В этой условной рубрике мы продолжаем отыскивать заслуживающих внимания персонажей, которые буйством своих идей и неординарными поступками способны, мы надеемся, вдохновить и вас на нечто подобное. Мы уже писали о парне, который пытается заставить супермаркеты делиться едой с людьмидевушке-фотографе, путешествующей на товарняках, мексиканских фермерах, выступивших единым фронтом против наркомафии, мэре испанского городка, который устроил у себя социалистическую утопию, и иранской активистке, изгнанной из своей страны. Сегодня — о художниках из Санкт-Петербурга, именующих себя Gandhi.

 

Gandhi: Объединение художников и активистов, меняющих облик Петербурга. Изображение № 1.

 

Под моникером Gandhi скрывается не один человек, а целая группа анонимных художниц или художников (никто точно не знает) из Санкт-Петербурга, которые сегодня делают чуть ли не самые интересные в стране уличные работы на социальные и политические темы. Сами себя Gandhi характеризуют как левых идеалистов: исследуют идеи нынешней волны феминизма, говорят о толерантности, патриотизме и меньшинствах.

Появились Gandhi как объединение в Омске и в 2011 году начали испытывать свои первые идеи на жителях города: набивали на домах и в переходах написанные через трафарет слова «любовь», «честность», «реальность» и даже просто «слово». Определив, что их аудитория к ровному шрифту относится уважительно, а другие текстуальные граффити считает несерьёзным вандализмом, Gandhi взяли на вооружение именно его — продолжили проект со словами, стали советовать прямо на стенах домов произведения классики, а следом добрались и до изображений — в своём первом таком проекте художники попытались заполнить угрюмый город животными, которых в нём не хватает: страусами, волками и т. д. Примерно тогда же группа разъехалась: кто-то отправился в Красноярск, кто-то в Санкт-Петербург, где и стали появляться новые работы.

«Мы уехали из Омска в Петербург, потому что там было слишком легко: можно было не заметить и прожить всю жизнь очень расслабленно, в комфортной аполитичной атмосфере. Но сравнивать Омск с Петербургом в критериях „лучше/хуже“ было бы нечестно по отношению ко всем провинциальным городам, ведь они не виноваты в том, что в России все ресурсы как магнитом тянет к центру», — говорят Gandhi в интервью питерской редакции The Village. И на Partizaning: «Мы раньше жили в Омске, а этот город, тихий и серый, нуждается в искусстве на улицах больше, чем московская галерея. Омск стал первым чистым холстом. Затем появился Питер — холст уже не чистый, город памяти и музеев, это сложнее и интереснее».

Gandhi говорят, что их состав постоянно пополняется: идейно близкие люди сами находят художников и становятся частью проекта. Коллективность и дискуссионный подход к оформлению идей вообще является важной частью Gandhi как объединения — сами они считают, что это помогает отсеять непродуманную чушь и форсировать процесс реализации, который у многих художников растягивается на целые месяцы. 

 

 

   

 

У нас есть большое желание делать мир лучше — эстетически, социально, политически.
Искусство на улицах — это насилие,
но при этом все остаются живы.

 

   

  

 

Перебравшись в Питер, Gandhi показали жителям нового для них города сразу несколько ярких работ, в которых обратились к национальному вопросу: африканцев, бедуинов и индейцев с триколором в руках (этих, правда, далеко не все поняли), а следом за ними — рисунки в полный рост женщин-мигранток, занятых уборкой и работой на рынке.

В конце того же 2013-го в репертуаре объединения появились работы, касающиеся феминизма, критика происходящего на Украине, разукрашенный в цвета ЛГБТ-флага и истекающий нефтью российский герб и пришедшийся по вкусу большинству горожан гусь-буддист, вежливо напоминающий о том, что Путин — это всё-таки иллюзия. Примерно в это время окончательно оформился и визуальный стиль Gandhi, и их генеральное сообщение — дальше всё стало только интереснее, интенсивнее и заметнее. 

Теперь Gandhi — это оформившееся художественное объединение, не просто испытывающее очередные приёмы на новых местах и аудиториях, но художники с понятным месседжем и по-настоящему удивительными формами его донесения. Крайне левый дискурс в их руках умело смешивается с понятными почти любой аудитории попытками пересмотреть своё отношение к привычным вопросам.

Кстати, ярые противники музеефикации, «Ганди» сделали имя духовного лидера Индии и борца за независимость своим названием не просто так — ненасильственное сопротивление, которое яро проповедовал Махатма, выведено у художников чуть ли не в качестве генеральной стратегии.

«Если рассматривать под историческим углом, искусство, которое сейчас называется классическим, только и делало, что обслуживало религию и власть. Но было и народное искусство, которое, в общем-то, и осталось для нас народным. Было искусство, ломающее общепринятые рамки, которое кроило историю, меняло людей. И оно никогда не было инициативой власти. Граффити и стрит-арт близки к народному творчеству — самому искреннему виду искусства».

Городской проект, который принёс Gandhi наибольшую известность — «В этом доме свет не гаснет». Это таблички, которые художники развесили на многоэтажках Питера, с текстами вроде «В этом доме снимали квартиру Наталья и Александр, но, родив дочь, были вынуждены искать отдельную квартиру уже в центре» и «В этом доме произошло зачатие Гульнары Ахметовны, которая, однако, никогда тут не жила, потому что ещё в утробе матери уехала в Казахстан». Проект рассказывает о простых людях, живущих или когда-то живших в этом городе, и наталкивает зрителя на первый простой вывод: городу нет разницы, известная у тебя фамилия или не очень.

 

Gandhi: Объединение художников и активистов, меняющих облик Петербурга. Изображение № 2.

 

«Ключом к Петербургу является его история, история живших в нём людей. Память о них и их связи с местом сохраняются в городских легендах и физически — в мемориальных досках на стенах домов. Читая часть из этих табличек, радуешься пространственной близости с известным тебе человеком, фамилии, запечатленные на другой части табличек, уже сейчас известны только историкам, и со временем соотношение памятных и забытых фамилий, конечно, будет меняться в пользу последнего».

На счету Gandhi ещё масса всего, к чему стоило бы присмотреться — святые вагины, «маленькая победоносная *****», участие в масштабном  проекте Элоны Кастрати, расклеивавшей по городу прокладки, критика власти и милитаризмафеминистские семинары, выставки и фестивали городского искусства. Похоже, прямо сейчас Gandhi находятся в наилучшей форме — не следить за их творчеством было бы ошибкой.

«У нас есть большое желание делать мир лучше — эстетически, социально, политически. Искусство на улицах — это насилие, но при этом все остаются живы, в отличие от политической деятельности. Есть и амбиции, от которых никуда не деться, даже если переехать на необитаемый остров. А главный удовлетворитель амбиций — хорошая работа, которая оживает и вступает в диалог со зрителем».

Интервью Gandhi на сайте Partizaning

Интервью на The Village

Фотографии: Gandhi в Facebook