FURFUR запустил новую рубрику «Манифест», чтобы каждую неделю делиться пылкими программными текстами прошлого, настоящего и будущего. Громоподобно заявляя о своих намерениях и принципах, авторы манифестов стараются привлечь внимание общества, завоевать и вдохновить сторонников. Некогда прогрессивные идеи, объединявшие вокруг себя художников, активистов и мыслителей, сегодня могут звучать архаично и дико, но спустя десятки лет выглядят впечатляющим памятником поиску и страсти.

В очередном выпуске — отрывки из манифеста «сэкстримистского» движения Femen, полная версия которого будет опубликована в конце марта.

Манифест: Участницы Femen об экстремальном феминизме. Изображение № 1.

 

Движение Femen появилось в Киеве в 2008 году и сразу же объявило войну цветущей секс-индустрии Украины. Годы шли, и рамки протеста голых девушек в цветочных коронах расширялись: их заинтересовало положение женщины в украинском обществе в широком смысле («Модели на конкурсах красоты — товар»), внутриукраинская политическая повестка («Украина без Януковича»), отношения с Россией («Путин — вор»). В 2012-м глава движения Инна Шевченко переехала в Париж, спасаясь от украинского правосудия. С этого момента акции Femen приобретают новые масштабы и проходят внутри соборов, рядом с мечетями и на встречах высших чиновников во многих столицах Европы.

Свою деятельность Femen называют «сэкстримизмом», а себя — «отважными топлеc-активистками», «передовым отрядом феминизма», «современным воплощением бесстрашных и свободных амазонок». Но большинству женщин язык их выступлений непонятен и неприятен. Художественное сообщество относится к ним, мягко говоря, безгранично плохо. Традиционалистов оскорбляет само существование Femen. Феминисткам же самопровозглашенный «спецназ феминизма» неприятен как минимум потому, что ухудшает положение женщины в обществе из-за своей радикальной риторики.

Цели Femen выглядят благородными (если забыть позицию по проституции), но методы борьбы и акции более чем сомнительные. Вы против того, чтобы на женское тело смотрели как на объект? Продавайте отпечатки своих сисек за 69 долларов и поднимите борьбу с объективацией на новый уровень.

Список достижений Femen вызывает ощущение, что они не знают ни истории, ни контекста. Пытаясь поддержать Pussy Riot, лидер движения Инна Шевченко спиливает Поклонный крест, который был установлен в Киеве в память о жертвах политических репрессий. Пытаясь поддержать свою соратницу-мусульманку, обнажённые активистки перед мечетью сжигают флаг — по их словам, салафитский, но на самом деле просто полотно чёрного цвета с исламской религиозной символикой. В начале этого года участницы Femen напали на автомобиль Стросс-Кана — что как бы должно означать, что они требуют справедливого расследования его дела. 

К их акциям можно относиться по-разному, но в одном они преуспели безусловно: Femen мастерски используют современные медийные технологии. Умелый выбор локаций и инфоповодов, плюс риторика, которую грешно не поддерживать, если ты европеец и за свободу, — и движение получает беспрецедентное внимание СМИ и, как следствие, широкую известность. Это умение роднит Femen со всеми видными фундаменталистами (кстати, в своём манифесте девушки объявляют им войну), которые тоже являются продуктом исключительно современным и которые тоже с безумной эффективностью доносят свои взгляды и требования через медиа.

Речь идёт как о «подвигах» бен Ладена (после первого самолёта весь мир прильнул к экранам — и миллионы зрителей в прямом эфире видят финал крупнейшей акции фундаменталистов; самого бин Ладена объявляют «террористом № 1», а его лицо по узнаваемости сравнимо с персонажами сериала «Друзья»), так и о последних новостях из «Исламского государства» (начиная видеозаписями казней и заканчивая вербовкой в соцсетях).

Бескомпромиссность Femen тоже в определённом смысле напоминает фундаментализм. Только, в отличие от упомянутых выше монстров, акции Femen не наносят никому физический вред. Максимум — оскорбляют чувства верующих в то, что бог — мужчина.

На днях программный текст Femen попал в продажу — приобрести свой экземпляр можно онлайн. FURFUR делится отрывками «сэкстримистского» манифеста, который рассказывает об принципах, целях и планах движения.

 

 

  

 

Всем нашим сёстрам по борьбе.

Новому поколению женщин, которым в свою очередь придётся сражаться за то, чтобы не испытывать стыда за орган между их бёдер, и работать ради мира справедливости и равенства. 

Всем тем безымянным героиням по всему миру, кто поднимается против насилия, неравенства, угнетения, унижения и несправедливости. 

Всем, кто сопротивляется отказом, криком, образом, словом и делом. 

Всем женщинам, кто поднимает голову, расправляет грудь и вздымает кулак.

Всем нам, гордым, отважным и победоносным. 

Женщинам нужны не реформы, женщинам нужна революция. Прогнившую систему не реформируют — её разрушают.

Патриархат, который контролирует нашу плоть и угнетает наш дух, отныне увидит в наших обнажённых телах и борьбе орудие своего уничтожения. На груди у него родился новый враг, и имя ему — Femen.

 

 

 

 

Из политического сознания рождается участие,
из участия рождается действие, из действия — революция.

Идеология Femen — это абсолют, стремление к идеальному обществу, в котором бинарные и половые концепции человеческих отношений будут упразднены и все люди будут признаны равными друг другу. Мы стремимся выйти за границы личных проблем, культурных, политических, национальных и религиозных особенностей. Мы хотим освободить женщин и мужчин от навязанного им обществом сексистского ошейника. Отношения должны выстраиваться на основе главного и единственного принципа: принципа равенства. Мы провозглашаем неделимость человека.

Femen — это феминистическое, а, значит, и гуманистическое движение, которое продолжает традиции борьбы с эксплуатацией одной группы другой. Если мы принимаем и оправдываем властные отношения, это ведёт к утверждению силы и агрессии, которые лежат в основе самых страшных проявлений неравенства. 

Мы ставим освобождение женщин на первое место в нашей борьбе, а также в борьбе с расизмом, гомофобией, ультраправыми, фашизмом и религиозным фундаментализмом, чтобы продолжить и дальше следовать по пути к этой утопии. Мы объявляем борьбу со всеми проявлениями господства, обязательным условием существования основанной на равенстве системы.

 

  

 

 

Там, где начинается религия, заканчивается феминизм.

Femen не видит ни малейшей разницы между религиями, которые разнятся лишь именами божеств, их представлением, святыми местами, ритуалами и институтами. Мы рассматриваем их с точки зрения того, что их объединяет: принципа подчинения догме. Femen отвергает существование любой системы господства одного человека или группы людей над другими. Поэтому его борьба не приемлет консенсуса по отношению к религиозным институтам. Мы вовсе не пытаемся посягнуть на драгоценную свободу мысли (более того, мы всячески защищаем её), но боремся со всеми религиями в том плане, что они систематически формируют модели конкурирующих и антидемократических обществ, в которых главную роль играют иерархия и абсолютное подчинение.

Одним из главных объектов борьбы Femen является и совокупность систем производства, которые нацелены на торговлю женским телом и коммерциализацию его сексуальности ради ориентированного на мужчин рынка. Мы приравниваем к секс-индустрии любую коммерческую деятельность, в которой женщина лишается статуса свободного и независимого человека и рассматривается лишь как тело, материальная оболочка или образ для удовлетворения навязанного мужчинами видения сексуальности. В проституции, суррогатном материнстве, порнографии и рекламе женщина продаётся, покупается, импортируется и экспортируется из страны в страну и становится потребительским товаром в глобальных масштабах.

 

 

 

 

Диктатуры отличаются вертикальной, авторитарной и агрессивной иерархической организацией общества.

Они опираются на первичное соотношение сил между угнетателями и угнетёнными и выстраивают свою политическую мощь вокруг патриархальной идеологии. Помимо репрессий и повсеместного отрицания личных свобод авторитарное государство держится на экономическом и социальном доминировании фигуры отца (патриарха). Верховенство одного или нескольких лидеров во главе государства продолжается в рамках семьи или ближнего круга. Сохранение экономической зависимости женщин, контроль над их телом и сексуальностью и замена образования пропагандой представляют собой идеологические и политические инструменты, которые используют авторитарные режимы, чтобы обеспечить собственную стабильность. Патриархальная идеология и диктатура дополняют и подпитывают друг друга, и поэтому их свержение представляет собой одну из главных задач феминизма.

Мы — половина человечества, но владеем лишь четвертью, а погибаем в два раза чаще. Но мы — страшная сила, а наш союз способен изменить всё. Мы отважны, сильны, упорны и решительны. Мы готовы сражаться. Будем же готовы пострадать не за то, кто мы есть, а за то, кем мы хотим стать.

Почувствуем нашу ответственность,

Будем сражаться,

Не станем больше соглашаться, 

Прекратим бояться,

Начнём бунт!

Фото и видеоматериалы, использованные в оформлении: femen.org