Мы живём в век гиперреальности и практически больше не нуждаемся в собственном воображении. Наше счастье теперь генерируется через симуляцию реальности в мониторе — бесконечные репродукции того, чего на самом деле не существует.

Граффити в самом зарождении делило философию с нет-артом (сетевым искусством). В обоих направлениях бурлила юная кровь, и обоим удалось перехитрить арт-индустрию — продукт творчества неосязаем для зрителю, а главное — его нельзя продать. Граффити и нет-арт существуют вне рамок арт-мира. Возможно, именно поэтому симбиотические отношения между ними выглядят естественными. Гифити — новая ветвь онлайн-арта. Есть акт вторжения в пространство, но результат работы невозможно увидеть на улице — только в интернете.

Для многих граффити-художников цифровая среда стала единственным способом дать доступ зрителю к их недолговечным работам. Документирование кусков стало единственным способом продлить жизнь, превратившись в естественный цикл. Перефразировав Сашу Курмаза: «Нарисовал — запостил в фейсбук». Компьютерный мир стал платформой не только для распространения и продвижения работ, но и дал почву для ностальгической рефлексии. Уже набивший оскомину восьмибитный стиль, до сих пор культивируемый апологетом Space Invader’ом, — как пример.

Работы Insa

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 1.

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 2.

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 3.

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 4.

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 5.

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 6.

Одним из первых адаптацию граффити под цифровое пространство начал художник Blu. Его мультипликационные работы, снятые с помощью многослойных рисунков на стенах, набрали более десятка миллионов просмотров и вызвали восхищение даже вне арт-среды. Но формат видео сейчас уже не способен зацепить зрителя надолго из-за ускорения поглощения информации. Компьютерный формат графических изображений, поддерживающий анимацию, GIF, подходит для нужд художников гораздо лучше в данный момент.

К GIF-формату искусство начало обращаться практически после самого его зарождения и очень быстро эволюционировало, осев в средствах массовой информации. Быстрый, визуально цепляющий глаз и технически простой — причины, по которым GIFпривлекает многих уличных художников. Этот вид искусства создан, чтобы жить в интернете, так как не похож на большинство изображений, которые мы усваиваем на ежедневной основе.

ABVH

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 7.

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 8.

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 9.

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 10.

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 11.

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 12.

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 13.

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 14.

Лондонский художник Insa, автор термина gifiti, использует интернет, как и многие другие художники, для контакта с поклонниками. Но для Insa интернет — это больше, чем просто средство коммуникации, для него это полноценный инструмент, с помощью которого он контролирует итоговую работу. В основу процесса создания работы вовлечено ручное многослойное рисование на стене. Самая большая работа на данный момент (площадью 300 квадратных метров) создана лишь с целью сделать пару кадров на фотоаппарат, далее перекрывается новым слоем, чтобы в итоге получить картинку шириной 600 пикселей, которую можно увидеть только онлайн.

С момента его первой гифити-работы в 2010-м Insa стал известен по всему миру. Сотрудничество с такими художниками, как Revok, Roid и Ungha, гарантировало его гифкам всеобщее внимание. Подобный фэйм в сочетании с первыми коммерческими работами подняли направление на новый уровень. Появилось много последователей (провокаторы Lush и Katsu также были замечены в создании гифити, хоть и для самопиара), но также появились и опасения о скором ребрендинге гифити для мейнстримовой коммерции.

cheko

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 15.

Gifiti — граффити в цифровую эру. Изображение № 16. 

Ещё одним пионером гифити является испанский художник Cheko, чьи работы фокусируются на тонких человеческих эмоциях. Cheko идеально использует GIF-среду для достижения нужной интимности в своих работах.

Отдельно стоит рассказать о сербском GIF-художнике ABVH, который в попытке добавить нового смысла оживляет готовые работы самых известных стрит-арт-художников. Добавляя движение к статическим картинкам, ABVH привносит немного юмора к и без того талантливым работам. Главное, что в его произведениях стрит-арт становится объектом «цифрового вандализма», а не субъектом, как это более привычно. Под оживляющее действие попали такие знаменитости как Бэнкси, Blu, Levalet, DLT, LaPandilla и ряд других. Его тонкая работа с деталями поднимает стрит-арт на новый уровень. Изображения начинают носить более «разжёванный» для зрителя характер.

Последовательная смена картинок низкого разрешения, представляющая собой формат изображений GIF, прошла длинный путь от декоративных иконок поколения Web 1.0 до современных художников. Сейчас GIF вошёл в мир стрит-арта, адаптировав граффити под цифровой мир. Вот только, скорее всего, это явление временное, как и многое из того, что мы потребляем через экраны мониторов.