На этой неделе в прокат выходит «Она» Спайка Джонза. Одинокого очкарика, влюбившегося в операционную систему, в картине играет Хоакин Феникс. Это уже вторая знаковая роль актёра после «возобновления карьеры» и очевидный бенефис. По этому поводу редакция неожиданно пришла к выводу, что Феникс уже давно стал любимым актёром большинства из нас, и теперь мы решили выяснить почему.

 

Вечером 11 февраля 2009 года на вечернем шоу Дэвида Леттермана появился обрюзгший мужчина в мешковатом чёрном костюме и солнцезащитных очках, с кустистой бородой и патлами на голове. Сев в кресло гостя, он за девять минут не выдавил из себя ни одного связного предложения и с грацией подростка-аутиста объявил о завершении кинокарьеры. Через полтора года выяснится, что это была шутка и всё это время они с Кейси Аффлеком снимали идиотское мокьюментари о жизни голливудской звезды в запое — об этом расскажет сам гладко выбритый герой, попутно извиняясь за своё странное поведение.

Вы уже догадались, о ком речь. Хоакин Феникс на сегодня — один из главных актёров авторского Голливуда и до недавних пор один из самых недооценённых. Мощный перелом в его карьере случился именно после того спектакля в шоу Леттермана и последующих нескольких лет загула с другом детства Кейси Аффлеком. Заматеревший и растерявший юношескую припухлость Феникс совершил поистине мощный камбэк, снявшись в роли неприкаянного Фредди Куэлла в «Мастере». Сутулый, с вечной кривой ухмылкой и душевным надломом, токсикоман в исполнении Феникса — образ уже почти уровня небожителя Дэниела Дэй-Льюиса, не хватило лишь пары десятков реплик. Думаю, именно тогда многие увидевшие фильм впервые для себя подумали: «Вау, а это уже серьёзный уровень!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

Так случилось, что роль в «Мастере» —
не только самый мощный прорыв в карьере Феникса, но и самая большая ложь.

  

 

Так случилось, что роль в «Мастере» — не только самый мощный прорыв в карьере Феникса, но и самая большая ложь. Фредди Куэлл — сильный, но совершенно киношный, одномерный персонаж. Вот он предлагает каждой встречной потрахаться, улыбаясь, как шкодливый детсадовец, вот он смешивает бурбон и жидкость для мытья стёкол в коктейль, вот набрасывается с кулаками на умника, который ему не нравится. Он вообще думает? Нет, разумеется. Куэлл — это фрейдовский Id, беспорядочный набор базовых инстинктов и реакций. В фильме, как мы знаем, его пытается одомашнить выступающий в роли суперэго религиозный лидер, отлично сыгранный покойным Филипом Сеймуром Хоффманом. Наблюдать за этим чертовски интересно, но не совсем в этом кроется уникальность актёра Хоакина Феникса.

Ключ к ней лежит в других ролях Феникса, во многих других. Год 1995-й: роль вечно одурманенного травой и сексуальной телеведущей подростка, согласного на убийство её мужа. Десять лет спустя, 2005-й: Джонни Кэш лично утверждает не так уж и похожего на него Феникса сыграть в байопике «Переступить черту». Кэш-Феникс страдает от неразделённой любви, тщеславно ухмыляется обожающей толпе, гневно дырявит взглядом отца. Особняком стоят последующие два фильма Джеймса Грея — в «Хозяевах ночи» актёр сыграет «урода» из честной полицейской семьи, продвигающего клуб местного мафиози, но обречённого стечением обстоятельств принять одну из сторон. В «Любовниках» — надломленного прошлым романом интроверта, который вернулся к родителям зализывать душевные раны, но и тут не смог избежать любовной угрозы.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

  

Хоакин Феникс совсем не герой.
Он действительно эффектно злится и негодует, но ещё лучше у него получается пребывать
в растерянности.

  

 

 

И в «Любовниках», и в добром десятке других своих фильмов Хоакин Феникс совсем не герой. Он действительно эффектно злится и негодует, но ещё лучше у него получается пребывать в растерянности, а это для голливудского актёра мастерство почти филигранное. Там, где другие поддали бы комизму или храбро бросились бы навстречу обстоятельствам, Феникс робеет, бледнеет, покрывается испариной или лопочет срывающимся голосом. Другой распространённый вариант — напивается до одури. Никого не напоминает? Правда в том, что когда нас бросает девушка, презрительно отчитывает отец или настигает ещё более стрессовая ситуация, большинство ведёт себя точь-в-точь как Хоакин Феникс.

Современный мужчина, живущий и работающий в постиндустриальном мире, раздираем миллионом противоречий и альтернатив — от выбора макарон в ближайшем продуктовом до дилемм о женитьбе, карьере или политической позиции. Время ковбоев пока что скрылось за поворотом, и мачизм стал прерогативой далеко не самых приятных парней на планете. В ходу — сомнение и уязвимость, и, глядя на них в кино, испытываешь что-то вроде облегчения. Последний герой Феникса, технический писатель Теодор сетует, что никак не может расставить приоритеты между видеоиграми и порнухой, а в итоге влюбляется в операционную систему. И да, мы его прекрасно понимаем.