В эту субботу в Москве на «Флаконе» пройдёт одно из самых заметных событий в области музыки за лето — крупный фестиваль «Боль», собравший на двух сценах молодые гитарные группы со всей страны, объединённые не только несколькими формальными признаками, но и представляющие собой новое поколение музыкантов, которых в России, по словам организаторов, всегда не хватало. Ровно об этом мы поговорили с создателем «Боли», известным московским промоутером Степаном Казарьяном.

 

Новые рок-герои: Организатор фестиваля «Боль» о тренде на гитарную музыку. Изображение № 1.

 

Каждые десять лет наступает мода на людей с гитарами. В начале 1980-х это был тренд на гитары и драм-машины, в начале 1990-х — тренд на людей с грязными гитарами и патлами, в начале нулевых — тренд на смазливый инди-рок. А сейчас с небольшим опозданием к нам пришёл панк-тренд. Даже, скорее, тренд на всё, перечисленное ранее, только вместе. Вся эта музыка вытесняет смазливых мальчиков и девочек и псевдобрутальных и неискренних рэперов. А когда-то именно они были главными героями сцены.

Я ещё несколько лет назад говорил: они доигрались. Наши рэперы в какой-то момент испытали головокружение от успеха, поскольку им начало казаться, что очень просто свою чёрную, а иногда и белую задницу вытащить на сцену — и вот ты уже всем делаешь одолжение. Это не может сработать, это может создать скандал, но публика быстро разочаровывается, и появляется вера в старых добрых рок-героев, которые своими руками отдают тебе музыку со сцены.

Мы решили, что в этом году все группы должны быть русскоязычными — это такая реакция на засилье англоязычной музыки на российской инди-сцене. Другой важный фактор — андеграундный статус и их способ производства музыки. Всё это лоу-фай по сути. Мы с вами их всех знаем, потому что они в какой-то момент сели дома на кровати и записали эту музыку. Даже группа «Сруб» и Super Besse дома записаны. Конечно, они хотят и пытаются на студийный уровень выйти, но изначально это именно лоу-фай.

И это полностью разнится с тем перфекционизмом, который был у предыдущего поколения инди-артистов вроде Pompeya, On-The-Go, этими «Мана Айлендами» бесконечными, которые считают, что хорошая запись скроет их бессодержательность. А здесь люди, максимально поднаторевшие в домашней студийной работе, просто решили выкладывать в интернет свои песни, причём все почти одновременно. И сами они не заметили, как появилась целая волна подобной музыки. При этом у нас на фестивале 16 групп, и все они очень разные.

 

 

   

 

Хотим мы того или нет, через какое-то время это всё станет очень популярным

 

   

 

 

На самом деле панк-составляющая и некое панковское отношение к себе (в хорошем смысле слова) — это ещё одна вещь, которая объединяет всех наших музыкантов. И я хотел бы похвалить участников за это. Я ведь прекрасно знаю по опыту других мероприятий и по опыту работы директором групп: если ты присылаешь этим ребятам расписание лайнапа, это вызывает долгие пререкания, как правило. Обязательно групп 14, кроме, может быть, хедлайнера, будут им возмущаться: почему перед нами эти, а после — те. Так вот на «Боли» ни одна группа ничего подобного не заявляла после утверждения лайнапа.

То есть они все очень спокойно относятся к себе, они просто хотят играть и делать это хорошо. И это радует. Если бы это были меркантильные искатели популярности в личине каких-то андеграундных деятелей, только потому что тренд в эту сторону дует, а он явно дует, они бы и воспринимались по-другому. А мы должны наслаждаться тем, что это всё пока не мейнстрим. Потому что, я думаю, хотим мы того или нет, через какое-то время это всё станет очень популярным. Это неминуемо. Это может произойти повально, как в конце 1980-х и начале 1990-х, может, более ограниченно. Но нужно действительно наслаждаться моментом и радоваться тому, что, какими бы дурными и не совсем готовыми порой к этой ноше музыканты ни были, они искренние. Они не пытаются просто уцепиться за тренд и поиметь на нём популярность.

Русские рэперы, о которых я говорил, очень слабы вживую. А русские андеграундные рэперы ещё более слабые. Это вообще люди, которые откровенно ленивы и делают откровенно слабое шоу. Я просто смотрю сейчас на тех, кому я делал концерты три-четыре года назад. Теперь они все слушают группу Ploho и группу «Сруб». И они даже не переоделись. И им всё это искренне нравится.

Только не думайте, что хип-хоп повержен. Я уверен, они перегруппируются и из них вычленится кто-то, кто нас ещё удивит. Эта взбучка им очень нужна.

 

Новые рок-герои: Организатор фестиваля «Боль» о тренде на гитарную музыку. Изображение № 2.

 

Я не могу сказать, что на Западе рэп точно так же стремительно теряет аудиторию, я просто это чувствую подспудно. Просто хип-хоп отступает немного. Хотя у меня больше ощущение, что это чисто наш тренд. Может быть, мы даже немножко опережаем. Хотя это, наверно, связано с тем, что наши рэперы реально слабы и у них раньше треснула их публика.

Есть ощущение, что эти люди (музыканты с фестиваля и похожие исполнители. — Прим. ред.) — представители социальных кругов low middle class или просто middle class и их аудитория такая же. Поэтому они у русской андеграундной рэп-сцены аудиторию и отбирают. То есть раньше рокер и российский рэпер были очень далеки друг от друга. Теперь всё по-другому. Теперь же существует ещё и витч-хаус-сообщество, которое тоже становится очень большим. И оно параллельно развивается. Это даже не конфликт. Это параллельные субкультуры. 

То есть те люди, что ходят на «Вичаут» и «Скотобойню» — это во многом те же самые, что придут и на «Боль». Странно, но факт. Вот у нас есть томская группа «Вхоре» на фестивале, причём это такая околоэлектроклэшерская вещь. Так вот, в Томске есть целая плеяда подобных коллективов, одна из них — группа «Убийцы», которая с другой группой из нашего лайнапа, Ploho, записала трек. И при этом «Убийцы» записываются с какими-то рэперами. То есть это абсолютно новая история российской музыки, всё пересекается. Вся «Скотобойня» идёт рука об руку с нами. Не знаю, кто кого ведёт, мы их или они нас, но это факт. И с этим надо мириться.

Ведь мы говорим не просто о каких-то тусовках, а о слоях общества с их определённым уровнем образования, доходом. И слои общества с меньшим доходом и образованием, которые раньше не производили продукта, который был бы интересен широким массам и интересен им самим, теперь его производят, и все это замечают. Наши условные культурные элиты, люди с высшим образованием, из богатых семей, они вдруг реагируют на всё это. И из-за этого такой всплеск.

 

 

   

 

Им не нужна никакая дополнительная обёртка. Это искреннее самовыражение, которого в России всегда не хватало

 

    

 

 

Появляется волна, которая захлёстывает всех. Кто-то позитивно на это реагирует, кто-то негативно, кто-то недоумевает, но все пытаются это как-то проанализировать и оценить. А оценивать не надо, надо просто смотреть и наблюдать. Это группы, которые могут действительно выстрелить. В кои-то веки в России появился культурный продукт, у которого нет социального ограничителя. Группу Ploho может слушать каждый. Она с идеей, но не перемудрённая, не примитивная, но и не сверхсложная. Мне очень хочется промотать вперёд и посмотреть, чем всё это закончится.

Есть и ещё одно интересное замечание. Нам с вами кажется, что интернет был всегда. А я вот ездил недавно в город Цимлянск. Это где-то в Ростовской области. Городок на 5000 жителей. И мне все таксисты говорили, что молодёжь стала не вылезать из компьютера. Даже вот в таких местах люди сидят в интернете, и им в общем-то доступен при желании весь мир. И это только последние несколько лет так стало. И вот только теперь в каком-то смысле мы начали ощущать, что живём в очень большой стране. В которой есть не только Москва, Питер, Казань, Новосибирск и так далее, а ещё 100 миллионов других пользователей со всей страны. 

У нас на афтепати будут играть 18-летние ребята из провинции. У них даже ноутбука нет, чтобы выступить. То есть они на своих компьютерах каких-то делают музыку отличную, а нам говорят, что ищут теперь «Мак» для сета. Наконец-то и русский человек, сидя неизвестно где, может делать и записывать альбомы и обложки сам для них рисовать. Удивительно, что они ещё гитарами пользуются при этом. Нас ждёт волна вичухи ещё и потому, что у людей денег нет на инструменты.

Идея всей волны, о которой я говорю, ещё не сформирована, идеологии как таковой нет. Люди занимаются творчеством, чтобы реализовывать себя. У всех разные идеи, но созерцание того, что происходит вокруг, конечно, превалирует. Группа «Убийцы» делает это своим способом, группа Ploho — своим методом, группа «Сруб» — своим, создавая выдуманный мир, а группа «Вхоре» издевается над ними всеми. Но это всё созерцание окружающего. То, что по-настоящему объединяет все группы на фестивале — это то, что никто не старается создать какой-то красивой обложки пичфорковской, они скорее создают что-то оппозиционное этому движению. Им не нужна никакая дополнительная обёртка — это искреннее самовыражение, которого в России всегда так не хватало.

 

Новые рок-герои: Организатор фестиваля «Боль» о тренде на гитарную музыку. Изображение № 3.

Фотографии: «Сруб», Ploho