Неделю назад человек в чёрной пасамонтане, известный как субкоманданте Маркос — лидер мексиканских сепаратистов-сапатистов, икона информационных партизан и важный латиноамериканский писатель, в своём обращении «Между светом и тенью» сообщил: «Мы решили, что сегодня Маркоса больше не существует».

 

Как бы вы ни относились к субкоманданте, не стоит недооценивать его роли, причём не столько той, которую сыграли конкретные его тексты или акции, но в первую очередь той, которую сыграли его методы.

Маркос объявил, что приходит время для «нового поколения, которое теперь будет говорить от лица армии». Человек, называвший себя «заместителем главнокомандующего» (буквальный перевод «субкоманданте»), не стал снимать маску, но его уход стал, пожалуй, точкой легитимизации конца эпохи анонимных героев. Это произошло незаметно, на фоне того, как мы с каждым годом всё больше привыкали к важности сокрытия своей личности от Большого Брата: интернет-слежки, камер на улицах и всеохватных баз данных. Не следует думать, что это означает, что анонимность больше не нужна на местах: знать, как индексируется почтовыми сервисами ваша переписка, использовать прокси и надевать балаклаву, собираясь туда, где могут поставить на карандаш, всё ещё нужно. Время открыть лицо настало только для тех, кто говорит от лица других или хочет быть услышанным многими — тех, кого называют героями.

 

Маски сброшены: Как героям стала не нужна анонимность. Изображение № 1.

Перед тем как рассказать, как произошла эта деанонимизация героев, хотелось бы определить, кто будет подразумеваться в этом тексте под словом «герой» — поскольку речь пойдёт о людях, представляющих порою радикально различные силы, это поможет избежать ненужной путаницы и возможного недопонимания. 

Под «Героем» в данном случае мы будем понимать человека, совершающего мощные, значимые поступки, сами по себе или своими последствиями вызывающие массированное медиаосвещение и становящиеся, таким образом, известными миру и вдохновляющими других. Оценка этих действий, знаком «плюс» или «минус», при этом будет оставлена за скобками. Вкратце: «герой» в нашем случае — это пассионарий-инспиратор. 

Сперва постараемся заново осознать, откуда растёт представление об анонимности как ценности и какова была её роль в постиндустриальном мире. Анонимность, как персональная, когда лицо скрывает конкретный актор, действующий от лица других, так и массовая, когда каждый представитель движения неотличим от любого другого, — в первую очередь броня для ведения войны в людных местах — идёт ли речь об информационной войне или о реальных боевых действиях. Спрос на анонимность появился на заре развития технологий массового наблюдения за гражданами — появление камер на стадионах заставило футбольных болельщиков надеть капюшоны, расползание камер по улицам вызвало явление, именуемое в Англии hoodies, в рамках которого каждый, кто чувствовал в себе потенциал для совершения сомнительных с правовой точки зрения поступков, заблаговременно надевал капюшон или носил в качестве шапки свёрнутую балаклаву. Более образованные по сравнению с уличными хулиганами пользователи молодого интернета ещё в «Манифесте криптоанархистов» смогли предсказать тот уровень слежки, с которым мы только начинаем сталкиваться сегодня, и начать заблаговременно готовить свои средства скрытия лица, разрабатывая анонимайзеры, создавая сервисы обезличенной переписки в сером слое сети и стараясь избегать ввода личных данных до тех пор, пока это возможно.

 

Маски сброшены: Как героям стала не нужна анонимность. Изображение № 2.

Вполне логично избегать узнаваемости, когда публикуешь в интернете граничащие с незаконностью заявления, а тебя может узнать сосед по лестничной клетке, или собираешься бить витрины, а потом рискуешь быть опознанным первым же копом. Технологии слежки развивались не слишком быстро, и долгое время эти меры действительно помогали.

Так, в 1990-е и 2000-е публикацию обращения без масок могли себе позволить только представители исламских террористических групп, надёжно скрытые от посторонних взглядов в горах или за стенами укреплённых поместий.

В этом плане Маркос, живший в мексиканских джунглях, менее других из тех, о ком сейчас идёт речь, нуждался в том, чтобы прятать лицо. С другой стороны, у него «в миру» осталась семья, причём (если согласиться с популярной в СМИ теорией о том, что субкоманданте — это Рафаэль Гильен Висенте) семья весьма известная в Мексике, о безопасности которой он, возможно, хотел таким образом позаботиться.

С каждым витком развития технологий роль анонимности как инструмента защиты снижалась. В то же время в обществе росла потребность знать героев в лицо. Ответами на это и стали те примеры победы личностей над масками, о которых пойдёт речь.

 

От Anonymous к WikiLeaks 

Люди в масках Гая Фокса, заявившие о себе десять лет назад, долгое время оставались главными действующими лицами интернет-протестов. Пример успешно функционирующей децентрализованной структуры, где каждый как будто бы может заменить каждого, — почти успешная попытка реализации идеала криптоанархизма. Не только совершившие множество громких акций в сети, но и вышедшие на улицы городов, чтобы выразить свою поддержку тем, кто взялся действовать «в реальном секторе», анонимусы так и остались костюмами без головы. Взрывное развитие технологий, позволившее перейти к практике криптоанархизма, слишком сильно опередило развитие человеческого восприятия, и люди оказались не слишком готовы к тому, что актором оказывается «коллективный мозг». Когда на сцене появился Джулиан Ассанж, а за ним Эдвард Сноуден, они вдвоём быстро затмили в общественном сознании «легион» анонимусов. И дело тут не только в масштабе переворота, совершённого WikiLeaks, но и в том, что человечеству нужны герои, которым можно заглянуть в лицо, те, кто говорит от первого лица, а не просто представляет интернет-муравейник. Плата, которую пришлось заплатить Ассанжу и Сноудену за свою деанонимизацию, достаточно велика — один безвылазно живёт в посольстве страны третьего мира, другой крадётся вечерами среди московских новостроек к ближайшей «Пятёрочке» и ждёт конца срока временной регистрации. Но именно так они получили доступ к одному из важнейших ресурсов медиавойны — доверию аудитории.

В интервью, взятом у Сноудена швейцарской арт-группой Ubermorgen, эта разница между активистами WikiLeaks и Anonymous резко подчёркивается, когда интервьюер говорит господину Сноудену:

«Вы очевидный ботаник-нёрд, но с вами термин „месть нёрдов“ приобретает совершенно новый смысл. Обычно технологические ботаники стараются не проявлять свою индивидуальность, имея тенденцию к движению в стаде. Когда это не так, то от их лица выступают отдельные представители, берущие на себя право говорить за всех, например Якоб Аппельбаум. Но мы не знаем этих людей, и у нас нет оснований им доверять. Почему бы Аппельбауму не быть, например, сотрудником АНБ?»

Не знаете, кто такой Аппельбаум? Очко в пользу деанонимизации — этот парень придумал браузер Tor, но как-то нелогично стремится к громкой известности (хотя и не скрывает свою личность), будучи автором продукта, предназначенного для скрытных действий.

Вернёмся ненадолго к технологической стороне вопроса: насколько далеко простирается анонимность того же «Тора»? Если вы обычный пользователь — провайдер узнает только о том, что вы используете Tor, тут всё ОК. А вот если вы оператор узла, через который передаются данные, — ваш IP известен, вместе со всей информацией, которую можно получить, зная его. Процессы над членами Anonymous тоже, с одной стороны, добавляют вопросов о степени приватности и качестве маскировки, а с другой подтверждают, что если ты слишком долго был анонимен, никто и не запомнит тебя, когда маску придётся снять. (Попробуйте вспомнить, не гугля, три имени осуждённых хактивистов).

Посмотрев, как работает деанонимизация в информационных войнах, пойдём дальше — к современному искусству, массовой культуре и непосредственно войнам, происходящим в физическом мире.

 

Маски сброшены: Как героям стала не нужна анонимность. Изображение № 3.

Гай Фокс

 

 

 

 

 

 

 

Маски сброшены: Как героям стала не нужна анонимность. Изображение № 4.

Яков Аппельбаум

Маски сброшены: Как героям стала не нужна анонимность. Изображение № 5.

От Pussy Riot к Толоконникой, Алёхиной
и Самуцевич

То, какую роль сыграло снятие масок в жизни (и творчестве) арт-проекта Pussy Riot, — самый яркий пример деанонимизации в современном искусстве. Когда тебя поймали за руку, личность придётся раскрыть, а в зале суда не наденешь яркую балаклаву. Но стоило под прорезями в кислотной ткани оказаться неглупым, смелым и вполне симпатичным девушкам, насколько изменился эффект их действий. Всего за несколько недель из локального мема «дурацких девчонок, прыгающих на крыше троллейбуса» Pussy Riot превратились в международное явление, а их акция из не очень умного плевка в лицо обществу — в массированную бомбардировку. Плата за раскрытие своей личности и здесь была высока, но кем были бы для мира Толоконникова и Алёхина без суда и тюрьмы, просто продолжая отплясывать свои протесты перед не слишком многочисленной (по сравнению с полученной в результате) публикой? Здесь важно отметить переход «анонимность — известность», который, возможно, тоже сыграл определённую роль. Ведь, например, арт-группа «Война», в которую корнями уходят Pussy Riot, никогда не подвергалась ни столь массированной атаке, несмотря на ничуть не меньший радикализм своих акций, ни в то же время не получала столько внимания. Даже, казалось бы, прогремевший на весь мир «@$# в плену ФСБ» на Литейном мосту в Петербурге забылся довольно быстро.

 

Маски сброшены: Как героям стала не нужна анонимность. Изображение № 6.

 

От Майдана к ДНР

Какой бы сомнительной почвой ни была современная политика, нельзя не привести этого примера как самой яркой возможности сравнить отсутствие лица с его наличием в современных войнах. 

Колоритные люди в страйкбольных шлемах, касках Советской Армии и вязаных шапках с прорезями, выступавшие против украинской милиции и «Беркута» во время зимней революции на Украине, так и останутся только красочными героями в масках, несмотря на то что многие из них погибли на баррикадах. Лица, открывшиеся после смерти, будут в памяти только у тех, кто видел их там, на площади Независимости. Такими же безликими навсегда останутся и «вежливые люди» в своём аккуратном камуфляже.

Напротив, бородач Бабай, строгий Стрелков и другие ополченцы из самопровозглашённой Донецкой республики увековечены в роликах на YouTube и плакатах именно как обладатели узнаваемых лиц, говорящие от себя, а не «от лица площади».

Маски сброшены: Как героям стала не нужна анонимность. Изображение № 7.

Воин Майдана

Маски сброшены: Как героям стала не нужна анонимность. Изображение № 8.

От Бэйна до Магнето

Ту же тенденцию к деанонимизации можно наблюдать и в массовой культуре. Например, в фильмах про супергероев: уже второй фильм подряд Магнето из вселенной «Людей Икс» ходит преимущественно без костюма и уж тем более без закрывающего лицо шлема, Питер Паркер всё реже надевает маску Человека-паука, а противник Бэтмена Бэйн, запаянный в сложносочинённый противогаз, оказывается не суперзлодеем, а лишь исполнителем, подчиняющимся обаятельной Миранде Тейт, скрытность которой как раз потому и работает, что она не прячет лицо.

Завершение эпохи анонимных героев — не что-то кардинально новое, а скорее устойчивый тренд, набирающий обороты во всех сферах: от войны до комиксов, от арта до интернет-партизанинга. А уход Маркоса, успешно объединявшего в себе все эти стороны от сражений на информационном фронте до реальных боевых столкновений, — не первые её шаг, а лишь закрепление тенденции.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Маски сброшены: Как героям стала не нужна анонимность. Изображение № 9.