Недавно в даркнете запустился первый литературный журнал. Его авторы — профессор Университета Юты Роберт Гель и аноним, скрывающийся под ником GMH, — с помощью своего проекта намерены продемонстрировать, что даркнет — это прежде всего анонимная и защищённая сеть, которую можно использовать в совершенно разных целях, а не просто серая платформа для мошенников и драгдилеров. Мы перевели манифест журнала и самые интересные моменты из интервью издателей The Torist.

 

Авторы первого литературного журнала в даркнете о Сноудене, копирайте и любимых писателях. Изображение № 1.

 

Манифест

Каких людей притягивает Tor и скрытые сервисы? Роберт Гель, который является редактором нашего литеатурного журнала, частично отвечает на этот вопрос в своей академической работе «Власть/свобода в даркнете». В ней он исследует Galaxy — социальную сеть в дарктенете (уже не существующую), работающую через Тоr, внутри которой и родился наш журнал. До своего закрытия сеть насчитывала 30 000 активных аккаунтов. Большая часть ее пользователей были недовольны работой социальных сетей, вроде Facebook, которые функционируют в обычном вебе. Galaxy был для них спасительной альтернативой, где нет всепроникающей рекламы и мониторинга со стороны таких компаний, как Facebook и Google. С помощью нашего журнала мы надеемся создать новое комьюнити внутри даркнета, которому интересно творчество, искусство, литература и исследование нового. 

О журнале

GMH: Когда я использовал Galaxy (анонимная социальная сеть в даркнете. — Прим. ред.), я был поражён тем, насколько это удивительное комьюнити — меня очень впечатлило желание его участников создать общность, альтернативную Facebook. Тогда возник резонный вопрос: если Galaxy, работающая в ТOR, настолько отличается от обычных социальных сетей, может быть, её пользователи и их творчество тоже будут радикально отличаться?

Кроме того, я считаю, что приватное общение — это фундаментальное право человека. Вы не можете строить демократию, когда переписка может быть перехвачена правительством, а вашу частную жизнь в сети сканируют компании. Поэтому мы выбираем защищённый «тёмный интернет» как платформу для распространения и публикации нашего журнала.

 

 

О дарквебе

GMH: Многие журналисты думают, что термин «даркнет» относится к чему-то незаконному в интернете. Но он в первую очередь акцентируется на анонимности и защищённости сети. Конечно, скрытые сервисы часто используют для преступных сделок. Но то же самое происходит и в обычном вебе. Когда газеты тиражируют новость про киллера, которого можно нанять в дарквебе, большая часть рядовых пользователей охотно верит в это. Но основная часть этих страшных историй — всего лишь мифы, и кто-то умудряется зарабатывать на том, что люди эти мифы принимают за чистую монету. The Torist вместе с другими сайтами и проектами пытается изменить навязанное медиа восприятие дарквеба как сети, используемой только преступниками и террористами. 

 

 

О цифровых правах и Сноудене

GMH: Как бы нам ни нравился Эдвард Сноуден, мы не хотим позиционировать себя как условный «журнал Сноудена», поскольку один из наших ключевых посылов заключается в том, что ТOR можно и нужно использовать и обычным людям для самых рядовых вещей, а не только для слива данных и раскрытия фактов нарушения цифровых прав. Очевидно, что большая часть наших читателей и авторов — это те люди, которые интересуются вопросами шифрования и защиты данных, но мы хотим расширять аудиторию. Мы хотим достучаться и до тех людей, которые уже сознательно подходят к своим цифровым правам, и тех, кто только интересуется этой проблемой, и даже тех, у кого есть негативные предубеждения относительно анонимности.

 

 

О роли зинов

GMH: Я не думаю, что у The Torist есть какая-то новая социальная роль, даже несмотря на то что мы являемся первым литературным журналом в даркнете. Зины всегда использовались для того, чтобы дать возможность высказаться представителям нишевых комьюнити. Один из таких примеров — журнал Vetch, который специализируется на поэзии и рассказах трансгендерных писателей, который я, к слову, очень рекомендую. Фокусировка на какой-то определённой общности людей и их проблемах — это то, чем как раз занимаемся мы как зин. 

 

 

О проблеме копирайта

Гель: Я согласен с Ларри Лессигом (борец за изменение законодательства в области авторского права, основатель Creative Commons. — Прим. ред.) в том, что мы живём в эпоху «культуры разрешения», в рамках которой доступ ко всем объектам авторского права ограничен, а любое их использование без разрешения владельца становится преступным. В рамках этой культуры люди чувствуют, что у них есть моральные обязательства просить разрешение прежде, чем делиться произведением других людей. И вместо того чтобы поощрять эту систему, мы используем Creative Commons. Благодаря этому любой человек может свободно распространять наше издание и использовать материалы журнала в своей работе и творчестве. 

GMH: Я убеждённый пират и считаю, что всё должно распространяться бесплатно. Каждый должен иметь дом, еду, интернет и доступ к искусству независимо от того, может он за него заплатить или нет. Повсеместная система копирайта привела к ужасным последствиям, в том числе к расширению и усилению цензуры в якобы демократических странах.  

 

 

О деньгах

GMH: Я понимаю, что мы существуем в мире, где, как ни прискорбно, людям нужны деньги, чтобы жить. Поэтому я хотел бы, чтобы мы платили нашим авторам. Но, к сожалению, я довольно беден, и такой подход вынудил бы меня превратить The Torist в бизнес-проект, что, в свою очередь, переложило бы всю финансовую нагрузку на читателя. Я вообще хотел бы исключить деньги из уравнения, если бы это было возможно. 

У нас уже есть достаточно материалов для второго номера. Он также будет выпущен в дарквебе. Мы также выложим наш первый номер в обычном вебе в ближайшие пару недель, то же самое будет и со вторым номером.  

  

 

О литературных предпочтениях

Гель: Последние несколько лет я читаю много научной фантастики и фэнтези, например Урсулу Крёбер Ле Гуин. Я наслаждаюсь её размышлениям о смерти, власти, знании и гендере в истории Земноморья (вымышленный мир, в котором разворачивается действие произведений Ле Гуин. — Прим. ред.). В одном из её рассказов все люди придерживались правила не говорить своего имени и не спрашивать имя у других. Поскольку знание чьего-то имени может позволить им контролировать человека, получить над ним власть. Весьма актуальная метафора, учитывая то, в какое время мы живём.

GMH: Я большой поклонник британского поэта Джерарда Мэнли Хопкинса, жившего в Викторианскую эпоху. Он был гомосексуалом и очень закрытым человеком. Возможно, намеренная сложность и непонятность его лирики была его собственным способом шифрования. То же самое люди говорят и о Джоне Эшбери, американском поэте нетрадиционной сексуальной ориентации. Оба эти автора сознательно делали всё по-другому, и этим же принципам следует и наш журнал, который базируется в даркнете. Мне нравятся необычные писатели и стихи, которые я не могу понять. Ведь суперкомпьютер тоже не может расшифровать непонятные стихи.  

 

Прочитать полную ерсию интервью можно по ссылке

Изображения: Flickr.com/photos/fei_company, The Torist