На фоне всенародной любви к олдскулу и ньюскулу в татуировках всё чаще стали появляться мотивы, которые можно было бы назвать русскими, советскими и российскими — другими словами, перенесённый на российскую почву олдскул стал понемногу превращаться в «русский народный олдскул». Мы решили разобраться в этом феномене и расспросили о нём экспертов.

К главным манифестам этого движения в культуре можно отнести, например, «Курочку Рябу» Михаила Бастера или заглавный логотип грядущей московской конвенции. Первая история, если кратко, — это выпущенная в сотрудничестве со студией Артемия Лебедева русская народная сказка с иллюстрациями в виде американских традиционных татуировок, а вторая — стилизованный под американскую новую школу самовар.

И если первая история кажется скорее стебом то ли над американизацией российских татуировок, то ли над русификацией американских, то ли вообще над китчем и нелепицей в отечественной индустрии, то вторая выглядит уже как серьёзное заявление.

Русский народный олдскул: Традиционные татуировки на российский манер. Изображение № 1.

плакат конвенции

Автор: Александр Кукинов

 

Татуировщики

Русский народный олдскул: Традиционные татуировки на российский манер. Изображение № 2.

  

Ринат Карамба

татуировщик,
Mad Fish Tattoo

Я не специализируюсь на национальной теме в олдскуле, это не основная ветвь моей работы, но я понимаю, что это интересно людям сейчас — так что какие-то вещи я рисую для себя, какие-то делаю на заказ, какие-то стилизую. Тема матрёшек, российского, советского, славянского сейчас популярна, хотя я и не знаю мастеров, которые бы специализировались только на олдскуле с российским подтекстом.

Мне нравится, когда на олдскульную тему положены наши идеи, темы, близкие к корням. Когда эту тему люди готовы видеть в моем исполнении и в моем стиле, мне это приятно, и я с удовольствием это делаю. «Американских» татуировок сейчас довольно много, и американской тематики тоже много: орлы, морские татуировки — я все это тоже люблю, но хочется иногда выстреливать чем-то не таким привычным.

Среди самых популярных запросов в этом направлении — любая традиционная татуировка с нахлёстом орнамента. Я часто вижу, как мои коллеги делают традиционные татуировки и добавляют к ним славянский орнамент — и татуировка сразу же обретает другой смысл.

Славянских орнаментов масса — та же гжель, та же хохлома, плюс более древние вещи, например коловраты, светочи и прочее. Их можно по-разному реализовать, по-разному включить в работу. Довольно часто просят исполнить хохлому, но я не так много видел качественных татуировок с хохломой, хотя была и пара-тройка отличных работ.

Чётких предпочтений в этой стилистике и символике нет — кому-то больше интересны славянские корни, кому-то постсоветская тема, кому-то советский период с отголосками репрессией и дворовой, хулиганской жизни. Мне, например, последняя тема очень импонирует. Иностранцам больше всего нравятся узнаваемые российские темы — собор Василия Блаженного, серп и молот.

 

Русский народный олдскул: Традиционные татуировки на российский манер. Изображение № 3.

 

Никаких особенных правил в традиционной татуировке с российской идейностью нет — это сугубо наша работа с клиентом. У него есть какие-то идеи, у меня есть какие-то предложения, как сделать это лучше. Причём в моём случае это должна быть именно традиционная татуировка — я от стиля стараюсь не отступать. Клиент приходит ко мне за моим стилем и просит в нём выполнить свою идею.

Много спрашивают о подобных татуировках, и здесь есть очень скользкая грань между особым отношением к советским и постсоветским мотивам в этом исполнении и популярной нынче ярой любовью к родине на грани с национализмом. Когда люди просят какие-то заезженные символы, это тоже не совсем то и не совсем круто. Это всё-таки должна быть оригинальная вещь с каким-то посылом. Как, например, та работа, которую я делал про верность традициям — с этим бородатым крестьянином. Крестьяне с бородами — очень хипстерская тема, и мы решили этого крестьянина как-то русифицировать, подобрали интересный шрифт, подобрали рубашечку с орнаментом, но оставили кепку, которая сохраняет какой-то традиционный след.

В этом году я сделал и видел довольно много подобных работ, а до этого все выглядело не так аутентично — хотя я не стал бы говорить об этом как об особом тренде. Я не думаю, что национальный олдскул может в принципе существовать как отдельное направление, но это как отделять татуировки с птицами. Люди делают много журавлей и ласточек, но это не отдельная ветвь татуировки, это просто татуировки с птицами. Точно так же и бывают татуировки с нашими мотивами и не нашими. Это, скорее, адаптация стиля под нас — истории татуировки в России нет, но у нас есть история страны и культуры, почему бы её не вкладывать. Поляки тоже часто вкладывают в свои татуировки постсоветские идеи — советскую символику, дворовые истории. Я ратую только за качественное исполнение: я за то, чтобы люди выбирали мастера под себя и под то, что он умеет делать.

 

Русский народный олдскул: Традиционные татуировки на российский манер. Изображение № 4.

  

Лёша Фан

татуировщик, Love Life Tattoo

Православные, славянские мотивы в татуировке совершенно понятны, и желание их делать тоже понятно: у нас не было Микки Мауса, как в американской традиции, зато были разные былинно-мифические существа, и многие русские татуировки основаны именно на них. Мы сами русские люди и делаем татуировки для людей, которые наследуют определённую культуру, взгляд и традиции. И в эти татуировки можно иногда добавить каких-то элементов, которые нам присущи — а наши элементы по символизму и прочему немного отличаются от традиционной американской или европейской татуировки.

О каком-то всплеске интереса к русскому стилю я бы говорить не стал — всё идет достаточно ровно, но всегда были ответвления в сторону определённых стилей — но это скорее просто новые взгляды на старые проблемы. Что до количества желающих, то статистической вещи тут, конечно же, нет — скорее есть волна впечатлений, под которой находятся люди. Есть какие-то личности, которые чётко знают, зачем они идут, но они не приходят один за одним. И есть люди, которые не могут чётко объяснить до конца, чего они хотят — и хотят, как правило, какие-то более-менее абстрактные вещи вроде пограничника.

 

Русский народный олдскул: Традиционные татуировки на российский манер. Изображение № 5.

 

Что касается самостоятельности русского мотива в татуировке, то многие жанры, эксплуатирующие этот мотив, не являются полностью всем доступными — у татуировок уголовного характера, например, исконно всё русское, они практически не отклоняются от этих мотивов.

Или, например, есть отдельная патриотическая тема, которая граничит с темой скинхедов. У них тоже есть свои вариации, и они очень разные. Понятие скинхеда для меня близко субкультуре — как панки, хиппи или кто-то ещё. У них есть свои идеи, свои взгляды как на одежду, так и на татуировки. Татуировки здесь могут быть очень разные — от выдающихся личностей, которые поддерживают их идеи, до обычных символов вроде свастики.

Я считаю, что с любым человеком можно работать — всегда есть какие-то слова и мысли, которые он хочет донести, — и, выматывая клубок ниток из человека, можно собрать хороший образ, если человек контактный и понимает, о чём речь идёт.

 

 

Русский народный олдскул: Традиционные татуировки на российский манер. Изображение № 6.

  

ЭЛЬ БАРА

татуировщик,
True Love Tattoo

Я думаю, что встречал этот феномен в каждой стране, где делал татуировки — много людей со всего мира используют типичные для своей страны мотивы. На мой взгляд, это и забавно, и интересно — хотя бы потому, что свои собственные мотивы должны значить для людей побольше, чем традиционные американские рисунки вроде орла с флагом.

У меня есть своя забавная история на эту тему: я делал для Димы из московской тату-студии XK Tattoo собственную версию Ивана Грозного. Парень сказал мне, что хочет набить Ивана Грозного — я поискал картинки в интернете, поговорил с ним об истории и сделал собственную интерпретацию в своем стиле.

Русский народный олдскул: Традиционные татуировки на российский манер. Изображение № 7.

Русский народный олдскул: Традиционные татуировки на российский манер. Изображение № 8.

  

Михаил Бастер

художник-график

Несмотря на то что, как говорят в среде татуасов, я аут оф бизнес с 2002 года, я продолжал общаться на эту тему со знакомыми и людьми, которые пытались её изучать. И, как ни странно, их мало волновала советская криминальная татуировка, это можно понять по Tattoo History Стива Гилберта и другим фундаментальным исследованиям. На мой взгляд, они не считали этот жанр оригинальным и не подозревали, что он может исчезнуть. К тому же были иллюзии, что в России возникнет какой-то свой оригинальный стиль, чем, кстати, некоторые и занимались, но их было меньшинство.

Я тогда сидел на скифской теме, а, пропустив её через себя, перешёл уже на славянику, было немного обидно, что материал богатый, а никому до него дела нет. Только Лёша Ями в конце 1990-х сделал что-то подобное, да и то в Америке или по заказу американцев. Использовались какие-то мотивы, но откровенно китчевые. Но это нормально, когда мотивы с национальной идентичностью используются как китч. В целом все и должны стремиться к популярным мотивам, тут всё как везде.

И в 1990-х кололи советские гербы и звёзды, портреты Гагарина. Но этого было мало. И по моему скромному разумению, все нелепости, которые возникают, — это даже не от незнания. Это именно конвульсии, утраты идентичности. В результате люди хотят сделать что-то своё, оригинальное, но в рамках уже существующей визуальной конструкции, а этого недостаточно, нужна ещё и содержательность, и конструкция некого языка, и обоснованность. Поэтому у уголовников получилось из олдскула вывести свой стиль, а у хипстеров получаются только нелепицы. Ну вот такое баловство и развлечение на тему. Но не фольклор и не традиция своя. Этим, собственно, можно объяснить наличие популярных русских и советских мотивов, постмодернизм пришёл и в эту область.

 

Русский народный олдскул: Традиционные татуировки на российский манер. Изображение № 9.

Развороты книги Михаила Бастера «Курочка Ряба»

 

Я даже хотел такую выставку сделать из пластилина, «Нелепица», потому что вот реально оно пока не очень лепится, кроме разве что надписей и внедрения мотивов матрёшек или каких-то локальных ID. Но вместо этого вернулся к проекту «Курочка Ряба». У него достаточно длинная история — всё началось в 2005-м, когда все ещё сидели на ньюскуле и реализме и была иллюзия, что русская тема будет развиваться заодно. И это была идея Тёмы, он очень любит эту многослойную сказку, у которой масса подсмыслов, когда маленькая, по сути, трагедия достигает каких-то апокалиптических масштабов.

Версий у сказки около 20, и по одной из них череда событий привела к тому, что и деревня сгорела и с дьячком все плохо. Мне тоже тема нравилась, но я тогда слишком серьёзно относился к процессу конвенциональному и отверг вариант татуировочный. А к 2011-му я стал совсем иронично к этому всему  относиться, и как только появилось свободное время, я вернулся к теме книги — с чётким пониманием, как я буду интерпретировать мотивы и какая будет конструкция. 

В итоге получился и жест, и акция, и многослойный продукт — мультидисциплинарный стёб и музея, и постмодернизма, и всего процесса, от скифских времен до того, во что это вылилось сейчас , миновав все фазы советского. Серия платков так и называлась — «Краткая история татуировки в четырёх платках». А сказку мы попросту проинсталлировали объектами из тату-студий и ассамбляжами.

 

 

Обладатели татуировок

Русский народный олдскул: Традиционные татуировки на российский манер. Изображение № 10.

  

Денис Музалёв 

Почти все мои татуировки именно в этом стиле: три матрёшки в разных одеяниях, олимпийский мишка на фоне сталинской высотки. Ещё есть мужик — просто мужик, без идентификации с каким-то определенным былинным или историческим персонажем. Изначально у меня была идея делать двух молодцев в полный рост, одного с гуслями, второго — выписывающего коленца. Пообщавшись с Ринатом, пришли уже к окончательному варианту — решили сделать хипстера-славянина. 

Такой вариант олдскула мне кажется логичным продолжением художественной олдскульной традиции в России. Ласточки — это морская тема, пусть и интернациональная, но прикрученная к определённой строго очерченной социальной группе, у расписных черепов тоже есть своя этническая принадлежность. В нашем варианте получаются русские народные мотивы, и такая трактовка олдскула придаёт ему определённый субкультурный окрас.

Я делаю татуировки просто потому, что это красиво. Есть определённый сленговый оборот «пояснить за...». Странно было бы на третьем десятке лет не задуматься: а зачем мне это надо? Если бы я решил увековечить на себе какие-либо религиозные, оккультные, политические или иные символы, имеющие строго определённое значение, я должен был объяснить своё стремление. Иначе это была бы просто условность.

  

Русский народный олдскул: Традиционные татуировки на российский манер. Изображение № 11.

Русский народный олдскул: Традиционные татуировки на российский манер. Изображение № 12.

  

РОМА КОРСИКОВ 

У меня всего три татуировки, все в одном стиле и с надписями на русском языке. Первую я сделал пару лет назад у мастера Яна Игошина, и она, как и третья, посвящена любви. Вторая — это, собственно, собор. Идея создания собора принадлежит Ринату. Я попал к нему почти случайно, по дороге с работы домой увидел, что он написал во «ВКонтакте о свободном времени и выложил эскиз, который на меня тогда произвёл сильное впечатление. Изначально, ввиду этических соображений, собор был без крестов, но по моей просьбе они были добавлены.

Я не думаю, что моя татуировка провокационная — с одной стороны, у религиозной татуировки есть богатая история, с другой стороны, я видел намного более провокационные работы. Кто-то колет сатанизм, кто-то язычество, кельтику, Полинезию... Такая татуировка давно перестала быть сугубо тюремным атрибутом — и если абстрагироваться от тюремных тем, на татуировке нарисован символ Родины, каким видел его автор, а кресты добавлены, потому что на самом соборе есть кресты.

Русский народный олдскул: Традиционные татуировки на российский манер. Изображение № 13.

  

Русский народный олдскул: Традиционные татуировки на российский манер. Изображение № 14.

  

Алексей Польски

Лет в 15 мне захотелось сделать татуировку. Сначала долго искал своё, потом из всех работ в интернете выделил для себя стиль олдскул/еотрадишнл, начал искать мастера и нашёл Рината — на мой взгляд, это один из лучших мастеров в этом стиле. Всего мы с Ринатом вальнули на мне шесть работ. В плане ещё одна, уже есть контур, и нужно её доделывать. Это только начало, места на мне ещё много, так что нам будет где с Ринатом ещё разогнаться. 

Самые русские олдскульные работы на мне — это вот этот моряк на руке и версия крестного отца с подписью «ничего личного, только бизнес». Ринат спрашивал, что я хочу и где, а я ему сказал, что хочу морячка, военных времён, но чтобы был выполнен в стайлаке именно Рината. Идея назвать корабль «Гремящим» пришла Ринату, он нашёл какой-то старый корабль в интернете с таким названием, так что это не случайное слово. Меня часто спрашивают: «Что это за моряк? Почему именно «Гремящий»? Ты на флоте служил? Это твой дед?» — но при этом всем нравится, рассматривают и выражают респект. У меня и правда дед был моряком, десять лет на подлодке, так что я решил всем говорить: «Да, это мой дед», хотя изначально для меня «Гремящий» значил свободу и решимость.

Крёстного отца я присмотрел у Рината очень давно — это эскиз самого Рината и по его идее. Как только я узнал, что эскиз свободный, сразу подъехал, и мы его сделали. Ничего особенного, просто версия крестного на манер Russian criminal tattoo.

Такой стиль показался мне самым близким — в нём чувствуется дух старины, той самой «старой школы» времён самого зарождения татуировки как культуры в России. Сейчас всё это вышло в русский олдскул и традицию — именно поэтому я и решил остановиться именно на этом стиле. В этом стиле я буду бить татуировки и дальше.

 

Русский народный олдскул: Традиционные татуировки на российский манер. Изображение № 15.