Летом 2013 года Александр Боярский выехал из своего родного города Винницы на велосипеде, чтобы за четыре месяца добраться до Индии. За это время он проехал восемь стран, ночевал в пещере в Турции, болтал с пастухами в Грузии и cидел под домашним арестом в Пакистане. Саша говорит, что отправиться в путешествие, которое не контролирует ни один туроператор, значит полностью довериться миру. Он доверился, а мы рассказываем, что из этого вышло.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 1.

Александр Боярский

путешественник

Идея

Идея этой поездки зрела довольно долго. Я заядлый велосипедист и время от времени езжу в небольшие походы по Украине, но всегда мечтал как-то продлить то особенное чувство, которое рождается только в дороге. Отправной точкой для меня стала встреча в Виннице с англичанином Саймоном, который ехал на велосипеде из Великобритании в Китай. Именно благодаря ему я понял, что хочу отправиться в настоящее большое путешествие, пусть даже и не в Китай. Ещё год я отговаривал себя, находил аргументы против поездки и только в разговоре с друзьями иногда шутил, что рвану в Индию на велосипеде. Но утром Нового 2013 года я проснулся с осознанием, что откладывать больше нельзя: мне 32, и я хочу приключений, а не работы каждый день от звонка до звонка.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 2.

Длительность:

3,5 месяца

ПРОЕХАЛ

6000 км на велосипеде
и 2500 км автобусе

БЮДЖЕТ:

3000 $

Подготовка

Маршрут спланировал, просто открыв гугл-карты: мне предстояло проехать восемь стран, а потом пересечь саму Индию. Я решил ехать вокруг Чёрного моря и заезжать в каждой из выбранных стран в столицу и включил в план поездки места, которые обязательно хотел увидеть, например, Каппадокию и Арарат в Турции.

Проложив трек маршрута, прикинул время и километраж. Рассчитал, на какую сумму в день смогу прожить, сколько потребуется на визы и обратный перелёт. Уложиться думал в 3000 долларов, включая полный апгрейд велосипеда и покупку экипировки: мне были нужны непромокаемые велокофры, чтобы вещи оставались сухими, и бензиновая горелка, так как я собирался готовить сам. В итоге вышло 27 кг багажа. Провёл капитальный ремонт велосипеда и стал тренироваться – на то, чтобы набрать форму, понадобилось примерно полтора месяца и тысяча километров.

Откладывать деньги на поездку и экипировку я начал всего за четыре месяца до старта и вообще считаю, что, когда слишком долго готовишься к чему-то, рискуешь упустить момент. За время путешествия я видел людей, которые объезжали мир в «гробах на колёсиках» почти без денег и были счастливы, пока кто-то сидел дома и копил на велосипед понавороченнее.

По образованию я психолог, но на тот момент работал инженером базовых станций одного из украинских операторов мобильной связи. Поездка планировалась на семь-восемь месяцев, и перед отъездом я уволился — была не была! Родные и друзья поначалу относились к моей идее с иронией и недоверием, но когда поняли, что всё это не шутки, стали поддерживать и помогать со сборами: кто очки подарил, кто дождевик. Конечно, пытались и пугать, мол, в Индии антисанитария, а Пакистан и Иран – неспокойные страны, но решение было принято. Иногда меня одолевали сомнения, но я повторял себе, что всё будет хорошо и большинство страхов – надуманные.

Молдова

По Украине я ехал всего один день, а потом сразу переправился на пароме в Молдову, близкую и понятную. Во время путешествия по ней я приноравливался быстро собираться по утрам и ночевать под открытым небом. Так, под Резиной я заночевал возле подсолнухового поля – сначала думал, красота, но позже выяснилось, что рядом проходила железная дорога, и пришлось всю ночь слушать стук поездов. В другой раз остановился на ночлег в заповеднике Ягорлык. Там я впервые с момента отъезда помылся и постирал вещи. Возможно, молдаване и приднестровцы не простят мне мытьё с мылом в заповедном озере, но ничего другого для счастья в тот момент просто не было нужно.

Вообще в Молдове мне понравилось, хотя в дороге изматывали километровые подъёмы. Кишинёв сначала напугал, и я даже пообещал себе больше не останавливаться в больших городах, где легко заблудиться, но потом случайно встретил Сергея, который тоже оказался велосипедистом-путешественником и легко вошёл в моё положение. У него я наконец-то принял горячий душ, выпил молдавского вина и лёг спать на диване, а не в палатке. На следующий день Серёжа устроил мне экскурсию по Кишинёву, и на этот раз я смог оценить красоту города.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 3.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 4.

Румыния

На Румынию у меня было всего пять дней транзита по болгарской визе, и я проскочил её спринтерски. За это время меня не успели обокрасть цыгане, которыми всегда пугают путешественников, зато совершенно покорила природа. Я решил во что бы то ни стало вернуться в Румынию по окончании своего путешествия, чтобы всё объехать без спешки.

После двух недель в пути меня почти перестали интересовать какие-либо достопримечательности, и я довольно лениво смотрел по сторонам, проезжая через города, но вот Дворец Парламента в Бухаресте меня действительно поразил. Да и весь город очень красивый.

До замка Дракулы я, к сожалению, так и не добрался, так как гористый рельеф не позволил развить необходимую скорость, чтобы успеть и туда, и в Бухарест, – пришлось выбирать.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 5.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 6.

Болгария

Болгария обычно ассоциируется с курортами, но я ехал по глубинке и Чёрного моря не увидел. Не сказал бы, что жалею об этом, – посмотреть на изнанку страны куда интереснее. В провинции люди живут бедно и тихо. Когда я проезжал очередное село – это становилось для местных событием, – дети выбегали к дороге и смотрели на меня как на привидение.

В пути я периодически останавливался, чтобы поесть алычи, шелковицы или слив, но возможность обобрать растущее у дороги фруктовое дерево – это, конечно, не единственное, на что я рассчитывал во время сборов. Иногда покупал пиццу, но в основном готовил сам на горелке: варил макароны, рис, гречку, жарил яичницу. Если встречались супермаркеты – брал кефир, йогурт и даже шоколадную пасту. На той же горелке заваривал чай. Воду набирал из колодцев, родников и бюветов и всегда вёз с собой литра четыре.

В Болгарии в который раз убедился, что мир добрее, чем кажется, когда узнаешь о нём из новостей: люди, услышав, что я путешественник, часто приглашали меня переночевать и воспользоваться их душем, бесплатно кормили завтраками. Ещё было приятно снова увидеть кириллицу, и, хоть устный болгарский я почти не понимал, указатели и вывески веселили.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 7.

Турция

Первые впечатления от Турции, вполне ожидаемо, – полный контраст со странами, которые я успел проехать. Зато впервые удалось связаться через сайт WarmShowers с хостом, у которого я смог привести себя в порядок и переночевать. До этого по различным причинам никто из ребят, с которыми я договаривался через сообщество, не смог меня принять. Турки вообще оказались довольно гостеприимными: ко мне в палатку периодически заходили люди, приносили рис и персики, предлагали присоединиться к своим праздникам или просто хотели выразить своё восхищение моим путешествием.

По дороге в пещерные поселения Каппадокии я встретил двух велосипедистов, и следующие две недели мы ехали вместе. Рок и Марко оказались путешественниками из Словении и к тому моменту были в пути уже три месяца. Путешествие в компании стало для меня новым опытом: теперь я не один решал, где переночевать и куда отправиться завтра. С одной стороны, никогда не бывает скучно, с другой – иногда так устаёшь, что начинаешь тяготиться любым обществом и думать, что лучше всего проводить вечера трудных дней наедине с собой.

Каппадокия на тот момент показалась мне лучшим, что я видел за время поездки, и открывшийся вид я запомню, наверное, на всю жизнь: там всё буквально дышит вечностью. На ночь мы расположились под крепостью Учхисар – нашли себе комнату в скале, поужинали за каменным столом и легли спать, а на следующий день спустились в национальный парк Гёреме.

Расставшись с Роком и Марко, я отправился к горе Арарат. Добравшись до места, я всё время думал, что ещё зимой представлял Арарат исключительно по странице Википедии и видео на YouTube, а сейчас он в какой-то паре километров от меня. В такие моменты понимаешь, что весь мир открыт: стоит только протянуть руку, чтобы любое место на планете перестало быть чем-то виртуальным, просто набором ассоциаций и оживало, – будь то Арарат или Эйфелева башня.

Стоит только протянуть руку, чтобы любое место на планете перестало быть чем-то виртуальным, просто набором ассоциаций и оживало – будь то Арарат или Эйфелева башня

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 8.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 9.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 10.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 11.

Грузия

Грузия показалась мне небольшой – я довольно быстро её объехал – и очень зелёной. Это бросается в глаза ещё на границе с Турцией: турецкая сторона выжженная и лысая, а грузинская – вся в деревьях.

Несколько раз ставил палатку в поле и болтал ночью с пастухами, которые пасли там коров. Побывал в Боржоми, где впервые встретил за поездку встретил земляков – пару из Киева, путешествующую на мотоцикле. Сам от себя не ожидал, что буду так рад услышать родную речь. Дальше поехал в Тбилиси. Там остановился на велотреке, где жил несколько дней, пока пытался узнать, где лучше оформить визы в Индию и Пакистан. В итоге решил делать это в Армении.

Армения

Проезжать Армению на велосипеде было довольно тяжело из-за очень сложного рельефа, однако все трудности компенсировались красотой армянской природы и гостеприимством людей. С первых минут страна оказалась ко мне очень дружелюбна – совсем рядом с границей я увидел сад и набрал там спелых персиков, которыми потом перекусывал в дороге. В Ереване познакомился с путешественниками из Швейцарии Руди и Марлен, которые снимали там квартиру. Они предложили пожить у них, я, конечно, согласился и по вечерам удивлял ребят блюдами украинской национальной кухни. Например, они понятия не имели, что такое гречка.

Получив визы в Иран и Индию, я мог продолжать путешествие. На прощальный ночлег остановился в абрикосовом саду с видом на Арарат, чтобы в последний раз посмотреть на гору. Перед сном доехал до ближайшего дома набрать воды, но хозяйке показалось мало просто пустить меня к колодцу, так что Армению я покидал не только с самыми тёплыми чувствами, но и с дыней.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 12.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 13.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 14.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 15.

Иран

Почти сразу после въезда в Иран я заехал в интернет-кафе в Маранде, чтобы подзарядить телефон и связаться с родными. Там я познакомился с парнем по имени Акбар. У него была мечта отправиться в длительное путешествие, но пока одержимость туризмом выливается в то, что он фотографируется со всеми велосипедиствами и автостопщиками, проезжающими через город, и собрал уже два толстых альбома с фотографиями. Забавно, что Рок и Марко, с которыми я познакомился в Турции, следовали по похожему маршруту и через некоторое время после меня заехали в то же самое кафе. Их, естественно, встретил Акбар со своими альбомами, и в одном из них они узнали меня на фото.

Из-за нехватки времени большую часть страны я проехал на автобусе, но до Тебриза добрался на велосипеде. Там в магазине я познакомился с иранцем, который совершенно не говорил по-английски, но довёл меня до ближайшей гостиницы, где заставил администратора перевести, что ждёт меня в гости. Вечером мы с хозяином пили чай на коврах, расстеленных прямо во дворе, а ночью я спал на ковре на полу – такой вот быт.

Иран – очень закрытая страна. Многие сайты там заблокированы, но доступ к социальным сетям можно купить. Роуминга нет. Моя сим-карта перестала действовать, и, пока я не купил иранскую, приходилось просить позвонить у местных. Моя банковская карточка тоже оказалась в Иране просто куском пластика, потому что в стране действует независимая банковская система.

Помимо этого меня удивила консервативность иранского общества. Несмотря на жару и тот факт, что я всего лишь велотурист, несколько раз на улице меня останавливали полицейские с просьбой прикрыть ноги – в итоге пришлось переодевать велосипедные шорты на джинсы.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 16.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 17.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 18.

Пакистан

В районе пакистанской границы пришлось ехать в сопровождении полиции из-за неспокойной ситуации в Белуджистане – исторической области, чьи провинции сейчас входят в состав Ирана, Пакистана и Афганистана. Населяющие этот район белуджи активно добиваются независимости, поэтому вооруженные стычки в Белуджистане – обычное дело.

Несколько лет назад участились случаи похищения людей, и теперь полиция не разрешает туристам самостоятельно пересекать район. На границе меня с рук на руки передали пакистанским полицейским. Те отвезли меня в участок, где сообщили, что до Кветты я не могу ехать без их сопровождения, поэтому до города меня и двух автостопщиков из Белоруссии – Катю и Лёшу – везли в полицейских джипах, а на месте поселили в гостиницу, которую тоже нельзя было покидать в одиночку. В итоге мы сбежали от надзора, чтобы пройтись по Кветте, но нас очень быстро снова остановили стражи правопорядка и вернули в отель. Чтобы покинуть Кветту, нам пришлось получить официальное разрешение от властей, после чего полицейские посадили нас на автобус до Лахора. В автобусе я вспомнил, что оставил в гостинице все три паспорта, но, несмотря на все просьбы, водитель отказался высадить нас из автобуса, и пришлось уже из Лахора просить знакомого в Кветте переслать нам документы. В ожидании паспортов мы планировали погулять по Лахору, но и тут нас задержали и посадили под домашний арест до прибытия наших удостоверений личности. Из всех плюсов ситуации можно отметить, пожалуй, то, что нас свозили на церемонию открытия и закрытия границы с Индией. Её можно смотреть как настоящее театрализованное представление, и я мечтал о такой возможности, когда ещё только начинал планировать путешествие.

Получив в конце концов паспорта, мы с ребятами решили на время разделиться: они продолжили путешествие автостопом, а я отправился в Каракорумские горы. До Гилгита мне снова не разрешили ехать на велосипеде из-за нестабильной обстановки в регионе, и пришлось садиться в охраняемый автобус, зато после этого можно было передвигаться свободно. Горы оказались фантастически красивыми, и все сложности стоили того, чтобы их увидеть.

С Катей и Лёшей всё это время мы держали связь через смс и договорились встретиться в долине реки Хунза в Каримабаде. Оттуда мы планировали на пару дней сходить в пеший поход к горе Ракапоши. Чтобы добраться до горы, нужно было доехать до посёлка Минапин, и мы поймали попутку – сели в кузов грузовика на мешки с мукой. Уже на самом подъезде к посёлку у машины лопнуло переднее колесо, и она покатилась в обрыв. Я сидел с краю и успел выскочить из кузова, а ребята не успели и вместе с машиной сорвались вниз. Я сначала не мог ничего понять, потому что находился в шоковом состоянии, и только просил подъехавших полицейских вытащить моих друзей. Потом пришла боль. У меня был сложный перелом руки – раздроблено запястье. В больнице мне собрали и загипсовали руку. На все вопросы про ребят поначалу отвечали, что они в другом госпитале, однако под утро сотрудники полиции сообщили мне, что Лёша с Катей погибли, и попросили опознать их вещи.

На следующий день позвонил консул и сказал, что мне помогут добраться домой. В Гилгите знакомые посадили меня на самолёт до Исламабада, откуда сотрудники консульства отправили меня на Украину. О продолжении путешествия не могло идти речи по понятным причинам. Дома я снова увидел родных, рука восстановилась через три месяца.

Под утро сотрудники полиции сообщили мне, что Лёша с Катей погибли, и попросили опознать их вещи.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 19.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 20.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 21.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 22.

Домашний арест, ночь в пещере и автокатастрофа: Путешествие из Украины в Пакистан на велосипеде. Изображение № 23.

Итог

Моё путешествие закончилось трагично, но многому меня научило. Я познакомился с очень разными и интересными людьми, с которыми до сих пор стараюсь поддерживать связь, увидел страны, какими их не увидишь на страницах путеводителей или в телевизионных сюжетах.

Как и всех, кто отправляется куда-то так надолго, меня спрашивают, как изменилась моя жизнь по возвращении. Внешне – никак: я снова устроился на работу, продолжаю жить в родном городе, меня не преследует желание всё это бросить. Изменилось моё отношение к жизни – теперь я точно знаю, что не привязан намертво к месту и мир открыт – стоит только сделать шаг. Все условности и страхи, которые заставляют нас откладывать что-то по-настоящему важное, – плод нашего же воображения. В любой момент можно взять и уехать – с этим нет абсолютно никаких проблем, я проверил.