На этой неделе в центре МАРС состоится презентация дебютного альбома NV «Binasu». NV — это персональный проект музыканта Кати Шилоносовой, участницы группы Glintshake и московского Scratch Orchestra. В преддверии концерта мы поговорили с Катей о современной академической музыке, свободе творчества и русском языке.

Текст: Евгений Галочкин

Фото: Катя Халанская 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

КАТЯ ШИЛОНОСОВА

NV

 

  

 

«Венера»

Твой дебютный альбом «Binasu» вышел 26 февраля. Можешь сказать, почему произошла такая пауза между первым EP и альбомом?

Этот вопрос как раз о системе поиска лейблов и подготовки выпуска своей музыки на них. Мой альбом вышел на маленьком и очень уютном Orange Milk. Даже на всяких инди-лейблах существует очередь и множество разных обстоятельств, которые дико тормозят процесс. Я, например, разослала альбом сразу на несколько лейблов. В итоге мне ответили с нескольких, но до релиза дела не дошло по тем или иным причинам. Так всегда бывает.

Кит Ранкин, владелец Orange Milk Records, написал мне сразу, хотя на сайте лейбла было написано, что он не принимает демки и что всё расписано до октября. Кит ответил: «Awesome». И вот мой альбом и вышел на Orange Milk, который мне очень нравится от самой концепции до обложек релизов, которые рисует сам Кит, очень классный и понимающий парень. Он даже с оформлением альбома сделал всё так, как нужно. Обычно я рисую всё сама, но в этот раз решила попросить Кита. Он очень классно рисует и даже рисовал некоторые обложки для релизов DFA Records. Я предложила сделать всё в духе позднего Кандинского, и Кит согласился, так как ему понравились скетчи и картинный референс, который я прислала. Но в итоге мы довольно долго мучились с эскизами, и нам ничего не нравилось. Время уже поджимало, а последний вариант обложки был совсем странный. И тут Кит мне очень аккуратно написал, что у него есть ещё один вариант — «strong mental image», — который был у него в голове, когда он слушал альбом. Тогда он мне прислал картину с девушкой, танцующей в пустыне. Мне ужасно понравилась её поза: она одновременно динамичная, можно представить, что это начало какого-то движения, и при этом она какая-то закрытая и скованная. Мне кажется, это довольно точно передаёт настроение всего альбома. В общем, Кит Ранкин всё очень точно поймал. Я даже подумала, что это был его план — нарисовать странную обложку по моим пожеланиям, а потом показать эту прекрасную картинку, чтобы я точно выбрала её.

Ларри Гас не так давно прокомментировал в твоём инстаграме пост про альбом, назвав его одним из самых лучших альбомов за последние пять лет.

Да-да-да! Он тоже, как и все, его очень ждал и советовал мне, в какие лейблы лучше всего обращаться. Релиз вообще планировался на октябрь, однако Кит уговорил перенести его на самое начало весны. Я немного переживала по этому поводу, потому что сам материал я считаю старым, уже появилась куча нового. И просто, издав его, хотелось поставить точку. Ты закрываешь одну дверь, чтобы открыть новую. Это работает исключительно на ментальном уровне, для себя самого. Ты показываешь этот материал людям и расстаёшься с ним. Это даёт намного больше свободы в творчестве.

А сейчас эти песни звучат для тебя актуально?

Я вообще очень давно не переслушивала альбом. Надо это сделать наконец. Я нахожусь в постоянном поиске, очень быстро меняюсь. Какие-то песни звучат актуально, какие-то нет. Я сомневающийся человек, что, в общем-то, неплохо, сомнения — это нормально. Я постоянно меняюсь, и, поскольку это происходит по какой-то синусоиде, ты возвращаешься на какую-то точку, ты движешься вперёд, но можешь и вернуться к восприятию, которое было до этого. То же самое происходит и с треками: иногда ты думаешь, что уже ушёл от этого, а потом возвращаешься и понимаешь, что, оказывается, всё звучало классно и органично. В целом, отрицать себя в прошлом довольно глупо — это был ты, только другой ты. 

А если смотреть на материал, зафиксированный в альбоме, сегодняшним взглядом, хочется ли в нём что-нибудь изменить или дописать?

В целом нет. Хотя иногда кажется, что я могла бы спеть лучше на некоторых песнях — в «Binasu» или «Kata». Самое главное — не испытывать дискомфорта при прослушивании. Если что-то беспокоит, то надо исправлять, потому что дальше это будет бросаться в уши только сильнее с каждым разом.

Почему на альбома есть инструментальные композиции, а есть песни? И расскажи, что для тебя и то? И что для тебя другое?

И в глазах других я всегда была певицей, я должна была петь. Но в какой-то момент я поняла, что мне очень хочется писать инструментальные треки. Представь, что ты всегда пишешь песни и в какой-то момент вдруг понимаешь, что здесь не нужен голос. Именно тогда я для себя осознала, что я могу не петь, если я не хочу. То есть если у тебя в руках инструмент, ты совсем не обязан издавать звук. Так вот, позволить себе не петь — это первый мой осознанный шаг к какой-то свободе.

Поначалу сложно было смириться с тем, что у меня есть и поп-песни, и атмосферные эмбиент-треки, и такие штуки, как «Kku», где нет явного текста, есть мелодекламация, где голос выступает как инструмент. Мне казалось, что это какое-то странное сочетание. К примеру, на моём самом любимом альбоме Харуоми Хосоно «Philharmony» есть и нелепые и глупые супер-поп-песенки про то, как он на кухне делает себе бургер, и вдумчивые и атмосферные эмбиент-треки. При этом всё звучит очень органично, при прослушивании ты не чувствуешь никакого дискомфорта. У альбома совершенно разные настроения. Так же, как и у человека: сегодня у тебя настроение послушать техно, а завтра — Майли Сайрус, почему бы и нет?

 

 

Ты закрываешь одну дверь, чтобы

открыть новую. Это работает

исключительно на ментальном

уровне, для себя самого.

Ты показываешь этот материал

людям и расстаёшься с ним.

Это даёт намного больше

свободы в творчестве.

 

 

Glintshake и будущее

У тебя есть два проекта: NV и Glintshake. Какие амбиции у одного и у другого?

NV — это всё-таки мой сольный проект, где я могу позволить себе больше, чем в Glinthsake. Хотя в последнее время Glintshake стали мне намного ближе. Если раньше была Катя Шилоносова и её проект NV, который ближе ей по духу, и Glintshake, где я играю какую-то другую роль, то сейчас эти границы уже стираются. Очень хочется, чтобы больше людей услышало эту музыки. И конечно же, хочется поскорее этим поделиться. И ещё хочется выступать, много где, на самых странных площадках. И не обязательно в России. Правда, в каком-то смысле Glintshake сейчас сделали шаг назад, запев на русском, потому что мы немного ограничиваем себя от более широкой аудитории.

Но мне очень любопытно наблюдать за русскоязычным Glintshake, потому что в песнях появился какой-то новый слой, которого раньше не было. И ещё мне раньше казалось, что я не смогу петь на русском, но Женя пишет хорошие тексты, которые мне нравится петь и которые фонетически мне очень близки. Но если Glintshake сейчас сделали шаг назад и запели на русском для русскоязычной аудитории, то с NV происходит другая история: песни на придуманном языке отлично воспринимаются везде. Было очень смешно, когда после моего выступления в Токио ко мне подошли зрители и сказали, что я очень классно пою по-японски, я даже не смогла им ничего ответить. Русский язык очень крутой. Я никогда так хорошо, как сейчас, к русскому языку не относилась. Мне раньше казалось, что я не смогу на нём петь, но Женины тексты мне доказали обратное. 

То есть тексты для Glintshake сочиняет Женя Горбунов?

Да, конечно. Для меня бы это была очень сложная работа, потому что я понимаю, что за такой короткий срок текст на русском написать не смогу. У Жени есть опыт: в группе Narkotiki, например, он писал большую часть текстов.

Что будет потом?

У Glintshake планируется альбом осенью. До этого времени просто будем выпускать синглы и клипы к ним — в общем, стандартная методика.

С NV будет наоборот, альбом уже вышел, и теперь я начинаю делать видео. У меня уже вышло одно — на «Kku», а также одно видео на трек «Размышление», который в альбом не вошёл. «Размышление» — это вообще изначально композиция для Scratch Orchestra, которая превратилась в самостоятельный трек. Ещё есть идея снять пластилиновый анимационный клип на одну новую песню, которой нет в альбоме, в духе работ Яна Шванкмайера. Очень хочется это сделать, но, кажется, на это у меня уйдёт вечность. 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Многие поступают на своих лайвах просто:

ставят автотрек и плавают во время его проигрывания в различных

эффектах. Сейчас я хочу перестать зависеть от машины.

 

 

 

Современная академическая музыка, партитуры и Scratch Orchestra 

Как тебе помогло сочинение пьес в создании поп-песен?

Музицирование и пребывание в Scratch Orchestra будто бы открыло форточку в моей голове. Я увидела и услышала гораздо больше, чем раньше себе позволяла, что очень важно. Ведь ты сам себя во многом ограничиваешь — раньше я очень категорично подходила к прослушиванию музыки. А теперь мои границы расширились. У каждого человека есть некий внутренний фильтр, без которого очень непросто существовать. Так вот Scratch Orchestra помог мне побороть все эти внутренние блоки и, скорее всего, сильно повлиял на то, что я позволила себе не петь, как я уже говорила ранее. В этом плане современная академическая музыка явила собой осознание некой свободы. Когда я начала погружаться в её изучение глубже, я поняла, что существуют ступени познания, где тоже существуют свои фильтры и ограничения. Ты всё равно попадаешь в некоторую систему, пусть она шире, чем та, в которой ты был до этого, но рамки там есть. Главное, в них не застрять и не сойти с ума.

Усложнило ли это знание твою музыку?

Возможно, но вместе с тем я стала понимать, что мне элементарно не хватает навыков. Ноты — это вообще такой же язык, как английский, знание которого тебе может сильно облегчить жизнь и дать больше возможностей. Я, например, не умею писать партитуры, но здесь я для себя нашла некую лазейку. Я очень увлеклась графическими партитурам. Они мне особенны интересны тем, что могут быть очень свободными в плане интерпретации и при этом являть собой как музыкальное произведение, так и некую визуальную работу. Наверное, здесь сказывается мое архитектурное образование.

На Onebeat мы, кстати, сделали воркшоп, где в течение дня маленькие дети рисовали на рулоне бумаги длиной в пять метров огромную графическую партитуру. В конце дня мы ее попытались исполнить вчетвером: контрабас, саксофон, терменвокс и я на вокале и синтезаторе. Помню свои ощущения во время исполнения — казалось, что играешь голым. Когда видишь все это нарисованное безумие, сначала случается какой-то провал, потому что не совсем понятно, как это исполнять. Отсюда это неуютное ощущение незащищенности, хотя, казалось бы, играй как хочешь, никто не знает, как это должно звучать.

Вообще, у меня давно существует идея выпустить сборник графических этюдов. Прямо как сборник этюдов Черни, который кажется был у всех, кто учился в музыкальной школе. Я хочу попросить своих знакомых дизайнеров и художников нарисовать по одной партитуре. Главное, чтобы ребята понимали, что рисуют некоторую схему для музыканта. Оформить как некий альманах, где страницы с партитурами можно было бы выдирать и вешать на стены как постеры. Ну вот, рассказала о своей идее, теперь её может кто-нибудь стырить. Кстати, я бы обязательно зафиксировала пьесы, которые были написаны участниками Scratch Orchestra, добавив их отдельным текстовым блоком. Там очень много крутых.

Сколько пьес ты написала для Scratch Orchestra?

Совсем немного. У меня есть пьесы, о существовании которых я даже постеснялась кому-то рассказывать. Хотя одну из них я хотела исполнить на OneBeat, даже составила её описание в заявке участника. Для некоторых пьес нужны определённая концертная площадка и концепция, а у «Скретча» сейчас всё проходит достаточно хаотично. Вообще невозможно предугадать, как, что и где будет дальше. Однажды в рамках концерта «Оркестра» в Музее наивного искусства Женя Горбунов исполнил одну мою пьесу под названием «Бич», после чего он сказал, что никогда больше не будет участвовать в концертах «Скретча».

Катя Шилоносова живьём

Если говорить о свободе, то как она проявляется в твоих живых выступлениях? Чего стоит ждать на презентации альбома в центре МАРС?

В МАРСе будет необычный концерт. Альбом будет сыгран целиком, и все песни будут в той же последовательности. Я воспринимаю его как маленькую историю. Хочется, чтобы у нас получилось превратить это в некое путешествие сквозь музыку и видео. Ещё очень хочется отойти подальше от сковывающей структурированности. Многие поступают на своих лайвах просто: включают плейбэк и плавают во время его проигрывания в различных эффектах. Раньше я делала примерно то же самое, особенно в песенных композициях. Сейчас я хочу перестать зависеть от машины.

25 марта в МАРСе некоторые треки я буду играть со своими друзьями, чтобы сделать всё более человечным. Это будет началом некоего нового этапа в моих лайвах. Затем последует концерт в 16 тонн,через месяц, где мы полностью сыграем все лайв составом, будет флейта, живой бас, много синтезаторов и где будет много импровизаций и новый материал. Это забавно, но вообще это почти что группа Glintshake, просто без басиста. Будет смешно совсем, если когда-нибудь всё это сольётся в единое целое.

Презентация альбома «Binasu» состоится 25 марта в центре МАРС, 22 апреля состоится концерт NV в клубе 16 тонн, где будет представлена программа с полностью лайв составом.