На этой неделе станция метро «Текстильщики» полностью поменяла свой облик: её раскрасили в яркие цвета форума «Открытые инновации», установили систему цветного освещения, интерактивное панно и открыли виртуальный супермаркет. В этой истории нас не могло не заинтересовать то, что оформлением подземного перехода у станции занимался уличный художник Алексей Кио, о работах которого мы писали не раз. FURFUR поговорил с Кио о том, каково ему выполнять государственные заказы и не убивает ли такое сотрудничество бунтарский дух уличного искусства и граффити.

«Погони, прятки и драки никуда не денутся»: Художник Алексей Кио об уличном искусстве на заказ. Изображение № 1.

Алексей Кио 

уличный художник

 

FF. Кто заказывал работу на Текстильщиках?

Всех деталей не знаю, но мне предложила эту работу Сабина Чагина — куратор фестивалей «ЛГЗ» и стрит-арт-биеннале «Артмоссфера». Мы давно сотрудничаем.

Сабина сказала, что решение пригласить меня она приняла совместно с Pechersky Gallery, галереей, где недавно прошла выставка Luka и Aske в рамках биеннале, когда они посмотрели специфику моей графики. Там была проделана большая работа по преображению всего перехода и станции в том числе. Вышло это удачно или нет — другой вопрос. Моя работа — это лишь небольшая часть всех преобразований. Весь движ, как я понял, был связан с проведением форума «Открытые инновации-2014» в новом «Технополисе». Видимо, мою графику сочли «технологичной» и подходящей по стилю под остальные элементы декора и отделки.

FF. Кто утверждал твою идею? Были ли сложности в согласовании?

Требование ко мне было одно — нарисовать рисунок в «своём стиле», что, на мой взгляд, замечательно и демонстрирует уважение со стороны заказчика. Думаю, мои коллеги поддержат меня, если я скажу, что такие требования самые лучшие и желанные. Я предоставил эскиз, никаких вопросов или комментариев не возникло. Надо заметить, что всё происходило очень оперативно.

FF. Раньше ты рисовал ночью, в маске, а теперь работаешь на государственных объектах и получаешь за это деньги. Как ощущения?

Не могу сказать, что я когда-то был хардкор-бомбером. Конечно, бывали какие-то вылазки, ночные угары, поезда. Но я всегда больше смотрел на тех художников, которые развивали свой стиль в других направлениях: иллюстрациях, дизайне, искусстве. То есть я хочу сказать, что граффити никогда не было для меня чем-то осознанно антисистемным, хотя иногда по сути и являлось им. Поэтому совмещение, грубо говоря, улицы и заказов мне не приносит дискомфорта. Вопрос ведь в специфике, государственный заказ государственному заказу рознь. Сомнительных предложений всегда хватает, и соглашаться на них или отказываться — моё право. Поэтому, если я сталкиваюсь с интересной, адекватно поставленной задачей, за выполнение которой подразумевается авторский гонорар и не подразумеваются какие-либо нелицеприятные моменты вроде политических игр, манипуляций и пропаганды, я соглашаюсь.

«Погони, прятки и драки никуда не денутся»: Художник Алексей Кио об уличном искусстве на заказ. Изображение № 2.

FF. Ты считаешь, что переход от нелегальных рисунков к заказам — логичное развитие успешного граффити-художника?

Мне кажется, это просто один из путей развития уличного художника. Конечно, это логично, когда есть публичная практика, когда навыки растут, а стиль оттачивается, становится узнаваемым и начинает привлекать внимание. В таком случае коммерческие заказы — вопрос времени.

На самом деле, одно другому не мешает. На том же Западе есть множество известных личностей, которым ничто не мешает выставляться в галереях, делать большие объекты, фасады, и в то же время рисовать по ночам на панелях и делать метро. В общем, это просто личный выбор каждого, вот и всё.

FF. Сейчас город предоставляет художникам всё больше уличных пространств, на которых они могут рисовать легально и согласованно. Нелегальная работа на улице — это неотъемлемая часть граффити-культуры? Или это были необходимые меры, которые диктовали обстоятельства, и теперь, когда появляются специально отведённые площадки, можно об этом забыть?

Безусловно, граффити-культура не может существовать без возможности рисовать нелегально. Как бы чиновники, силовики или кто бы то ни было ни пытались запрещать, контролировать или демонстрировать пример «положительного граффити» — я имею в виду как раз все эти фестивали, фасады и легальные места — нелегал, проникновения и «вандализм» никуда не денутся, это просто заложено в человеке, запрет всегда провоцирует больший интерес. Эти вещи всегда будут идти параллельно. Просто кому-то интересны одни игры, кому-то другие; кто-то азартен до безумства, а кто-то слишком осторожен.

Про бунтарство отдельный разговор. Я не считаю, что написание своего имени в нелегальном месте — это бунтарство и суперантисистемный поступок. Это скорее просто нанесение материального ущерба, то есть, в принципе, хулиганство, за ликвидацию которого, кстати, мы платим сами же, но обычно мы просто не думаем об этом, так же, как и о других незаметных экономических процессах. Другое дело, что такое хулиганство несёт особую эстетику, потому и выглядит привлекательным для людей, мыслящих визуально. 

Погони, прятки, драки, выслеживания и проникновения — весь этот экстрим выглядит привлекательно для многих молодых людей и никуда не денется. Если только мы не окажемся однажды в утопическом мире, где просто не будет необходимости делать что-либо нелегально.

Фотографии: студия «Артмоссфера», фотограф 1337х