Пятница священна. Именно к такому выводу приходит большая часть населения, поработав хотя бы несколько месяцев стандартную пятидневку. Но святость пятницы — не просто воодушевляющий мем для людей со стандартным графиком работы. Для пастафарианцев пятничный вечер — время религиозного сборища для прослушивания проповеди и совместного употребления макарон с подливой.

Текст: Анна Козонина

 

 

Что происходит
в первом
в России храме
пастафарианцев,
открывшемся
в Нижнем
Новгороде

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Первый в России храм Летающего Макаронного Монстра появился в Нижнем Новгороде в марте 2016 года. До этого шли разговоры об открытии ХраЛММа в Питере, но не сложилось, посему паломничество праведным пастафарианцам придётся начинать с Поволжья. Российская пастафарианская церковь быстро нашла адептов в Нижнем и вышла из сети интернет на свет божий, обретя пристанище в ухоженном подвале в центре города. Летающий Макаронный Монстр велик и вездесущ, поэтому он одинаково равнодушен к ступам и крестово-купольной системе. Вход со стороны двора, маленькая вывеска, соседство с аптекой, клиникой и ландшафтным бюро «Кедр» — какая разница, если ХраЛММ — это обитель духа. 

Вообще, этот подвал становится священным только по пятницам с шести вечера. В остальные часы это заведение называется «Сталкер-ЛММ», и здесь можно собираться по мирским вопросам. Как гласит положение на стене храма и такой же пост во «ВКонтакте», помещение это «предоставлено нижегородскими меценатами Германом Князевым и Михаилом Иосилевичем для общения по интересам, семинаров, встреч, обсуждения идей, дискуссий, для иных мероприятий, нужных гражданскому обществу Нижнего Новгорода». В расписании «Сталкера» заседание экоцентра соседствует с тайской вечеринкой «Женского клуба», тут же English Speaking Club, авторская песня, мастер-класс «Делаем браслетик из самоцветов», Школа наблюдателей на выборах, Клуб здорового мировоззрения и воркшоп для участников будущей «Монстрации». Второй из упомянутых меценатов и стал главой пастафарианцев в Нижнем Новгороде. Впрочем, от своего главенства он открещивается: все человеческие особи равны перед фрикадельным взором макаронного бога. 

К 18:05 в ХраЛММе собралось больше десятка прихожан. Все они расположились на мягких диванах и креслах, некоторые уже достали пиво. Паста и пиво — традиционные атрибуты пастафарианского причастия. Всякого пришедшего встречает сам глава церкви Михаил, указывая на дверь гардероба и приглашая расположиться среди верующих. «Сейчас мы дождёмся ещё запаздывающих братьев и сестёр и после небольшой проповеди приступим к поеданию пасты». Как потом выяснится, проповеди как таковой не будет — вместо неё будет интервью представителю прессы, то есть мне. Под шумок неторопливого сбора прихожан Михаил выставил на стол десяток стаканов (в том числе гранёных) и священные напитки, оставшиеся с прошлой пятницы. Какой-то пастафарианец протянул мне стакан с розовым игристым, такого же рода жидкость оказалась и в руках у Иосилевича. Убедившись, что кто-то заменил его на посту у домофона (прихожане начали собираться активней), Михаил подсел к нам за столик. 

Убранство храма напоминает типичное антикафе: диваны, столы, аудиосистема, небольшая уютная кухня. Из колонок доносится приглушённый голос Моррисона с заклинанием «Light my fire», впрочем, последовательности в музыкальном плейлисте здесь ждать не приходится: Моррисона сменит песня про маршрутку — в этом месте всё демократично до вопиющей эклектики. Дух Макаронного Монстра проявляется в чрезвычайном количестве дуршлагов на полке (сакральный предмет и головной убор пастафарианцев). На дальней стене, там, где должна располагаться алтарная часть, священное граффити с отредактированной картиной Микеланджело «Сотворение Адама». Вместо парящего в воздухе седого старца — косматое месиво из спутавшихся макарон с двумя тефтелями: это Монстр своей десницей творит Вселенную и человека. 

В 2005 году американский физик Бобби Хендерсон воспротивился введению в школах предмета «Разумный замысел», который объяснял бы детям, что Вселенную сотворил Господь. Хендерсон заявил, что с таким же успехом он может сказать, что мир создали летающие макароны, а значит, этот предмет также можно преподавать в школах. Религия Летающего Макаронного Монстра, зародившаяся как организация в защиту здравомыслия, скоро распространилась по всему миру. В России всё началось с создания сайта РПЦ МП в 2011 году, а в 2013-м была зарегистрирована первая религиозная группа пастафарианцев. До недавних пор макаронная религия существовала по большей части в интернете, пока нижегородский бизнес не отдал подвал в угодья ХраЛММа. 

 

Вообще, в пастафарианстве нет такой иерархии, как в католической церкви или православной. Было собрание в Москве, на нём учредили пост пастриарха и путём голосования выбрали себе предводителя.

 

Мы сидим на угловом диванчике вокруг стола. Слева от меня молодой человек в футболке с Макаронным Монстром и несколько девушек альтернативного вида: клетчатые рубашки поверх маек, кеды, волосы, выкрашенные в радикальный чёрный, радикальный белый или радикальный рыжий цвет, кое-где встречающийся пирсинг и другие следы непокорной юности. Многие прихожане переговариваются и вспоминают прошлую пятницу — большинство из них здесь явно не впервые. Кое-где по углам сидят люди постарше, периодически прибывают и убывают прихожане, уже меньше похожие на студентов. В общем и целом Михаил Иосилевич отличается от своей паствы: 40-летний крупный мужчина с весёлым, почти детским лицом, доброжелательный, прилично, но просто одетый. В прошлом этот человек работал в IT, создал самый крупный сайт в Нижнем Nn.ru и 12 лет был его директором. Теперь промышляет разными проектами, а ещё он создатель сервиса «Совместная покупка». Михаил пытается встретить каждого и ввести в курс дела, при этом ненавязчиво запуская процесс варки макарон (пока мы общаемся, на кухне уже кто-то хлопочет).

«Сегодня один товарищ рассказал мне, что у него болела нога, да так сильно, что он не мог ходить. И вот он сел на велосипед и стал кататься. Было это в Испании. И когда он стал кататься, боль его прошла, и мой товарищ исцелился. Я считаю, что это чудо исцеления — божество сошло к нему через посредничество велосипеда. Поэтому он вполне может регистрировать свою религию и поклоняться отныне велосипедам». Трудно понять, началась ли проповедь Михаила, дальнейшие выступления будут скорее похожи на байки. В таком же ироническом ключе он говорит о ХраЛММе. Короткая история тут же порождает подобие теологического диспута. «А вдруг он перед выходом макарон поел!» — восклицает рыжеволосая девушка. «Без макарон какое чудо», — вторит ей кудрявый парень. «Думаю, невидимая макаронная длань вселилась в педаль и исцелила ногу». Сошлись примерно на этом. Михаил оборачивается ко мне:

  • Ну, давай задавай свои жёсткие вопросы!
  • Что, прямо перед проповедью? А вам не надо настроиться?
  • У нас вся жизнь — проповедь. А я, вот видишь, уже настраиваюсь, — усмехается активист церкви и опрокидывает стакан с игристым.
  • Тогда расскажите, как вы стали главой Церкви ЛММ в Нижнем Новгороде.
  • Во-первых, я никакой не глава. Я просто активист, который приложил усилия к созданию этого места. Вообще, в пастафарианстве нет такой иерархии, как в католической церкви или православной. Было собрание в Москве, на нём учредили пост пастриарха и путём голосования выбрали себе предводителя. У него тоже нет никаких прав и обязанностей, он просто считается главным и может давать благословение разным проектам. Так что он давал благословение храму Летающего Макаронного Монстра.
  • А как вы вообще узнали, что есть такой человек, у которого можно получить благословение?
  • Как-как, по интернету узнали.
  • То есть вы до этого уже верили в Летающего Макаронного Монстра?
  • Ну конечно. Я думаю, все присутствующие с самого рождения верили — просто не знали об этом. А потом всё открылось, благодать сошла, и всё встало на свои места. Просто это такая религия, которая ничего не запрещает, не пугает вечными муками, кострами всякими, не навязывает догм. А так как, в общем-то, все религии примерно одинаковы, наш выбор пал на самую нетребовательную, спокойную, миролюбивую и свободную.

Здание, в котором мы находимся — всё, не только подвал, — принадлежит Михаилу и ещё одному бизнесмену. Раньше здесь было интернет-кафе «Сталкер», от которого на стенах остались декоративные иллюминаторы. В них поместили пастафарианские иконы с изображением Макаронного Монстра с кодексом в руке (впрочем, это дурацкий антропоцентризм говорит нам, что это рука, с таким же успехом это может быть бедро или кишка). Если бы не выпуклые стёкла и подсветка, это были бы точь-в-точь священные изображения в медальонах. «На картине изображено сотворение Адама летающими макаронами. Здесь Монстр передаёт человеку свою божественную искру, — поясняет Михаил. — Католический Бог сверху, он как бы доминирует над Адамом, и вообще на иконах всегда чёткая иерархия...» «Вплоть до обратной перспективы!» — это голос с другого края стола. «А наш примерно на одном уровне с человеком, рядышком летает, и такой весь симпатичный, с добрыми глазами», — поддакивает Михаил.

 

Стоит тебе заявить, что ты веришь во что-то, это уже духовность, тебя нельзя оскорблять, ты защищён законом. Поэтому пастафарианство имеет глубокие основания — оно призвано исправлять такие перекосы в обществе.

 

Религия пастафарианства не требует, чтобы в неё верили. Можно верить, можно не верить, согласно Священному Писанию, Летающему Макаронному Монстру на это наплевать. Он — божество самодостаточное и к тому же нетщеславное, можно верить одновременно во что угодно или не верить ни во что. Рай в пастафарианстве — это вулкан с пивом и стриптизёрши, ад — это тот же рай, только вулкан находится дальше, пиво в нём кислое, а стриптизёрши с венерическими заболеваниями. После небольшой дискуссии об устройстве пастафарианского рая Михаил, уже под пивко, продолжает свою проповедь. 

«Летающий Макаронный Монстр на всех континентах и во всех странах выглядит одинаково. И в Африке, и в Южной Америке, и в Новой Зеландии, где пастафарианская церковь даже официально регистрирует браки. А Иисус в Африке чёрный, в Америке — индеец с перьями. Видимо, негры не верят в белого Иисуса, с собой не ассоциируют, а должны ассоциировать. Макароны везде едины, и среди пастафарианцев есть согласие в этом плане». Этот «факт» Михаил считает преимуществом пастафарианства.

«Вы все будете гореть в аду! — разговор вдруг прерывает зрелый, крупный мужчина в очках и рубашке с коротким рукавом мышиного цвета. — Ты, ты и ты — вы все сумасшедшие! Ну, ты, может, спасёшься, ты ещё молодая», — говорит он, тыча в меня пальцем.

Это Алексей. Он критически настроен по отношению к местным верующим. Судя по всему, пришёл потусоваться с главой церкви. Когда Михаил, закончив проповедь, пойдёт распоряжаться на кухню, Алексей признаётся мне, что пришёл сюда склеить девчонку.

А пока Иосилевич игнорирует бунтаря и продолжает беседовать с нами. Разговор заходит о чувствах верующих. Здесь, в Нижнем, пастафарианцы чувствуют себя в безопасности — никаких нападок православных активистов, никаких арестов.

  • В Москве вся борьба ведь направлена против уличных выступлений. Если мы выйдем с транспарантами сейчас, тоже, наверно, можем с агрессией встретиться. А пока мы тут сидим за закрытыми дверьми, ничего нам не будет. А ещё у нас менталитет другой — тут в целом люди более терпимые.
  • А вас не упрекали в оскорблении чувств верующих?
  • Нет! А мы и не оскорбляем! Мы же сами верующие! 

Эти встречи в подвале начинают напоминать мне отправление культа у ранних христиан: тоже своего рода катакомбы, похожий принцип распространения религиозной информации. Продукты для ритуалов в те древние времена в подземелье приносили зажиточные верующие. Примерно так же дела обстоят с этим храмом — разве что здесь никого не хоронят.

К нам подсаживаются две девушки — они пришли сюда, потому что считают, что научное знание в нашей стране находится в угнетённом положении. Для них посещение ХраЛММа — выражение своей гражданской позиции. Михаил в своей мотивации с ними солидарен, для него церковь ЛММ призвана встать на защиту неверующих. «В нашем обществе неверующие люди всегда ущемлены в правах, они не имеют никаких чувств, они никак не защищены, только потому что не говорят, что заботятся о душе, или вообще сомневаются в её существовании. Почему-то в этом безумном мире стоит тебе заявить, что ты веришь во что-то, это уже духовность, тебя нельзя оскорблять, ты защищён законом. Поэтому пастафарианство имеет глубокие основания — оно призвано исправлять такие перекосы в обществе». 

До Летающего Макаронного Монстра Михаил был крещёным православным и, хоть сильно и не верил, с детства впитывал эту культуру. Своих троих детей ни в какую религию он обращать не собирается, вырастут — решат сами: «Я думаю, что религия — это вообще не для детей. Надо сначала достичь сознательного возраста, а потом решать. Надо тебе молиться, чувствуешь потребность — ну, реши для себя и молись. Видимо, если на свете существует столько религий, людям и правда это нужно. Я не против. Спрос рождает предложение». Дальше антиклерикализм активиста всё больше уходит в рыночную терминологию. Он вспоминает Дом офицеров, который государство передало в ведение РПЦ: «Был там отличный ресторан, люди туда много сил и денег вложили. А теперь там магазин православной книги. Ресторан — до свидания! Ещё хотели консерваторию забрать. Еле отстояли»

Кстати говоря, Михаил уверен, что ХраЛММ будет способствовать усилению турпотока в Нижний Новгород. Развитие туризма — одна из целей нижегородского пастафарианства. 

На кухне смена вахты — вторую порцию макарон варят неофиты. Они здесь впервые, но чувствуют себя вполне в своей тарелке. Иосилевич показывает им, где брать макароны и сыр, завещает экономить сливочное масло и пользоваться дуршлагом. На диванах образуются компании разного возраста и социального статуса, почти у двери сидят взрослые ухоженные люди. К ним подсаживается глава церкви — с макаронами, соусом песто, сыром дорблю и бутылочкой вина. За соседним столиком татуированные чуваки посасывают пиво, экзальтированные девушки рисуют макароны на доске. У меня за спиной вдруг нарисовался мальчик лет 12. Михаил предупреждает: ребёнок пришёл с мамой. Мальчика зовут Артём, он говорит, что приходит сюда общаться, и тут же начинает рассказывать мне про чайник Рассела. Кто-то разносит третью порцию пасты, плейлист плутает в 1990-х, за нашим столом молодые люди спорят о будущем пастафарианства. Ещё не было иконоборчества, раскола, крестовых макаронных походов. Кто знает, что ждёт эту религию через 100 лет? Напоследок завожу разговор со скромным молодым человеком, весь вечер листающим ленту в Facebook. Он оказывается физиком из Минска, пришедшим на русскую религиозную экзотику. Просит сфотографировать его с Адамом и Монстром — как будто ему тоже передаётся божественная искра. К турпотоку плюс один. У пастафарианцев всё получается.

Изображения: «Википедия»