Пять лет назад Владимир Кумов работал журналистом и занимался пиаром. Потом уехал на три месяца в Буэнос-Айрес, где стал свидетелем зарождавшегося там городского велодвижения. Как только он вернулся в Москву, по дороге из аэропорта до дома встал в пробку на четыре часа. В ней и придумал проект по развитию велодвижения Let’s bike it!: «Я подумал, что есть два пути: валить из страны или попробовать что-то изменить, но лёгкие пути мне никогда особо не нравились».

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 1.

Владимир Кумов

автор идеи и куратор проекта
Let’s bike it!

Проект начался с путешествия на велосипедах из Санкт-Петербурга в Лиссабон. По ходу поездки Владимир и его напарник общались с активистами велодвижения и чиновниками и сняли документальный фильм о велокультуре в Европе. Фильм воспользовался успехом — его показали в 80-ти городах России. Но нашлись и те, кто сказал, что велодвижению в Европе уже несколько десятков лет и что города там гораздо меньше российских, поэтому европейский опыт неприменим в российских реалиях. Это послужило толчком к осуществлению ещё одного путешествия, но уже по Латинской Америке. Проехать на двух колесах из Мексики в Аргентину планировалось за шесть месяцев.

В ноябре 2012 года Владимир Кумов и его коллега по Let’s Bike It! Стас Дмитриев вылетели из Москвы в Мексику, а вернулся Владимир в Россию только в марте 2014 года и без напарника. FURFUR записал рассказ о велопутешествии, о котором сам Владимир планирует написать книгу и сделать ещё один документальный фильм.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 2.

время в пути

16 месяцев

КИЛОМЕТРАЖ:

на велосипеде 9 000 км, на других видах транспорта 2 000 км

СТРАН:

Подготовка

Идея путешествия появилась ещё в конце 2011 года, но нельзя сказать, что мы как-то особенно готовились. На подготовку попросту не хватало времени из-за разных мероприятий в рамках проекта Let’s Bike It! Мы определили точки А и точку Б, несколько основных промежуточных пунктов, но чёткого маршрута не было. Какое-то время обсуждали, на каких велосипедах ехать, ведь с одной стороны это Латинская Америка, и мы предполагали, что там не везде хорошие дороги, но с другой — ехать на горных не хотелось. В итоге мы остановились на гибридах и остались довольны своим решением. Велосипед, запчасти и нужную экипировку нам предоставили спонсоры. Вот и вся подготовка.

За месяц до выезда мы впервые провели большой велосипедный фестиваль нового для России формата. Я ушёл в глубокий минус, потратил из своих личных сбережений больше 5 000 долларов, организация отняла очень много сил, мы были просто выжаты. Я пять раз был в шаге от того, чтобы отказаться от путешествия, и этот момент был первым таким расстройством. Появился страх, что не хватит денег или проект не станет успешным, но мы приняли решение ехать и по ходу решать, что делать дальше.

Пожертвования тех, кто следил за проектом, составили чуть меньше половины всего бюджета поездки, остальное — личные сбережения. Вообще личных денег должно было хватить до самого конца, они собственно и закончились через полгода, но путешествие продолжилось.

И я, и Стас свободно общаемся по-испански. Сейчас я иногда даже забываю русские слова. Ребята, которые ко мне присоединились потом, по-испански не говорили, и им, конечно, было немного тяжелее — в Латинской Америке не очень хорошо говорят по-английски.

Мексика

В первую же ночь в Мексике случилось землетрясение. Мы только зашли в номер и упали на кровати после долгого перелёта, а тут вибрации. Кто-то из нас даже пошутил, что матрас водный. Потом дошло. Эпицентр землетрясения был на юге Мексики, в Мехико трясло не сильно, но мы напряглись. В какой-то момент мне захотелось стать Стасом, чтобы узнать, что он испытывает, так как для него это был первый раз на другом континенте и первое землетрясение.

Из следующего города — Гвадалахары — мы выехали в сопровождении двух полицейских автомобилей. Не знаю, как именно это произошло, но местные велоактивисты договорились, чтобы нас проводили первые 30 километров через утренние пробки. Несмотря на то, что мы очень быстро вылетели из города, первый день был нелёгким: мы рассчитывали купить воду в пути, но за 130 километров не встретили ни одного магазина, заправки, посёлка, ничего.

Из Гвадалахары до океана — километров 300, мы их проехали за первые два-три дня, а дальше ехали по побережью. Ночевали в палатке на пляжах, ели ананасы, радовались жизни. Первая продолжительная остановка была в Акапулько, где мы вписались к мексиканцу, которого нашли через CouchSurfing. Ночевали в спальных мешках на его балконе с потрясающим видом на океан. Кроме нас, на балконе жили муравьи, а однажды ночью я проснулся от того, что прямо на меня лил дождь. Акапулько произвел впечатление Лас-Вегаса на берегу моря, но кажется, его лучшие времена прошли. Мы там провели четыре дня и по большему счёту отдыхали: это была наша первая остановка после 500 километров езды и ночёвок в палатке. Даже если ты отличный спортсмен, когда ты начинаешь путешествие на велосипеде, нужно время, чтобы организм привык к ритму.

В Пуэрто-Эскандидо мы столкнулись с первой серьёзной проблемой. Мы приехали перед католическим Рождеством и решили остаться там до Нового года, чтобы не встречать его где-то на обочине. В новогоднюю ночь в сёрферском городке Пуэрто-Эскандидо все идут отмечать праздник на пляж: волны, салюты, алкоголь в огромном количестве.

Мы поужинали, а потом тоже пошли на пляж с бутылкой рома. Пели какие-то пиратские песни. А сразу после Нового года Стас заболел. Он рассказал о своих симптомах, я прочитал на Википедии про малярию и решил, что это она. Стало страшно, я с трудом уговорил его пойти к врачу, который поставил диагноз: лихорадка денге. Денге помягче малярии, но переносится сложно и может иметь летальный исход.

У Стаса не было сил даже ходить, сильно болела голова, очень долго он мог только лежать. Под конец нашего пребывания в отеле нам даже сделали скидку «за выслугу лет», мы там стали совсем своими. После болезни Стаса мы купили себе средство от комаров, которым поливались с ног до головы. Это был один из моментов, когда продолжение путешествия было под вопросом, потому что мы сильно сбились с графика и потратили много денег, сидя на месте. Всё ещё была надежда успеть вернуться в Москву к лету 2013 года.

Кстати, из насекомых там ещё много тарантулов, даже на территории гостиницы. Причём самых разных — оранжевых, чёрных. Для местных это привычно, они просто берут веник и выметают их за забор.

Лихорадка денге помягче малярии, но переносится сложно и может иметь летальный исход. У Стаса не было сил даже ходить, сильно болела голова, очень долго он мог только лежать.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 3.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 4.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 5.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 6.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 7.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 8.

Гватемала

В первом же гватемальском городе стало понятно: нужно быть осторожными: во всех магазинах и отелях охранники были вооружены дробовиками. С безопасностью в стране не очень.

На второй день заболел я. Слёг на неделю с сильным отравлением, которое омрачалось тем, что туалет в нашем отеле был общий. Всё это время Стас гулял по городу и общался с охранниками. Потом приходил в номер и рассказывал мне, на кого напали, кого ограбили и где была перестрелка. В общем, развлекались как могли.

Здесь же мы впервые отказались от короткого пути и сделали большой круг, чтобы поехать к озеру Атитлан, которое находится между трёх вулканов на высоте 1500 метров, в нём очень чистая голубая вода. Это было одним из самых красивых мест, в котором мы побывали в течение всего путешествия.

Гватемала, пожалуй, единственная страна Центральной Америки, жители которой сохраняют свои традиции, почти всегда одеты в национальную одежду, а части и говорят больше на своём языке, а не на испанском. Нам, гринго с фотоаппаратами, они рады далеко не всегда.

Сальвадор

Сальвадор ещё беднее и опаснее, чем Гватемала. В одном посёлке, где мы надеялись заночевать, с трудом нашли мотель, в который ещё и ехать нужно было через лес. Мотель был окружён высоченными воротами с маленькой вывеской. Мы долго стучали, пока дверь не приоткрылась. В щёлку выглянула девушка и с недоверием спросила: «Чего вам?» Когда мы объяснили, что хотим переночевать в их гостинице, ворота открылись. Нас встретили две девушки. Одна держала дробовик, направленный прямо на нас. Она шла с направленным нам в спину ружьём до самого номера и опустила его только тогда, когда мы заплатили.

Страну мы проехали буквально за три или четыре дня. Кругом нищета, на обочинах дорог лежит мусор, а мы ехали через всё это с айфонами и компьютерами мимо людей, которые живут на зарплату в десять долларов. Странные ощущения.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 9.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 10.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 11.

Никарагуа

Больше всего мне запомнилось пересечение границы. Все, включая пограничников, говорили нам, что в стране очень опасно. В пограничном посёлке у нас были две опции — остаться ночевать или ехать дальше без уверенности в том, что до темноты найдём другое место для ночлега. Стемнело быстро, найти мы ничего не успели. Наивно попробовали поймать машину, но никто не останавливался.

Спустя какое-то время остановился старый американский школьный автобус, из тех, что в Латинской Америке ходят как рейсовые. Ещё до того, как мы успели сказать, куда нам ехать, из автобуса вышел чувак и закинул наши велосипеды наверх. В салоне женщины национальных костюмах, куры, все на нас удивленно смотрят — в общем, кадр из фильма. Так мы уже в первую ночь оказались в Леоне.

По пути из Леона в Манагуа прямо в лицо дул сильный ветер. Мы крутили педали изо всех сил, а продвигались очень медленно. Тут же встретили француза, который на горном велосипеде с маленьким рюкзаком за спиной собирался доехать до Буэнос-Айреса за три месяца — он собирался сделать бабушке сюрприз. Не знаю, получилось ли у него, но план сумасшедший.

После Никарагуа мы должны были ехать по Коста-Рике, но пришлось «перепрыгнуть» её в самолёте, так как все наши попытки получить визу в посольствах этой страны на нашем пути оказались неудачными — визы они дают только в стране прописки. В аэропорту, откуда мы должны были улететь в Панаму, нам объявили, что обязательной условие въезда в Панаму — наличие обратного билета. Мы это знали, но надеялись, что хватит бумаг, рассказывающих о нашем путешествии.

Правдами и неправдами нам всё же удалось убедить сотрудников авиакомпании пустить нас на борт. Забежав в самолёт, мы обнаружили, что наши билеты — самые дешёвые из всех, что мы нашли — оказались билетами в бизнес-класс. В не очень чистой одежде, с испачканными руками, которыми только что разбирали велосипеды, мы сели в широченные кожаные кресла, и тут же к нам подлетает стюардесса и спрашивает, вина какого года урожая мы предпочитаем.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 12.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 13.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 14.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 15.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 16.

Панама

В Панаме Стас по семейным обстоятельствам решил вернуться в Москву, а я задержался на несколько недель, чтобы найти нового попутчика. Из 53 человек, заполнивших анкету, которую я разместил в своем блоге, я выбрал двух — Мишу и Егора.

Единственное место, где дорога через единую Америку (они не делят континент на две части, как в России) прерывается на своём пути от Аляски до Патагонии, — это граница Панамы и Колумбии. На узком перешейке, соединяющем две страны, расположен национальный парк Дарьен. Как говорят, место опасное, населённое армиями комаров, диких животных и наркоторговцев.

Поэтому путешественники всех стран мира на разных форумах обсуждают способы «перепрыгивания через разрыв Дарьена». Самолёт — это самый простой и быстрый способ, но совершенно не интересный. Можно пробраться через парк по суше: с гидом, за большие деньги и примерно за неделю (хотя гарантий никто не даёт), велосипед же в этом случае придётся почти всю дорогу нести на себе. Мы решили плыть на яхте, выбрав бюджетный вариант.

Отчалили из Портобело на яхте, которая за пять дней должна была доставить нас и ещё шестерых путешественников в Колумбию. На второй день плаванья мы пришвартовались у острова — намечался большой праздник. С яхты были доставлены продукты и гамаки, мы привезли бутылку рома, Миша прихватил с собой трубу, на которой учился играть. На острове уже начались оживлённые приготовления, разжигались костры. Собрались люди со всех концов света, путешественники, хозяева лодок или те, кто на них работает.

Я никогда в жизни не спал на маленьком острове в Карибском море, поэтому даже вопроса о возвращении на яхту не стояло. Я сделал настил из пальмовых листьев, который и стал моей кроватью. На острове стало очень светло от лунного света, можно было не только слышать, но и видеть море с качающимися на поверхности яхтами. Даже мелкий дождь не испортил мой сон. Это было незабываемо!

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 17.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 18.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 19.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 20.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 21.

Колумбия

В Картахене, первом колумбийском городе, мы расстались с Егором, который не совсем понял, что в рамках проекта нужно не только развлекаться, но и работать. Как только нам удалось продать его велосипед, мы двинулись дальше. Первые 20, а может и 30 километров подряд мы встречали десятки велосипедистов во время их утренней тренировки. Уже здесь стало понятно, велосипед — это национальный вид спорта и большая любовь колумбийцев. Но на второй день заезда, в отдалении от крупных городов, картина изменилась: фуры, обгоняющие, не обращая внимание на двойную сплошную при спуске, засушенные на солнце трупы животных, долгие подъёмы и жара.

Вскоре начался первый подъём в Анды. Миша цеплялся рукой за фуры и, проехав небольшой участок, останавливался, чтобы дождаться меня, ползущего со скоростью 5 км/ч на собственной мускульной силе. Чем выше мы поднимались, тем ниже становилась температура. Мы проехали уже больше половины пути, когда с неба начало капать. Миша в очередной раз ухватился за фуру и укатился вверх. Я увидел нечто похожее на остановку и решил там переждать дождь, который превращался в сильный ливень. Сначала было довольно весело, но скоро моё укрытие начало протекать. Спустя полчаса, которые тянулись очень долго, к остановке подъехал грузовичок. Водитель согласился подбросить меня до города. Оставалось только найти Мишу.

У Миши не было никаких средств связи, и я начал волноваться. На улице быстро темнело и холодало. Мы позвонили в полицию, которая пообещала сообщить, если увидят Мишу в городе, но новостей всё не было. Сотрудник отеля повёз меня к месту, где я отстал от Миши, взяв с собой своих детей и бумажный пакет с эмпанадас. Мы останавливались у всех армейских постов и спрашивали, не видели ли они Мишу. В 20 километрах от города мы наконец-то нашли его, в темноте крутившего педали в гору. Оказалось, что переждав дождь под более надёжным навесом, он поехал вниз в поисках меня.

В Боготе у меня украли велосипед. Я написал в фейсбуке пост о произошедшем, который вызвал совершенно неожиданную реакцию. Пост расшарили сотни раз всего за пару часов. Мне написала крупнейшая газета страны и несколько других СМИ. На следующее утро я проснулся знаменитым. Мне писали сотни людей и извинялись за то, что их соотечественники украли у меня велосипед. В Facebook была создана страница «Новый велосипед для Владимира Кумова», на неё за неделю подписались 1500 человек. Через два после кражи, в мой день рождения, крупнейший телеканал страны дал в эфире мой номер, и телефон не умолкал с раннего утра до обеда, когда разрядился: незнакомые колумбийцы звонили извиниться и сказать, что не все люди в стране плохие. Новый велосипед мне в итоге подарили.

Из-за вынужденной задержки на два месяца в Боготе Миша немного остыл к идее путешествия и принял решение вернуться в Россию. Оставшееся расстояние мне предстояло проехать одному.

Все, кого я встречал, знали мою историю и вслед кричали уже не «гринго», а «эль русо». В каждом кафе, в которое я заходил, меня узнавали, просили со мной сфотографироваться. Я стал чем-то вроде местной знаменитости. Поскольку у меня истёк срок разрешённого пребывания в Колумбии, пришлось иметь дело с местной миграционной службой. В России подобная проблема может испортить настроение и расшатать нервы, но в Колумбии всё оказалось по-другому. Когда я рассказал сотрудникам миграционной службы, почему задержался, они начали гуглить статьи, читать их вслух, расспрашивать меня. В результате я провёл там целый день, но было очень весело.

У Миши не было никаких средства связи, и я начал волноваться. Мы позвонили в полицию, которая обещала сообщить, если увидит его в городе, но новостей всё не было.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 22.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 23.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 24.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 25.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 26.

Эквадор

До поездки я читал про Эквадор три, по-моему, статьи. Одна была про то, как местные съели туриста, другая о том, как туристов закидали камнями, посчитав, что они что-то украли… В общем, мне очень хотелось ехать в эту «опасную страну». Но уже в первые дни миф об Эквадоре был сломан: в стране мне понравилось почти всё.

После жареных колумбийских блюд национальная кухня Эквадора, в которой много лёгкой варёной пищи, оказалось очень кстати. Да и помимо еды там очень колоритно: индейцы, кактусы, местная музыка, стрит-арт. Хотя наркотиков в Эквадоре, по ощущениям, ещё больше, чем в Колумбии, их предлагают чуть ли не на каждом углу.

Почти месяц я провёл на вписке у одного парня, который пригласил к себе, прочитав о моём путешествии в Facebook. Следующая остановка — город Баньос, ради которого я вновь отошёл от маршрута. Рядом возвышается действующий вулкан, вся лава из которого периодически вытекает в другую сторону, то есть вулканическая опасность почти отсутствует. При этом из земли бьют ключи с горячей вулканической водой. Баньос находится на границе климатических зон: с одной стороны горы Сьерры, а с другой — бассейн Амазонки.

Вдоль горной реки дорога спускается от Баньос в джунгли Амазонки, но самое интересное расположено на первых 20 километрах. Одно из популярных развлечений — экскурсия по водопадам. Там же, рядом с Баньос, есть «Качели конца света» — качели, которые свешиваются с дома на дереве на краю обрыва с видом на вулкан.

Перу

Первая ночь в Перу была одной из лучших во всём путешествии. В экохостеле, в который я заехал наугад, ночь в бунгало стоила 23 соля (280 рублей) вместе с завтраком. Через огромные окна-сетки со всех сторон обдувал океанский бриз, пели птицы, шумели какие-то насекомые, твёрдая деревянная кровать радовала спину. Уезжать из райского места на берегу Тихого океана не хотелось, но пришлось. Потом началось настоящее Перу. При виде обширной пустыни я в первый и последний раз сказал: «Вау!» Усталость от таких пейзажей пришла очень скоро. Настоящее Перу — две тысячи километров пустыни. Некрасивое, наглое поведение водителей — сигналят, практически сбивают. Ехать сложно из-за сильного ветра и психологического давления.

Единственным исключением из этих серых дней стал город Трухильо. Достопримечательность Трухильо — «Дом велосипедиста», принимающий гостей-велопутешественников с 1985 года. Из 1943 гостей за 28 лет я оказался лишь четвёртым из России.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 27.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 28.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 29.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 30.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 31.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 32.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 33.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 34.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 35.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 36.

Аргентина

Я планировал праздновать Новый год в городе Хухуй, но дорога знает лучше, где и когда ты должен быть. Проехав за день 80 километров, я остановился переночевать в посёлке, где нет почти ничего интересно. Остановился в хостеле. Как потом оказалось, в этом месте останавливаются на один день и задерживаются на неделю. Останавливаются на неделю — задерживаются на три. Я встретил Новый год в отличной компании путешественников из разных стран. Девушка из Англии, парень из Бельгии, аргентинцы, бразильцы, в общем, компания совершенно потрясающая.

В декабре и январе в Аргентине стояла страшная жара, подобной не было уже полвека. В самое пекло, посреди пустынного участка пути, у меня прокололось колесо. Попробовал поменять камеру, но это оказалось невозможным: мелкие мошки облепляли лицо. Я пытался от них отмахнуться, но они жужжали и садились обратно, лезли в нос и уши. Вокруг — пустыня, ничего и никого нет, прямая бесконечная дорога. В какой-то момент я просто сел рядом с велосипедом и укрылся одеждой, чтобы хоть как-то защититься от этих ужасных мошек. Спустя какое-то время я понял, что выпил весь запас воды. Не знаю, сколько я там сидел. Думал, что сойду с ума. Меня спас водитель автомобиля, который медленно проезжал по трассе, таща своим раздолбанным пикапом ещё более раздолбанный и переполненный прицеп.

Буэнос-Айрес прекрасно благоустроен для велосипедистов и пешеходов. Я каждый день ездил на велосипеде на встречи в разные точки города и ни разу не опоздал. Я мог рассчитать своё время из расстояния от точки А до точки Б, а не пытаться высчитать, сколько я простою в пробке или буду что-то объезжать. В Буэнос-Айресе отличная архитектура, то есть ты идёшь по городу и тебя вдохновляет то, что ты видишь. В городе очень много недорогой и разнообразной еды, в отличие от Москвы, где хорошо поесть можно либо дорого, либо нигде. В какой-то степени я понимаю, что я чувствую себя ближе к Аргентине, чем к России, в плане взглядов на жизнь, свободы самовыражения. Там все ходят и улыбаются, обнимаются и целуются при встрече, очень открытые, доброжелательные люди, беззлобные, что ли.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 37.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 38.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 39.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 40.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 41.

«Дорога лучше знает, где и когда ты должен быть»: Как я пересёк Латинскую Америку на велосипеде. Изображение № 42.

Возвращение

Уезжать из Аргентины было тяжело. С одной стороны, не хотелось возвращаться, потому что это путешествие многое изменило, и смириться с тем, что всё позади, нелегко. С другой стороны я, конечно, понимал, что нужно возвращаться в Москву, делать проект, встретиться с друзьями и родственниками, которых я не видел полтора года.

В первые дни после возвращения я построил себе максимально нагруженное расписание, чтобы меня не накрывали грустные мысли. Приучился не обращать внимания на грязные подъезды, хамство и пробки. В общем, сделал всё, чтобы возвращение прошло довольно легко.

У меня изменилось отношение к еде. Я стал есть гораздо меньше мяса. Усилилось влечение вообще ко всему экологическому, может быть, от вида гор мусора вдоль обочин на дорогах ряда стран — они очень портили вид. Не знаю почему, но у меня ещё появилось какое-то философское отношение к времени, к телефону. Я общаюсь больше либо по скайпу, либо по имейлу, стараюсь ограничивать бессмысленную болтовню.

Стал спокойнее относиться к людям — понимаю, что все разные. Когда ты проезжаешь через 12 стран, где все говорят на одном языке, но при этом так сильно отличаются культурными привычками — к примеру, аргентинцы ко всем обращаются на «ты» и поэтому зачастую не могут найти общий язык со своими соседями по региону, потому что даже в деловом письме могут написать «миллион поцелуев», — вообще становишься терпимее.

Я понимаю, что большинство проблем, которые есть у человечества слишком искусственны. А на самом деле всё так, как в новогоднюю ночь в Аргентине — мы все разные, но в то же время совершенно одинаковые и можем отлично проводить время вместе, наливать друг другу, готовить национальные блюда каждой страны и таким образом развиваться — мы обмениваемся ценностями и в то же время сохраняем культуру своей страны.

Я очень долго говорил почти исключительно на испанском, и это тоже оставило свой отпечаток. Я стал замечать, что в русском языке предложения часто начинаются со слова «нет». Это такая особенность, которая многое объясняет в нашей культуре, мы многое отрицаем. Я распознал проблему, но я до сих пор не нашёл решения.

Я стал меньше нервничать. Всё происходит не просто так, и я теперь довольно спокойно и философски отношусь к разного рода переменам. Дорога лучше знает, где и когда нужно оказаться. Главное — продолжать крутить педали.

Дорога лучше знает, где и

когда нужно оказаться.

Главное — продолжать крутить педали.