Несколько недель назад с нами связались ребята из Омска, которые заявили, что уже готовят к выпуску документальный фильм о местной рейв-культуре. Казалось бы, какой может быть сейчас рейв в сибирской глубинке, но после буквально небольшого погружения в тему, которой посвящён Insight, понимаешь, что ребята делают по-настоящему честное кино об андеграундной клубной культуре как она есть в регионах: с провинциальными особенностями, запоздалой модой на трэп и EDM, техно-вечеринками в кабаках, нехваткой разборчивой аудитории и отсутствием нормальных молодёжных медиа.

Сами создатели фильма формулируют генеральные проблемы картины у себя на странице во «ВКонтакте»: «Как субкультура реагирует на резкое снижение общего культурного уровня в стране? С какими проблемами сталкиваются промоутеры и как их объясняют? Чем живут диджеи и продюсеры?». Мы связались с Феликсом Келеврой, одним из создателей «Озарения», и поговорили о рейв-культуре в регионах.

 

 

О съёмках 

Снимали мы всю ленту полностью у нас, в городе Омске, никуда не выбирались. Снимали всех местных диджеев, промоутеров, продюсеров, посетителей вечеринок, жителей города. И вместе с ними ребят, которые сюда приезжали — это какие-то гастролирующие промогруппы, музыканты, диджеи и так далее. Опираясь на их рассказы, мы сделали вывод, что ситуация в Омске ничем не отличается от того, как всё устроено в других ближайших городах. 

Снимали мы, наверное, около года. То есть у нас примерно полгода ушло на непосредственно съёмку, а ещё полгода — на разного рода постпродакшен: монтаж, цветокоррекцию и прочее.

О местной музыкальной среде

На самом деле всё, конечно, не сильно хорошо, но периодически случаются очень неплохие прецеденты. Мы сами (кто работал над фильмом) являемся непосредственными участниками этой культуры, стараемся развиваться её, проникать глубже и в какой-то момент решили: самое лучшее, что мы можем сделать, — это высказаться в формате фильма.

В Омске есть несколько основных, но стереотипно устроенных клубов — в глубинке они везде одинаковые. В них проходит большинство заметных вечеринок. Названия, наверное, не имеют значения. Все они такого, скорее, кабацкого формата, но иногда в них происходят по-настоящему интересные события и заезжают крутые ребята. Иногда и наши местные промоутеры устраивают что-то серьёзное. 

Например, у нас очень мощная драм-н-бейс-диаспора. Ребята занимаются этим давно и очень плотно: делают большие успехи в исследовании андеграундной культуры, собирают большие ангары с иностранными и хорошими российскими артистами. Ещё у нас есть — ну, или, по крайней мере, раньше была — отличная техно-тусовка m_division. Сейчас её лидер Ваня уехал в Санкт-Петербург и там устраивает свои мероприятия, а после этого местное техно заметно сдало. Остальные основные участники местного техно-движения понаоткрывали свои небольшие заведения и занимаются скорее бизнесом, чем какой-то культурной повесткой.

Кроме ультрасовременных и модных EDM-направлений, есть ещё промогруппы, которые занимаются тяжёлой андеграундной музыкой — электронным хардкором, брейкором и прочим. Но они совсем малочисленные, поэтому особенного интереса не представляют.

Ну и ещё есть, конечно, трэп-сцена. Она сейчас находится на пике популярности. У нас есть сразу несколько трэп-вечеринок, которые в масштабах страны, конечно, никак не известны, но периодически они всё же делают довольно интересные вещи. У них всё получается похожим на почти классическое представление о рейвах, только публика очень молодая. И сама культура, которую они несут, не наполнена ценностями, которыми обладал рейв в годы расцвета.

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если пристально следить

 

за мелкими культурками,

то и обо всей культуре станет что-то понятно

 

      

 

О провинции 

На самом деле очень сложно снимать документальное кино в провинции и не скатиться в нечто наподобие жалобной книги. Мы не хотели создавать подобное ощущение в своём фильме и не снимали кино о том, как всё плохо — это достаточно банально, всё и так примерно понятно. Об этом снимают другие фильмы.

Мы просто все были вовлечены в клубную культуру, каждый умеет что-то своё: кто-то продюсирует треки, кто-то клипы снимает, кто-то вечеринки делает. Нам всем было не наплевать, и мы стали заниматься этим делом вместе. И в итоге лично наш вклад — он очень позитивный. И в фильме мы хотим рассказать о культуре как таковой. Хотя бы о том, что это вообще для нас значит. Мы не хотели делать из кино некое собственное нравоучение, поэтому старались говорить словами людей, которых мы интервьюировали — непосредственных участников движения. И мы думаем, что культура в целом — общечеловеческая, общая по стране — она напрямую связана с маленькими субкультурами и одно на другое постоянно влияет. Так что если пристально следить за мелкими культурками, то и обо всей в целом станет что-то понятнее. Это мы и попытались сделать — разобрать свою субкультурную среду.

О городе 

Среда, в которой всё происходит, конечно, имеет большое значение — она влияет на жизнь и на мировоззрение тех, кто потом идёт в клубы, на причины формирования субкультур, на их формы, на всё вообще. Такие вещи напрямую связаны, и о них мы тоже старались как-то рассказать. Зрители, которые будут смотреть наше кино, смогут понять, кто это вообще такие, то есть важный же вопрос — кто ходит сейчас на рейвы в российской глубинке. Что это за субкультура или контркультура, а может, и вообще нет никакого деления подобного. И об этом я бы не хотел подробно рассказывать — пусть ответ на этот вопрос читатель увидит в самом фильме. Мы в первую очередь хотели показать какие-то человеческие истории, которые стоят за той средой, о которой мы ведём речь.

Об образовании 

Ни для кого не будет секретом, если я скажу, что и вообще по стране, и в Омске в частности, любая культура, приходящая сюда извне, большинством воспринимается крайне поверхностно, копируются только атрибуты, а не идеи, изначально объединившие людей в движение. Есть только какие-то единицы, глубоко проникшие в суть вопроса — допустим, продюсеры местные, организаторы чего-то. Даже если они всем этим интересуются с целью позаимствовать классные идеи, чтобы согнать кучу людей на мероприятие, это всё равно прекрасно. Среднестатистический посетитель вообще не задумывается о том, что рейв-культура — это хоть какая-то форма культуры.

Мы пытались устраивать даже специальные мероприятия, чтобы как-то просвещать близкую нам часть аудитории. Ну и у нас есть несколько промогрупп, которые делают не просто вечеринки, а события, которые культурно несут в себе намного больше, чтобы посетителю было проще вникнуть в суть вещей. 

Обо всём этом речь в фильме тоже будет идти. Кроме прочего, лично я нахожу намного больше пользы в том, что я веду пару пабликов во «ВКонтакте» и там пытаюсь вещать с позиций условной рейв-культуры. Для меня это работа на просвещение аудитории, поэтому, наверное, у меня и появилось желание снять фильм — чтобы запечатлеть всё и разобраться.

Мне кажется, это правда важная роль всех медиа — культурно просвещать людей. Особенно в нашей стране, где этого сильно не хватает. Я не имею в виду морализаторство или дословный разбор, что хорошо, а что плохо. А честно и искренне писать интересные вещи о том, что тебе самому нравится, находить новых ребят. Ну и плюс важно рассеивать сложившиеся в обществе дурацкие стереотипы.

  

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Георгиевские ленточки

 

не особенно складываются с западной культурой

и западными молодёжными ценностями

 

      

 

Об индустрии

Мы, когда снимали фильм, не раз слышали комментарии о том, что мы вообще не первые, кто это делает, что в соседних городах тоже есть ребята, которые занимаются подобными проектами. В итоге нам так и не удалось ни с кем связаться — так, чтобы прям отыскать единомышленников, но явно какие-то параллельные с нами процессы шли. 

Я думаю, что субкультурной среде в России не хватает какой-то слаженности. Есть вот FURFUR, и он интересно об этом рассказывает, но одних вас мало. Ни о какой поддержке со стороны радио вообще говорить не приходится, создал бы уже кто-нибудь подпольную станцию или ещё что-то — это же всё очень интересно. В целом ритм жизни в стране даже у молодёжи заточен под другое. И обывателю просто так добраться до наследия контркультуры крайне сложно, будучи условным «примерным россиянином».

Уверен, что нынешние ура-патриоты ещё просто не добрались до всего того, о чём мы говорим. Потому что георгиевские ленточки, конечно, не особенно складываются с западной культурой и западными молодёжными ценностями. Возможно, выпуская обо всём этом фильм, мы можем нанести субкультурам определённый урон — потому что привлечём внимание. Но, думаю, надо не бояться, а открыто об этом говорить — чем сильнее будут претензии, тем сильнее должно быть наше им сопротивление.