Канье Уэст и Wu-Tang Clan заслушаны до последнего семпла, трэп-щит опопсел, британский грайм наскучил, можешь назвать десяток имён французских и латиноамериканских рэперов?

Пришла пора познакомиться с парнями, читающими на языках, которые обычно встречаешь, только читая списки ингредиентов на баллончиках с освежителем воздуха. В Центральной Азии есть свой хип-хоп во всём его многообразии: от андеграундных баттлов до люксового R&B.

Сегодняшний ультимативный гид — воображаемое путешествие с Запада на Восток в посаженной на брюхо «Субару» (за Уралом все ездят на праворульных японцах) на дисках с подсветкой и аудиосистемой, занимающей весь багажник и половину салона. Едем из Казахстана в Монголию через Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан, Киргизию и Бурятию. Йо, бро, салам алейкум!

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казахстан

Как и в большинстве южных республик бывшего СССР, в 1990-х в Казахстане были серьёзные проблемы с тем, чтобы достать записи западных исполнителей, поэтому знакомство с рэп-культурой происходило в первую очередь по тому, что можно было услышать по транслировавшемуся тогда на почти весь пост-Союз MTV. Для первой волны казахского хип-хопа примером стала тусовка Влада Валова с соответствующим выбором тем и манеры исполнения. Но с появлением сначала медленного, но с годами всё больше ускоряющегося интернета, во-первых, обеспечившего возможность приобщиться к мировому хип-хопу, а во-вторых — давшего шанс прославиться, участвуя в сетевых баттлах, парни начали искать свой язык — в обоих смыслах: и подбираясь к новому звуку, и пробуя читать на родном казахском. Эта ситуация вполне типична и для соседних стран — во всей Средней Азии рэп до сих пор читают и на русском, и на английском — без них не полезешь в баттл, но развитие национальных школ, удивляющих своей скоростью читки и мелодическими решениями, идёт полным ходом.

 

 

 

Кого слушать?

 

 

АБДУЛА

Ультимативный гид по рэпу Центральной Азии. Изображение № 1.

Про этого парня вы даже могли слышать. Абдула — отличный пример того, как рэпер может прославиться на бифах и диссах. Начав с громкого дисреспекта SD, который в тот момент крутился в тусовке немецкого русскоязычного лейбла Vagabund, записывая треки вместе с Schokk и Oxxxymiron, Абдула почти мгновенно получил известность на родине и вместе с ним — серьёзное недоумение за пределами Казахстана: «Это вообще кто такой?» Вскоре, припомнив Schokk его казахское происхождение, Абдула принялся за него, что на этот раз (SD как-то съехал с вызова к соперничеству) вызвало уже серьёзный биф, вылившийся в десяток треков на разных баттлах.

Сейчас Абдула успокоился и, к огорчению своих поклонников, влился в многочисленные ряды казахских рэперов, читающих неторопливую лирику. Читает он, кстати, на русском.

Когда смешно

 

   

 

 ШОХАН

Ультимативный гид по рэпу Центральной Азии. Изображение № 2.

Аутентично-казахский персонаж: треков на русском почти нет, а по-казахски ШоХан записался почти во всех главных для тамошнего рэпа жанрах, от мягкого лиричного (но, в отличие от других, не слишком сопливого, а вполне приятного) до грязного современного.

Первичное знакомство лучше начать с запроса «ШоХан — Астана» и прослушивания выданных поиском версий и совместных исполнений треков из «столичного цикла» ШоХана.

Агугай

 

   

 

 ЖАКАУ А.K.A SMERCH

Ультимативный гид по рэпу Центральной Азии. Изображение № 3.

Ещё более аутентичная штучка — Жакау, являясь в известной степени рэпером-интеллигентом, совмещает рубленую читку с народными казахскими напевами на бэк-вокале, а взятые из национальной поэзии образы с ироничной «гастарбайтерской» курткой Adidas.

1986

Ол сенi суймейдi

ШоХан, Жакау, Тарлан, Сырдын Алашы, Мунайтар — Сарыарка

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Узбекистан

В Узбекистане победоносное шествие хип-хопа, вероятно, начиналось так же, как и в других постсоветских республиках. Правда, здесь его быстренько поставили практически вне закона. В 2011 году узбекский телеканал «Ешлар» («Молодёжь») выпустил документальный фильм «Мелодия и бедствие», авторы которого асфальтовым катком проехались по року и хип-хопу. В частности, претензии к рэпу были следующие: жанр зародился в тюрьмах, среди криминальных элементов, корни его берут начало в «африканских охотничьих ритуалах», да и вообще это «сатанинская» музыка. Впрочем, до официального запрета и репрессий дело не дошло, и сегодня в Узбекистане есть не только артисты, исполняющие рэп, но и соответствующие тематические порталы.

 

 

 

Кого слушать?

 


 

SHOXRUX

Ультимативный гид по рэпу Центральной Азии. Изображение № 4.

Шохрух Шадманов — столичный (в смысле ташкентский) модник в белой майке и хулиганской кепке читает мягкий рэпчик, который нравится девушкам. Нежненько, местами стильно, но, если судить по русскоязычным текстам, чересчур сопливо, хотя и наследует манеру от некоторых русских рэперов. Местами, когда поёт на родном узбекском, приятно напоминает некоторых латиноамериканских исполнителей.

Что слушать: Bolaligim, O Ney (да-да, «О ней»), Ikki Qalb

Bolaligim

О тебе

 

   

 

MAHMUD GANGSTA

Ультимативный гид по рэпу Центральной Азии. Изображение № 5.

Махмуд — полная противоположность Шохруху. Родом из провинциального Андижана, он начал с лютого дисса в адрес Ташкента и тамошних хип-хоп-исполнителей, пересыпанного русскоязычной руганью (наша обсценная лексика неплохо смотрится в обрамлении узбекской речи), сейчас Махмуд записывает интересные треки с «народными семплами» и приятными вокалистками.

Использование народной мелодики в центрально-азиатском рэпе вообще является одним из важных аргументов в пользу того, чтобы знакомиться с этой музыкой. Местами у ребят выходит очень круто.

Что слушать: «Disrespect na Tashkent»; трек, записанный совместно с MC Satora, название которого автору так и не удалось найти, и ещё один мощный дисс «FM Radio», посвящённый эфирным радиостанциям.

 

   

 

АНДИЖАНСКИЙ МК47

Ультимативный гид по рэпу Центральной Азии. Изображение № 6.

Земляк Махмуда, читающий под электронный бит, а голос пропускающий через автотюн. Ничего такого, но звучит круче большинства своих соотечественников, слишком увлекающихся кто лирикой, а кто как-бы-олдскульным звуком.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Туркменистан 

На первый взгляд, ашхабадская и — шире — туркменская хип-хоп-сцена очень развита: исполнителей много, работают круто, биты интересные, читка ровная и чистая. Но этот первый взгляд — то, что мы видим, сравнивая количество тамошних рэперов, чьи записи можно найти в iTunes и во «ВКонтакте». На самом деле, сами жители Туркмении испытывают серьёзные трудности с доступом к сети и вообще контролем со стороны властей: доменная зона .tm, отрезанная от мира, фильтрация контента и блокирование социальных сетей, блог-платформ и иностранных сайтов — то, с чем туркменам приходится сталкиваться постоянно. И это на фоне того, что доступ к интернету есть чуть больше чем у 5% населения (для сравнения: в России — у более чем 50%), скорость соединения невысокая, а стоимость очень внушительная. Так что, если разобраться, всё это разнообразие рэп-музыки доступно очень немногим в самом Туркменистане и тем, кто вылез из-под колпака, уехав на заработки, например в Россию. Не так давно хип-хоп-сцена начала потихоньку просачиваться ближе к официальной эстраде. Как водится, в первых рядах такого движения оказались не лучшие представители рэп-культуры, к тому же есть подозрение, что это не более чем хитрый финт, призванный перетянуть внимание публики от андеграундного хип-хопа, который не боится высказываться на социальные и политические темы. Как следует разобравшись и отделив сладкоголосый звуковой спам от андеграунда, расскажем про главных рэперов Туркменистана, по мнению подписчиков посвящённого тамошнему тру-хип-хопу паблика.

 

 

 

Кого слушать?

 

 

Darkroom Posse

Ультимативный гид по рэпу Центральной Азии. Изображение № 7.

Туркменский Wu-Tang Clan: мощная группировка, объединяющая в себе десяток MC и битмейкеров, а также крутящихся вокруг них райтеров, танцоров и девчонок-вокалисток.

Что слушать: Zumer feat. Syke — «Palestin». Хороший пример того, почему хип-хоп в Туркмении попадает под пристальный взгляд спецслужб: песня посвящена страданиям народа Палестины от войны с Израилем. В текущей политической ситуации в Ашхабаде и провинциях достаточно людей, готовых воспринять её как исламистский манифест, хотя автор и говорит, что текст «за мир во всём мире».

Palestin

RuDe feat. Mantic — «DarkRoom Posse». Респектос родине DarkRoom Posse Crew — городу Красноводску. Парни читают как настоящие ниггеры.

DarkRoom Posse — «Mana Jan Et». Пример того, что ребята умеют не только жёстко, но и хрупко: кристальный саунд, далёкие тихие бэки, в тексте упоминается Мона Лиза.

Darkroom Posse (Zumer, Rude, Aragon) — Gal Galada

Godek, Vagrant, Zumer, BlackShadow Demir Tiken

 

   

 

Hustle Squad

Ультимативный гид по рэпу Центральной Азии. Изображение № 8.

Если DarkRoom Posse по саунду похожи на британцев, то Hustle Squad — чистые французы и по подаче, и по манере читки. Важно отметить, что у этих ребят выходят неплохие русскоязычные тексты, в том числе фристайлы, чем многие из их коллег не могут похвастаться.

Что слушать: Треки Iska — главного MC Hustle Squad.

Dissyn Ysy

Iska feat. La Blaze Hip Hop

 

Для первого раза довольно. Во второй части гида мы расскажем про небольшую, но бодрую хип-хоп-сцену Таджикистана, рэперов Киргизии, замешанных на национальных музыкальных традициях бурятскую и монгольскую школы.