Мартин Лотти — креативный директор компании Nike, разработавший дизайн более чем сотни продуктов компании, среди которых легендарные кроссовки Zvezdochka и Air Max 360. Куратор и соорганизатор выставки Faces & Laces Дмитрий Оскес встретился с Лотти и поговорил с ним о футболе, взаимовлиянии, инновациях и многом другом.

   

Уже этим летом в Бразилии состоится чемпионат мира по футболу. Футбол мне не близок, но тем не менее я не могу отрицать тот факт, что это глобальное и очень важное событие в мире спорта. Событие, которое оказывает влияние на всю индустрию и даже на нашу повседневную жизнь: бренды соревнуются и представляют для атлетов всё более совершенную профессиональную одежду, а также обувь, которая в том или ином виде приходит в любительский спорт, на улицу, на полки коллекционеров кроссовок и в мир моды.

Так получилось, что я уже был знаком с Мартином Лотти. Особой заслугой дизайнера и его команды, на мой взгляд, является революционная технология Flyknit, представленная в 2012 году. Использование этой технологии бросает вызов привычным способам создания обуви: она плетётся из специальных нитей, тем самым полностью меняя представление о том, как должно выглядеть будущее и что такое дизайн в спортивном мире в целом.

Не так часто в жизни выпадает шанс напрямую задать вопросы дизайнеру такого уровня, который к тому же очень любит свою профессию и отдаётся ей полностью. Мне удалось немного поговорить с Мартином на прогулке по стадиону «Камп Ноу» (домашний стадион футбольного клуба «Барселона»), после презентации футуристичных бутс Nike Magista в барселонском Музее дизайна. Magista — это первые футбольные бутсы Nike, где впервые была применена технология Flyknit, позволяющая игроку не чувствовать обувь на ноге. Сложно прогнозировать будущее в стремительно меняющемся мире, но есть серьёзная вероятность, что разработки, применённые в Magista, перейдут в дизайн кроссовок Nike, которые мы с вами будем носить каждый день.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

интервью

Мартин Лотти

креативный директор компании Nike

   

 

 

Последний раз мы встречались в москве в 2012-м перед олимпийскими играми в лондоне, когда nike представил миру инновацию flyknit, над которой ты непосредственно работал. До этого момента у тебя был очень разноплановый опыт: ты создал дизайн для множества моделей одежды и обуви в абсолютно разных спортивных категориях. Насколько тяжело было адаптироваться и подстроиться именно под футбольные задачи, учитывая тот опыт, который у тебя уже есть?

На самом деле удивительно, но если говорить о тех задачах, над которыми наша команда дизайнеров работала для летних Олимпийских игр в Лондоне и вот сейчас, для чемпионата мира по футболу в Бразилии, то они очень похожи во всех смыслах. Даже если смотреть на масштаб самих событий, он одинаково огромен и важен. Те результаты, которые мы получили после Олимпиады в Лондоне, мы должны были тщательно проанализировать и выяснить, что можно усовершенствовать в наших продуктах к чемпионату мира. Не важно, футбол это или бег, технический процесс разработки продукта для этих направлений очень похож. В первую очередь для нас важно мнение атлета, оно на первом месте и является основным в нашей работе. Я очень люблю футбольную культуру, поэтому работа в этом направлении — это большое приключение.

Очень интересно. получается, что футбол для тебя не пустой звук?

Это забавно, но я с детства был большим поклонником «Барсы». Презентация бутс Magista здесь, в Барселоне, очень многое для меня значит. Тот факт, что я нахожусь сегодня именно на стадионе «Камп Ноу», и то, что моя работа и любовь оказались рядом, — можно сказать, осуществление детской мечты. Я здесь был несчётное количество раз, но сегодня, например, я впервые вместе с тобой побывал в раздевалке футболистов, впервые увидел помещения, где они готовятся к игре. Это было потрясающе. Барселона — это любовь, которая живёт в моём сердце.

Я, например, человек очень далёкий от футбола. но даже у меня есть такое ощущение, что футбол в последние годы и именно сейчас стремительно меняется. Это огромная индустрия, которая развивается и растёт каждый день. и игроки демонстрируют на поле совсем другие скорости. Насколько эти тенденции может передать дизайн?

Да, я с тобой согласен. Тут наша первоочередная задача — показать, что если меняется игра, меняется и дизайн продукта. Приходят инновации, которые тоже быстро адаптируются под текущие требования атлетов и продолжают развиваться. Игра действительно стала быстрее, приобрела более интенсивный характер. Пять лет назад на поле могли находиться 14 игроков, а сейчас по правилам игроков должно быть 11. Именно это количество игроков может комфортно чувствовать себя на одной площадке и полностью покрыть его своими манёврами. Пространство стало приоритетом, и мы это учитываем. Поэтому при работе над дизайном бутс Magista мы вдохновлялись и ориентировались на виртуозный и стремительный стиль игры Андреса Иньесты. Это абсолютно новый тип игрока, с новым пониманием скорости движения, с новыми требованиями к профессиональной обуви. Наша задача — обеспечить его потребности.

Не значит ли это, что процессы в дизайне тоже идут быстрее? и нет ли ощущения, что с каждым годом у нас возникает больше потребностей в новом продукте?

Могу сказать на своём примере: на мне сейчас куртка, ей уже четыре года, а я до сих пор в восторге от неё, мне нравятся в ней все детали и общий дизайн, она полностью выполняет свои функции. Что касается скорости процессов, то это абсолютно верно — все циклы в нашей работе стали идти быстрее. Если игра на поле прогрессирует, мы тоже. Но при этом наша задача — не просто выпустить новый продукт, наша задача — выпустить ещё и более совершенный продукт, соблюдая баланс старого и нового. Более прогрессивный во всех смыслах, который поможет атлету играть и выступать на уровень лучше.

 

Технологичная магия: Интервью с Мартином Лотти, креативным директором Nike. Изображение № 1.

 

У меня возник достаточно банальный вопрос: как можно разработать дизайн такого высокотехнологичного продукта как бутсы magista, при этом не являясь футбольным игроком?

У нас в компании говорят: если у тебя есть тело, то ты уже атлет. Мы с тобой, конечно, не атлеты-профессионалы и не можем себя сравнивать с ними, но тем не менее мы имеем право так себя называть. Так получилось, что я всё-таки имею возможность работать с топовыми атлетами, понимаю их как минимум на начальном уровне. Многие считают, что для Nike атлеты — это в первую очередь рекламный инструмент. Да, это правда, но в рамках подобной совместной работы мы получаем от них много идей для создания передового профессионального продукта.

При разработке, получая результаты тестов и исследований, я имею уникальную возможность также получать от них информацию сразу и напрямую, это самые первые впечатления и последующие рекомендации. Атлеты очень серьёзно вовлечены в процесс разработки продукта, участвуют практически во всех этапах. Задача нас, дизайнеров, — придать полученной информации правильный облик. Самое главное, что мы понимаем друг друга и говорим на одном языке. Мы верны своему делу и стараемся создать настолько крутой продукт, насколько это возможно. В случае с Magista, например, атлет нам сообщил, что ему нужна обувь, которая должна быть полностью для него незаметна в процессе игры. Обувь, которая даст ощущение, что атлет находится в носках, но при этом чувствует стабильность, комфорт и хорошую фиксацию стопы и пятки. На это мы и ориентировались. 

Есть ли у вас идеи, которые пока современные технологии не в силах реализовать?

Да, это вечный вопрос для дизайнера, и это действительно иногда ограничивает. Визуально мы себе достаточно чётко представляем, как должен выглядеть финальный и идеальный продукт, но бывает, что на данный момент мы пока не можем его произвести. Когда у нас есть готовый концепт, то мы ищем возможность его физически изготовить. Иногда этот прототип можем изготовить в очень ограниченном варианте, но не на массовом уровне. Если говорить о Flyknit, то эта инновация, наоборот, нам открыла такие горизонты в дизайне, о которых мы и мечтать не могли. Я считаю, что это новая эра в дизайне. 

Можно ли утверждать, что magista — это новая эра в футбольном дизайне?

Если проводить аналогии, то Мagista — это одновременно и концепт-кар, и машина на каждый день. Сейчас, в преддверии чемпионата мира, ты можешь легко купить этот концепт-кар. Для нас это был достаточно смелый шаг, мы бросили себе вызов и создали абсолютно новый силуэт бутс. Это очень иронично, но первая модель обуви Nike, на которой впервые появился полноразмерный свуш, были футбольные бутсы The Nike в 1971 году.

   

 С помощью Flyknit мы сможем спроектировать мельчайшие детали, вплоть до миллиметра — мы можем заставить такие мелкие части обуви быть более гибкими и податливыми. 

   

С того момента было проделано очень много работы, но уже совсем по-новому мы посмотрели на футбол в 1994-м, уже будучи глобальной спортивной компанией. Даже в Германии, с традициями в футбольной индустрии, на тот момент мы смогли привлечь немалый интерес к нашим продуктам. С того времени многое изменилось и продолжает меняться — мы более внимательны к пожеланиям атлетов и больше уходим в инновации. Собственно, Magista этому пример, и поверьте, это только самое начало. Сейчас наши ощущения очень близки к тому моменту прорыва, когда Nike запустили новое поколение бутс Mercurial в 1998 году. Это был огромный шаг вперёд для своего времени.

Начиналось всё с бега, а сейчас flyknit можно увидеть в баскетболе и теперь, начиная с magista, в футболе. ожидал ли ты, что flyknit вообще зайдёт настолько далеко?

Знаешь, когда мы стали экспериментировать с Flyknit, мы сразу и очень быстро поняли, что это большие возможности. Стало очевидно, что правила игры при создании дизайна обуви, при проектировании обуви изменились. Это теперь совсем другое измерение. Если ты посмотришь в прошлое и увидишь, как раньше создавали обувь, то всё кардинально изменилось, включая чисто инженерный подход. С помощью Flyknit мы сможем спроектировать мельчайшие детали, вплоть до миллиметра — мы можем заставить такие мелкие части обуви быть более гибкими и податливыми. Появились такие возможности, которые просто нереально реализовать при традиционном подходе в производстве обуви. Да, лично я вижу будущее Flyknit во многих видах спорта, но нам надо постоянно работать над тем, чтобы адаптировать эту инновацию к текущим условиям. Что касается Magista, то Flyknit тут не единственное решение, инновация включает в себя ряд технологий, которые обеспечивают дополнительную прочность и комфорт. Мы никогда не занимаемся копипастом, всегда адаптируем наши разработки под более сложные условия, а также с их помощью ищем возможности реализации новых задач. 

сть ли вероятность, что силуэт magista перейдёт в лайфстайл-направление? 

Magista состоит из большого количества интересных элементов, у которых, конечно же, есть бесконечный вариант применения — на поле и вне поля. 

Как ты думаешь, будет ли инновация flyknit такой же долговечной, как, например, air?

Конечно, я искренне верю в то, что Flyknit имеет очень много перспектив. Сейчас мы с вами очевидцы только самых начальных процессов. Всё самое интересное ещё впереди. Возьмём, например, наши эксперименты с цветом. Вот, допустим, у нас два куска синтетического материала: один зелёного цвета, другой красного. При классическом производстве обуви, работе с тканями и материалами ты можешь увидеть только несколько цветовых решений и интерпретаций. Их будет немного. Сейчас с помощью Flyknit мы можем миксовать эти два цвета так, как нам захочется, в любых пропорциях, безгранично. Можем создать такую цветовую комбинацию, которую раньше никто не в силах был воспроизвести.

 

Технологичная магия: Интервью с Мартином Лотти, креативным директором Nike. Изображение № 5.

 

На данный момент моделей обуви на базе flyknit вышло предостаточно, какую ты можешь выделить лично для себя?

Сложно сказать. Но думаю, что самая лучшая модель — это та, над которой я конкретно работаю в данный момент.

Получается, что мы увидим её через четыре года?

Именно! Не знаю, может, во мне таким образом проявляется моя швейцарская натура. Я вижу готовый продукт и понимаю, что могу сделать ещё лучше. В Nike мы всегда говорим: «Финишной черты не существует». Мы постоянно задаём новый уровень, к которому хотелось бы стремиться. Нам есть куда расти. Я действительно рад, что работаю с Nike, так как у меня есть уникальная возможность постоянно раздвигать границы, благодаря чему я оказываюсь в тех местах, о которых можно только мечтать. Это по-настоящему круто и захватывает дух.

Не задумывался ли ты, что с появлением таких технологий как, например, 3d-печать профессия дизайнера в будущем уйдёт на второй план? Кто знает, возможно, в будущем появятся аппараты, которые смогут сканировать ноги атлета, высчитывать все физические показатели и в итоге проектировать 3d-модель бутс с учётом всех полученных и введённых биологических данных, и он сможет сам, без помощи дизайнеров и компаний, напечатать или произвести такую обувь, которая идеально ему подойдёт?

Если у людей появится такая возможность создавать немедленно то, что им необходимо, это будет потрясающе, почему бы и нет! Я не думаю, что наша профессия уйдёт на второй план или устареет. Дизайн — это очень нужный и необходимый инструмент. Я помню, когда только появилась возможность создавать свой собственный дизайн обуви с помощью Nike ID, многие говорили, что дизайнеры теперь не нужны. Я сторонник того, что каждый должен заниматься своим делом. В любом случае люди ожидают хороший результат именно от профессионалов в своей нише. Например, я не музыкант — я, конечно, могу поиграть на скрипке, но это будет ужасно. Почему бы не пойти в таком случае и не послушать того, кто делает это хорошо? 

Насколько дизайн в футболе актуален для всего остального мира — может ли он влиять на другие процессы? важен ли футбольный дизайн для индустрии обуви в целом?

Я могу сказать, что, наоборот, мы очень подвержены влиянию того, что происходит вокруг. На нас влияет окружающая среда — это может быть архитектура, графический дизайн. Когда у меня есть возможность путешествовать и смотреть, что происходит вокруг, я стараюсь обращать внимание в первую очередь на всё, что не связано с обувью. Я считаю, что получать вдохновение от других индустрий — это абсолютно нормальная практика. Хотелось бы верить, что такие же процессы происходят и в другом направлении и дизайнеры, работающие в других областях, получают положительное впечатление от продукта, созданного нами. Бывает, что иногда в работу мы вовлекаем дизайн-студии абсолютно разного профиля, например из автомобильной индустрии. Они участвуют в наших проектах. Я верю, что есть достаточно серьёзные пересечения всех отраслей в дизайне, сегодня всё очень взаимосвязано.