В начале августа несколько крупных мировых СМИ опубликовали фотографии сенегальца Абду Диуфа, который решил добраться до ЕС и зафиксировать в формате селфи-трансляции весь путь нелегального мигранта.

Само собой, история Абду Диуфа оказался неправдой, специально сконструированной историей, созданной с целью разрекламировать испанский фотофестиваль и рассказать нам о роли социальных сетей в современном мире. В мире, где действительно каждый может рассказать о случившемся, но где слишком много голосов и слишком много фейков. Мы вдохновились этой историей и отобрали шесть документальных фотографов, чьи Instagram-аккаунты не просто красочное собрание картинок, но рассказ об обществе и человеческих проблемах.

 

 

Мэтт Блэк

Instagram

Этот инстаграм объединяет, казалось бы, несовместимое: скрупулёзный анализ экономиста и взгляд художника, сухие цифры и эмоциональные слова очевидцев, красоту и разруху.

Фотограф Мэтт Блэк уже более 20 лет занимается изучением проблемы бедности в Калифорнийской долине, а два года назад он замахнулся на куда более масштабный проект, который объединил более 77 городов, погрязших в социальных и экономических проблемах. Чёрно-белые кадры и ужасающие цифры, профессиональные тексты пулитцеровского лауреата Траймона Ли и простые человеческие истории — проект Мэтта Блэка показывает нам забытую и опустошённую Америку, о которой мы мало что знаем.

 

Линси Аддарио 

Instagram

Линси Аддарио — довольно известная женщина-фотограф из США, которая уже очень давно занимается исследованием проблем Афганистана. Сейчас ей 40, у неё семья и маленький ребенок, но это не мешает ей путешествовать по миру и снимать в труднодоступных и не самых безопасных местах.

Несмотря на известность Линси, её инстаграм кажется очень личным и довольно часто работа оказывается перемешена с обычными семейными снимками: женщины в бурке сменяются на играющих детей, банальные селфи — портретами беженцев, а фотографии из отпуска — полевым бытом. Фактически инстаграм Аддарио чем-то напоминает визуальное продолжение её автобиографической книги It’s What I Do, где она честно и откровенно рассказывает о том, каково это — современной женщине снимать военные конфликты.

A photo posted by @lynseyaddario on

A photo posted by @lynseyaddario on

 

A photo posted by @lynseyaddario on

 

A photo posted by @lynseyaddario on

A photo posted by @lynseyaddario on

A photo posted by @lynseyaddario on

 

A photo posted by @lynseyaddario on

Маркус Блисдейл

Instagram

Маркус Блисдейл, лауреат премии World Press Photo и золотой медали Роберта Капы, вот уже более 15 лет снимает Африканский континент для Human Right Watch и National Geographic. Как и Себастьян Сальгадо, он начинал не фотографом, а экономистом, и поэтому почти каждое исследование того или иного конфликта сводится у него к изучению экономических предпосылок и его последствий для мирного населения.

Его работы рассказывают о современных бедах Центральной Африки, о том, как колонизаторов заменили местные вооружённые группировки, выкачивающие полезные ископаемые в угоду мировому рынку и собственной выгоде, о детях-солдатах, о том в каких условиях работают местные работяги, и о том, как девочек выдают замуж в девятилетнем возрасте. В инстаграме Блисдейла выложены лучшие работы из его архива, снабжённые подробной информацией о жизни простых людей. Это сильные и красивые снимки, которые очень контрастно смотрятся рядом с фотографиями спокойной и благоустроенной Норвегии, где живёт сам автор.

 

«Когда я впервые посетил Конго, то осознал, что спустя 100 лет после романа Джозефа Конрада „Сердце тьмы“ там ничего не изменилось. И это привело меня в ярость».

Даниэль Вилласана

Instagram

Даниэль Вилласана — молодая женщина-фотограф, специализирующаяся на проблемах социальной политики и трансгендеров. Вилласана родом из США, но вот уже несколько лет живёт в Латинской Америке и даже стала сооснователем проекта Everyday Latin America.

Её инстаграм — это исследование обычной жизни в таких странах, как Перу и Аргентина, а также проблем трансгендеров. Даниэль не выкладывает в инстаграм свои лучшие снимки в идеальной постобработке, как это делают другие, для неё это скорее скетчбук или дневник, а не страница для продвижения своих работ. Именно поэтому она довольно честно и буднично показывает жизнь обычных людей в не самых богатых уголках Латинской Америки и попутно знакомит нас со своими героями долгосрочных проектов. Фактически Вилласана показывает, как она работает, как налаживает контакты и ищет героев, о чём она с ними говорит и что нового узнает.

 

  

Маркус Кристофер Браун 

Instagram

Многие современные фотожурналисты используют смартфоны для того, чтобы снимать происходящее, но далеко не все выбирают телефон в качестве основного средства фиксации реальности. Маркус Кристофер Браун один из тех первопроходцев, чей профессиональный путь начался именно с телефона и который, отправляясь в Центральную Африку или Ливию, не берёт с собой тяжеловесный зеркальный аппарат.

Сам Кристофер Браун утверждает, что использование смартфона позволяет ему обрести некий ареол невидимости и снимать там, где с этим проблемы. Например, в Центральной Африке, где разрозненные вооружённые группировки особенно не церемонятся с правами журналистов, или в самой гуще ливийской революции, где, тоже не всегда рады человеку с камерой.

A photo posted by @michaelchristopherbrown on

A photo posted by @michaelchristopherbrown on

A photo posted by @michaelchristopherbrown on

A photo posted by @michaelchristopherbrown on

A photo posted by @michaelchristopherbrown on

 

A photo posted by @michaelchristopherbrown on

A photo posted by @michaelchristopherbrown on

 

A photo posted by @michaelchristopherbrown on

Виссам Нассар

Instagram

Виссам Нассар родился и вырос в секторе Газа. Фотографией он начал заниматься в 18 лет, следя за тем, что делают профи из агентств вроде AFP и Reuters. Таким образом, перманентный военный конфликт стал естественными условиями развития Виссама как военного фотографа.

Его инстаграм рассказывает о разрушительных бомбёжках, о раненых и убитых, об оружии и боевиках, но он же и о спокойной жизни в те дни, когда небо мирное и не слышно взрывов. И об уникальной способности человека привыкать к любым обстоятельствам.

 

«Очень сложно снимать войну в своей стране.
Я постоянно слышу истории о тех местах,
где вырос и которые были разрушены, я узнаю
о друзьях, знакомых и родственниках, бегущих из своих родных мест или вовсе убитых.
Для меня жертвы этой войны —не просто цифры, это имена, многие из которых мне знакомы». 

Фотографии: instagram.com