Сегодня в городке Парк-Сити стартует фестиваль независимого кино Slamdance. Да-да, всё верно, именно «Слэмдэнс», а не «Сандэнс», хотя «Санденс» вообще-то тоже стартует, тоже сегодня и в том же Парк-Сити, штат Юта. Как так получилось и зачем городу с населением в 7700 человек сразу два фестиваля независимых фильмов в одну неделю?

 

Первый «Сандэнс» состоялся в 1985 году. Его создатель Роберт Редфорд намеревался ни много ни мало дать вторую жизнь американскому независимому кино, казалось, пережившему расцвет в 1970-х, но совершенно зачахшему в рейгановские 1980-е. Забегая вперёд, скажем, что Редфорду это вполне удалось: «Сандэнс» сейчас является событием международного масштаба и его участники, как правило, действительно находят дистрибьюторов не только в родных США, но и по всему миру. Журналисты приезжают, пишут, фотографируют бесчисленное количество вполне себе знаменитостей во флисовых кофтах и пуховиках, киноманы по всему миру внимательно следят за появлением фестивальных лент на торрентах. 

Спустя десять лет с момента основания, зимой 1995 года, «Сандэнс» продолжал активно открывать таланты: тогда в конкурс взяли картины ещё молодых Джеймса Мэнголда и Мэттью Харрисона, которые позже снимут «Поезд на Юму» и «Секс в большом городе». А вот англичанина Питера Бакстера с его «Неудачником» прокатили. Но Бакстер уж очень хотел показать свой фильм на фестивале и тогда, скооперировавшись с такими же лузерами — Дэном Мирвишем, Джоном Фицджеральдом, Шейном Куном и Полом Рахманом, — создал свой альтернативный форум, издевательски назвав его «Слэмдэнс». Достиг ли хоть кто-нибудь из этой пятерки чего-то, хоть отдалённо похожего на режиссёрскую славу? Нет, ни разу. Зато их «Слэмдэнс» помог достичь её многим другим уважаемым людям.

 

 

Режиссёры, впервые замеченные на «Слэмдэнс»

Как кучка режиссёров-неудачников создала один из самых крутых кинофестивалей Америки. Изображение № 1. 

Кристофер Нолан

В 1999-м на «Слэмдэнсе» показали дебютный проект Нолана «Преследование», снятый за 6000 долларов. В этом же году фильм отметили и на Роттердамском кинофестивале, а дальше вы и сами всё знаете.

Как кучка режиссёров-неудачников создала один из самых крутых кинофестивалей Америки. Изображение № 2. 

Лена Данэм

Кумир всех просвещённых девушек и человек, впервые в истории американского телевидения показавший сцену анилингуса, Лена Данэм в далёком 2006-м была лишь участницей короткометражного конкурса.

 Как кучка режиссёров-неудачников создала один из самых крутых кинофестивалей Америки. Изображение № 3.

Орен Пели

В 2008-м агенты DreamWorks разглядели потенциал в found-footage «Паранормальное явление» и выкупили права на прокат. В итоге ужастик за 10 000 долларов собрал в мировом прокате почти 200 миллионов и породил целую франшизу.

Почему «Слэмдэнс» — это круто? 

Сейчас создатели фестиваля получают по пять тысяч заявок в год, отбирая из них не больше сотни, но до сих пор свято блюдут свой кодекс независимости. Отборщики всегда отдают преимущество фильмам, у которых ещё нет никаких прокатных договорённостей, а единственное, но безапелляционно строгое требование применяется к производственному бюджету — он не должен превышать 1 миллиона долларов.

В 2000-х «Слэмдэнс» организовал новую радикальную программу $99 Special — для картин, снятых не более чем за $99 и не дольше чем за 99 дней. 

Slamdance on the Road — гастрольная программа фестиваля, при помощи которой ленты участников фестиваля можно посмотреть там, куда они вряд ли бы добрались сами — например, в Китае, Польше, Франции или Ирландии.

На фестивале всегда могут попытать счастья и просто сценаристы — победителям сценарного конкурса организаторы уже несколько раз помогали организовать продакшен. 

Создатели фестиваля одними из первых начали активно осваивать цифровую дистрибуцию: в первый раз показы «Слэмдэнса» можно было посмотреть через майкрософтовский Zune ещё в 2010, а сейчас форум предоставляет такую возможность подписчикам iTunes, Amazon, Google Play, Vudu и PlayStation Network.

Особое место на «Слэмдэнсе» уделено многочисленным короткометражкам, но помимо стандартных конкурсов вроде «художественные», «документальные» и «анимация» каждый год отборщики организуют секцию «Анархия» для авангардных экспериментов.

   

Кучу слэмдэнсовских фильмов
вы можете посмотреть онлайн
прямо сейчас совершенно бесплатно! 

    

→ 2011 ←

Как кучка режиссёров-неудачников создала один из самых крутых кинофестивалей Америки. Изображение № 4. 

→ 2012 ←

Как кучка режиссёров-неудачников создала один из самых крутых кинофестивалей Америки. Изображение № 5.

 

 Как кучка режиссёров-неудачников создала один из самых крутых кинофестивалей Америки. Изображение № 6.

Питер Бакстер

Cоздатель Slamdance

Наша вечная мантра «от кинематографистов для кинематографистов» означает, что фестиваль программируется только теми, кто сам снимает кино. Когда мы организовали первый «Слэмдэнс», у нас было 48 заявок. Не знаю, можно ли нас тогда было вообще назвать отборщиками.

Но мы хотели создать дружное сообщество. Именно поэтому мы всегда просим участников прошлых сезонов приезжать снова и снова и самим помогать нам в отборе новых участников. Спустя 20 лет работы я могу точно сказать, что удержать вместе всё это сообщество почти невозможно. Но нам удаётся.  

Почему ничего подобного нет в России?

   

В первую очередь потому, что в России не существует киноиндустрии в том виде, в каком она есть в США или хотя бы в Европе. В первом случае действует эффективная система проката независимых фильмов, и даже у действительно низкобюджетных или незрелищных лент есть возможность окупиться за счёт кабельного ТВ, интернета и даже кинотеатров, которых в США очень много. Во втором авторское кино спонсируется напрямую государственными и межгосударственными фондами и активно закупается телеканалами.

В России же прокат нацелен строго на широкого зрителя и даже фильмы всемирно известных авторов с трудом втискиваются между 3D-аттракциоными и бесконечными отечественными комедиями. Низкобюджетный артхаус показывает лишь очень ограниченное количество кинотеатров, расположенных в крупнейших городах страны. Что, впрочем, до недавних пор не мешало немалому количеству режиссёров получать субсидии на свои проекты, пока Фонд кино и Министерство культуры окончательно не нацелились на спонсорство потенциальных блокбастеров и «общественно полезного кино» с высоким содержанием семейных и патриотических ценностей.

Вся надежда на интернет, позволяющий создать платформу для платного просмотра, вокруг которой можно будет объединить разрозненные и в подавляющем большинстве случаев до сих пор коммерчески нежизнеспособные начинания авторов и синефилов. Свой «Кинотавр» у нас уже есть, теперь нам нужен свой «Слэмдэнс»!