В эти выходные интернет взорвал клип на трек «Forgive Us» битмейкера Oligarkh, в котором под ритмичную молитвенную читку дети резвятся в заброшенном здании. Oligarkh пока не спешит раскрывать карты. Всё, что мы о нём знаем, — продюсер базируется в Санкт-Петербурге и когда-то пел в церковном хоре. Мы поговорили с музыкантом и создателями видео о боге, России и обоссанных матрасах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

интервью

Oligarkh

битмейкер и саундпродюсер

   

 

 

F.F. Как Oligarkh появился на свет?

Всё началось с желания совместить рэп и молитвы, ну и сделать это максимально красиво, чтоб не было «оскорблением чувств», как это сейчас называется.

F.F. Откуда вообще возникло желание использовать молитвы?

Ритм, в них есть ритм, который качает, не во всех, конечно, но есть. Ну и, конечно, в них столько смысла и психической силы, что нет шансов пропустить мимо ушей. Да и послушать такое полезно, я считаю.

F.F. По-твоему, кто-то будет воспринимать текстуальное содержание всерьёз? Разве тут не работает, скорее, тот же приём, что с модой на арабский у хип-хоп-продюсеров, когда на ура шёл именно экзотический распев и религиозная эстетика, а вовсе не сам текст?

Всё зависит от слушателя, кто как воспринимает музыку, тот так и будет её воспринимать.

F.F. Твоя миссия — вознести слушателя или вписать в поп-культуру православие?

Вознести конечно.

F.F. Кто ближе к богу — ты или Нейромонах Феофан?

Сложно сказать, он же вроде как сам поёт в треках, значит, душу обнажает, значит, ближе к богу я.

F.F. Кстати, тебе самому кто ближе — старина Иисус или суровый ветхозаветный бог?

Наверное, всё-таки Иисус, нравится мне его персона.

F.F. То есть другую щёку всегда подставляешь?

То, что мне нравится Иисус, вовсе этого не означает.

F.F. Есть ощущение, что всё это не случайно? То есть заигрывать с русским наследием и раньше все любили, но только заигрывать. А сейчас вот прямо изо всех щелей сквозит — даже те, кто хочет казаться новыми поп-звёздами, всё больше на русском поют.

Это расцвет, по-моему, как бы стесняться перестали, что все ж русские, а не европейцы или американцы.

F.F. Дальше будет лучше?

В будущее не глядел.

F.F. Кого из коллег по цеху для себя выделяешь?

Canicool, Миху Архангела и «Кровосток».

F.F. Ну, слушай, это же всё уже старая школа, а как же «новые русские»?

Это какие?

 

«Это расцвет, по-моему. Перестали стесняться, что мы русские»: Интервью с битмейкером Oligarkh. Изображение № 1.

 

F.F. Так я почём знаю, потому и спрашиваю. Ну ладно — вот лейбл «Астра» недавно издал мини-альбом с девятью хаус-треками, все на русском языке. Богоугодно это 

Да, это большой прорыв. (Широко улыбается.) Наконец на русском языке можно послушать хаус-музыку.

F.F. А может, всё-таки не стоит? Ну, то есть, когда на английском, вроде не так стыдно. 

Зато понятно, о чём поют, истории в каждой песне есть, или мнение какое-то пропевается, люди хотят знать, о чём же поют хаус-музыканты, в этом сборнике есть ответ на этот вопрос.

F.F. Расскажи про клип на «Forgive Us». Он так круто разошёлся в выходные, но получается, что даже не был с тобой согласован?

Мне как-то написали одни дамы, что хотят видео снять. Искали со мной встречи. Мы встретились с режиссёром — очаровательной Анной, она всё рассказала, описала в красках задумки, мы дали согласие и ценные указания, которые никто впоследствии не учёл. Они прислали первый вариант, и мы его раскритиковали очень сильно с коллегами. Встретились повторно и друг друга не очень поняли, разошлись на том, что мы пришлём девушкам референсы и прочие ориентиры, но так и не прислали. А потом мне наш барабанщик пишет, что клип уже выпущен и уже реакция пошла. Я посмотрел, что людям нравится, и решил, что клип получился, несмотря на нашу разгромную критику, неплохой. Сейчас посмотрел на статистику — 17 с половиной тысяч просмотров, неплохо. Девушек надо поздравить.

F.F. Что дальше — второй клип, «Золотой граммофон», концерт в храме Христа Спасителя? 

Готовим несколько новых видео: один — лайв на выступлении в Центре им. Курёхина, другой — художественный. К концертам готовы, ждём адекватных предложений, планируем катнуть за границу, показать Матерь Божью иностранцам, у нас опыт имеется, можем стены сотрясти как следует, чтобы слушателя вознести до небес. Ну и, конечно, всегда происходит работа над новым альбомом.

F.F. Ортодоксальная тематика будет продолжена?

Всё будет, отвечаю.

F.F. Отлично, тогда последний, но самый важный вопрос — православие или свэг? 

Очень сложно выбрать, но я склоняюсь к первому. Как сказал Вавилен Татарский: «Diamonds are not forever — бриллианты не навсегда».

F.F. По твоим ощущениям, кстати, мы до сих пор в книгах Пелевина живём или всё-таки уже Сорокин начался?

Мы, кто в Питере или в Москве, живём по Пелевину, а остальные по Сорокину. 

 

 

Анна и Саша, создатели клипа

F.F. Вы так и начали работу над клипом, ничего не согласовывая с Oligarkh?

Саша: Да нет, нам не хотелось делать работу впустую, и мы им написали. Ребятам понравились наши видео, и они даже согласились по нашей просьбе укоротить этот трек на минуту.

Анна: В день съёмок поехали на Уделку (блошиный рынок в Петербурге. — Прим. ред.), набрали шмоток для мальчиков рублей на 200, купили кетчуп, арахис и дешевую газировку, пару бинтов и перекись. Парни всё вокруг крушили, не дожидаясь команды «Камера, мотор!», поэтому Саша просто старалась успеть схватить момент. Ещё мы взяли с собой охрану, трое парней отстранённо наблюдали за этим безумием и бесконечно курили. Без них было бы страшно, там же реально живут бомжи — это их дом. Кстати, пару таких персонажей мы встретили, но они оказались интеллигентами, проходя мимо, лишь «Здравствуйте» сказали и побрели дальше. Мы все боялись, как уговорить наших чистеньких мальчиков из благополучных семей полежать на обоссанно-обтраханных диванах, но нет: они просто взяли и легли. Перед запуском ребят в дом мы попросили их лишь об одном: «Не трогайте шприцы».

F.F. Почему выбрали именно этот трек?

Саша: Со всего альбома нам более-менее нравились два, но второй, «God Bless», — это совсем уж дискотека, и если к нему ещё и видео добавить, то прямо богохульство получается.

Анна: Первый раз услышали у одного из знакомых трек Oligarkh в машине, как только стали выбирать группу для сотрудничества, вспомнили про них, а дальше выбрали трек, где было не так много скретча всякого. 

F.F. Откуда пришла идея к этому треку сделать видеоряд с малолетними оболтусами в заброшенном здании?

Саша: Мы с Аней находились тогда в разных городах и решали всё в переписке, ну и когда мы определились, наконец, с песней, то примерно через час обе, не сговариваясь, написали друг другу, что хотим, чтобы клип был про детей. Потом мы наткнулись на серию фотографий Лиз Сарфати Acta Est, и это помогло нам определиться с местом обитания для ребят. Мы начали искать заброшенные дома, где бы сохранилась хоть какая-то мебель и обои на стенах.  

F.F. А до этого у вас какие-то вообще видеоработы были?

Саша: До этого мы снимали всякие учебные работы и лукбуки питерским дизайнерам — победителям Aurora Fashion Week Russia Лиде Демидовой и Артёму Шумову

F.F. Теперь обсуждаете с Oligarkh дальнейшее сотрудничество по клипам?

Саша: Обсуждали только совместный поход в кафе.

Анна: Сотрудничать с ребятами мы не будем, больно это дело неблагодарное! Но за трек спасибо. 

F.F. Если не для него, то для кого из русских музыкантов точно хотели бы снять видео?

Саша: Уже не первый год думаю над этим вопросом. Наверное, это Дельфин.  

Анна: Даже не знаю, может, Агузаровой сняла бы клип, хотя для неё мне всего моего безумия не хватит.