С 5 сентября по 12 октября в Московском музее современного искусства проходит мультимедийная выставка работ Романа Литвинова, известного широкой публике как Муджус. Хотя сама идея выставки графических работ музыканта кому-то покажется удивительной, поклонники знают, что Рома взял в руки карандаш далеко не впервые: всё это время он сам создавал оформление своих альбомов и снимал видеоклипы.

В выставке «Метаморфозы» все грани его деятельности объединились: получилась мультимедийная инсталляция из рисунков, плакатов, коллажей, видеопроекций и звука.

Пока выставка в самом разгаре, Рома рассказал нам о том, что общего у дизайна и музыки и имеет ли смысл их разделять.

 

 Муджус о своей персональной выставке «Метаморфозы» и мультимедийном искусстве. Изображение № 1.

Роман Литвинов

музыкант, художник

По образованию я дизайнер-график, окончил Высшую академическую школу графического дизайна (мастерская Гулитова), до этого получал среднее специальное образование — тоже художественное, а в совсем раннем детстве занимался в архитектурной студии ЭДАС. Так что музыка и графика в моей жизни присутствовали синхронно. Графикой я в том или ином виде продолжал заниматься и после университета, делал артворки для себя и своих ближайших друзей, но только сейчас удалось собрать всё это в рамках данного проекта.

Муджус о своей персональной выставке «Метаморфозы» и мультимедийном искусстве. Изображение № 2. 

Metamorphosis начался с саундтрека для детского фильма Алексея Лобанова «Крылья» — это трогательное и красивое кино. В фильме было огромное количество съёмок природы средней полосы. Как композитору, мне интересней работать с визуальной частью фильма даже больше, чем с нарративом. Поэтому моя работа строилась скорее как саундтрек для степей, полей, лесов, птиц и зверей. Медленно, но верно я постепенно абстрагировался от фильма и стал делать саундтрек для каких-то своих воспоминаний и ассоциаций с этой средой. Параллельно стал делать графику, уже потом видео и собственные визуализации и инсталляции.

И графика, и звук были привязаны друг к другу органически изначально, и если бы одного из элементов не было, то другой выглядел бы принципиально иначе или не осуществился бы вообще.

   

Сейчас технически невозможно производить искусство не в формате мультимедиа, хотя бы из-за того, как информация структурируется в наши дни. 

   

В этом смысле так же, как все эти медиа сталкиваются и оказываются чем-то единым на территории выставки, и работа над проектом велась синхронно. Если не всегда хронологически в то же время, то логически — всегда одновременно. Дизайн как проектная дисциплина вообще крайне логично складывается с музыкой, именно так я и воспринимал это. Проектирование, организация любой художественной практики близки, будь то музыка или визуализация. Форма может быть разной, но сами принципы построения и работы с материалом довольно близки.

Мне кажется, что сейчас технически невозможно производить искусство не в формате мультимедиа, просто из-за того, как информация структурируется в наши дни. Вопрос лишь в том, делегировать ли кому-то интерпретацию и адаптацию не охваченных изначально форм. Меня всегда интересовала эта связка, и для меня это не мимикрия, а как раз логичное продолжение моей работы.