Как только становится известен автор произведения гиф-арта, причём он становится известен не паре людей, а множеству — в этот момент происходит условная легитимизация перехода гиф-арта из анонимного/«народного» в разряд авторского искусства.

Крупные арт-институции как-то работают с гиф-артом? 

Галерея Саатчи, например, в 2014 году основала ежегодный конкурс гифов Motion Photography Prize, где анимированный гифы судит сама Синди Шерман. И есть все шансы, что этот конкурс станет своего рода аналогом премии Тёрнера в сфере гифа. 

Институционализация и перевод гиф-арта в офлайн — это общемировая тенденция последних нескольких лет. Например, работу над переводом гиф-формата в область искусства систематически проводит онлайн-галерея 15 Folds, которую основала троица Джолион Варли, Марго Боуман и Шон Фрэнк, ежемесячно объявляет тему и приглашает 14 художников прислать свои гиф-арты. Они же проводят офлайн-выставки гиф-арта в Лондоне, при этом представляя сами гиф-работы в виде огромных QR-кодов. Для просмотра выставки необходимо скачать приложение дополненной реальности и поочерёдно наводить свой девайс с приложением на стены.

 

Зачем идти на первую в России выставку гиф-арта. Изображение № 4.

Работы kyttenjanae

 

Зачем идти на первую в России выставку гиф-арта. Изображение № 5.

 

Зачем идти на первую в России выставку гиф-арта. Изображение № 6.

 

Зачем идти на первую в России выставку гиф-арта. Изображение № 7. 

 

Для живущего в среде интернет-медиа создаются интернет-галереи. Так, например, есть довольно известная онлайн галерея ani-gif, манифестирующая себя как место для поддержки и показа гиф-арт-работ. Там происходили довольно интересные гиф-шоу вплоть до 2014 года.

Как вообще художники, работающие в этом жанре, монетизируют своё искусство?

Естественно, как и с любым нематериальным произведением искусства, с продажей и архивацией гифа всё довольно непросто. Арт-рынок и коллекционеры в большей степени ориентированы на приобретение материальных объектов, нежели эфемерные цифровые работы. Да и само название «гиф», естественно, не вызывает ассоциаций с выгодно вложенными деньгами коллекционеров.

Однако попытки монетизации гифа всё-таки проводятся. В 2011 году на знаменитом Armory Show в Нью-Йорке продавались и даже были успешно проданы коллекция гиф-арта. Или, например, один из известнейших в мире аукционных домов, Philips, в 2013 году организовал онлайн-аукцион Paddles On совместно с Tumblr для того, чтобы, в частности, продавать гиф-арт. 

Один из участников выставки, Николас Сассун, кстати, продал на этом аукционе в прошлом году свою гиф-работу «Водопад 6» за 1 300 долларов. Вдохновившись этим примером, художник Майкл Грин решил побить рекорд и выставил на eBay на продажу свою гиф-работу по мотивам «Собаки из воздушных шаров» Джеффа Кунса (которая была продана за 58 миллионов долларов) за 5 800 долларов. Официально эта гифка была признана самой дорогой в мире. Правда, ее так никто и не купил за предложенную цену. Но, несмотря ни на что, цены на гиф растут.