Вчерашние известия об атаке вандалов на инсталляцию-бутик Prada в Техасе заставили нас задуматься, где проходит грань между уличным искусством и вандализмом, существует ли эта грань вообще и что движет художниками, высказывающимися подобным образом. Своим мнением относительно этих вопросов с нами поделился уличный художник Тима Радя.

 

Тима Радя

уличный художник

Мнение: Уличный художник Тима Радя о грани между искусством и вандализмом. Изображение № 1.

  

Должен признаться, я не очень понимаю ни первую работу, ни её завандаленную версию. Поэтому оценить жест сложно, но правил на улице нет. Как хочешь, так и делай. Например, у меня никогда не было желания вмешаться в чужую работу, даже если она мне очень не нравится, это скучная игра, позиция отрицания — слабая позиция.

Не существует границы между уличным искусством и вандализмом — они заодно. Это во многом формирует и подпитывает уличное искусство, делает его острым и искренним, в общем, это нельзя назвать проблемой, скорее это то, за что уличное искусство любят и ценят. И ненавидят. Сказать честно и без цензуры ты можешь только на стене, сам, и во всех странах эта ситуация одинаковая.

Художник имеет дело в первую очередь с чувством, а нелегальная работа даёт много чувств. Приходят ответы на разные вопросы, которые у тебя возникают до того, как работа сделана. Нетрудно догадаться, что главные вопросы лежат в плоскости ответственности, причём обоюдоострой: перед собой и перед зрителем.

Действительно ли я хочу сделать это, нужно ли это? Имею ли я право высказываться на эту тему, честно ли это? Может, это не моё дело? Оправдывает ли цель средства, может быть, есть более эффективный способ выразить эту идею? Все эти вопросы нужно задавать себе перед тем, как приступать к работе.