Евгений Шкаруба обошёл половину земного шара и не собирается останавливаться — сейчас он в кругосветном путешествии. Кузнец художественной ковки и руководитель центра современного искусства в Соловках переехал в Москву, получил диплом шкипера и стал работать инструктором в Московской яхтенной школе. Спустя несколько лет купил лодку, которую назвал «Джульеттой», и отправился в бесконечное путешествие. Сейчас Евгений продолжает работать инструктором, но теперь уже в собственной «передвижной» школе на борту. Его ученики присоединяются к нему на разных этапах путешествия в разных точках земного шара и вместе ходят по морю, попутно осваивая управление парусной яхтой.

Мы созвонились с капитаном, когда он ненадолго остановился в Новой Зеландии, и попросили рассказать о жизни в море.

Морские практики: Как я отправился в бесконечное путешествие на яхте . Изображение № 1.

Евгений Шкаруба

шкипер, основатель проекта «Морские практики»

Как всё началось

У меня папа яхтсмен, он брал меня с собой в гонки. Я помню себя на яхте с шести лет. А в десять я сам пришёл в яхт-клуб и начал заниматься. Сначала были маленькие гоночные яхты, потом побольше. Это было хорошее детство. Тогда я ещё не думал, что буду так далеко путешествовать. После армии я работал кузнецом художественной ковки. Наверное, в этом мне опять очень многое от папы досталось. Он архитектор, и я тоже себя ощущал художником.

Помимо того, что я много ходил на яхтах, я ещё рисовал, занимался в художественной школе, собирался стать художником, собственно говоря, я им и был. А кузнечное дело — это тоже искусство. Собственно, я себя считаю кузнецом больше, чем кем бы то ни было. Когда-нибудь ещё вернусь к этому занятию. Раньше я думал, что во время путешествий я буду вечером ходить где-нибудь с блокнотом, рисовать, но не получается. Невозможно так сразу настроиться на творческий лад.

В какой-то момент я решил вспомнить былое и получить диплом капитана. Познакомился с «Московской школой яхтинга», с её директором, который предложил мне стать инструктором. Мне это давалось достаточно легко и оказалось интересным. Так сложилось, что из моих учеников возник коллектив увлечённых людей. Мы стали организовывать общие походы. Потом нам помогли купить эту лодку, «Джульетту». Мы стали собирать экипаж и придумывать себе маршруты, прошли уже половину земного шара.

С одной стороны, это свобода, а с другой — ответственность. Я же сам потом разруливаю всё, что напридумывал. Организовали маршрут в Новую Зеландию, например, а сюда почти никто не приехал. Для наших увлечённых парусным спортом людей оказалось далековато и дороговато. Поэтому нельзя сказать, что всё так безоблачно.

Морские практики: Как я отправился в бесконечное путешествие на яхте . Изображение № 2.

Морские практики: Как я отправился в бесконечное путешествие на яхте . Изображение № 3.

Морские практики: Как я отправился в бесконечное путешествие на яхте . Изображение № 4.

Экипаж

Мы с женой разрабатываем маршрут и публикуем его заранее, а наши друзья и члены клуба выбирают интересный им этап и занимают за собой место. Сейчас много людей приходит из интернета, а раньше это были мои бывшие ученики по инструкторским классам. Надо сказать, что в России увлечение яхтингом начало динамично развиваться лет 15 назад. За рубежом есть возможность брать яхты в аренду, но для того, чтобы сделать это, нужно иметь права. Поэтому и возникли школы, которые стали обучать людей управлять лодкой, рассказывать про навигацию, погоду, связь, радио, безопасность и так далее. Выпускники таких школ получают сертификаты, берут в аренду лодку и сами становятся капитанами.

Костяк нашего клуба состоит из тех людей, которых я обучал. Но все иногда сталкиваются с проблемами — набрать команду, придумать маршрут, продолжать учиться. А нам интересно придумывать вместе эти маршруты, и мы друг другу помогаем. За четыре года мы три раза пересекли Атлантику, были в Гренландии, сейчас пришли в Новую Зеландию. Были планы сходить и на мыс Горн, и в Антарктиду, но, видимо, не в этот раз. Сейчас мы уже начинаем поворачивать в сторону Средиземного моря.

Экипаж постоянно меняется. Люди приезжают и уезжают. К моей радости, не все банкиры. Есть такое мнение, что на яхту приезжают nouveau riche, которым всё по карману. Но у очень богатых людей есть свои яхты, экипажи и капитаны, и им это не нужно, они просто сидят на диване, пока океан проносится мимо. Сейчас к нам приезжает очень много молодых людей из IT-сферы, в основном средний класс. Творческие, умные люди, с которыми приятно быть на яхте.

Надо сказать, что в яхтинг вообще приходят очень симпатичные люди. Время от времени приезжают и неправильные, но их коллектив вразумляет, и это довольно легко получается, ведь каждому приятно быть хорошим человеком. Если указать человеку на возможность быть молодцом, если все его поддержат, то у него всё получится. Помню только один случай, когда приехал шофёр какого-то депутата. Видимо, этот депутат надумал купить яхту и послал шофёра на обучение, чтоб он получил корочку капитана и продолжал быть его шофёром на яхте. Но даже с ним коллектив справился. Чем мне нравятся люди, которые приезжают на яхту, — они романтики. Они увлекаются морем, увлекаются стихией.

Когда мы идём в дальние плавания, мы не берём с собой женщин. Это не оттого, что женщины не справляются. Если у нас на борту нет женщин, то у нас на второй-третий день уже появляется атмосфера пионеротряда. Люди, которые привыкли в обычной жизни быть крутыми, становятся детьми. И это тоже на хороший лад настраивает. Довольно сложно идти через океан, нужно противостоять стихии, а женщина — это отдельная стихия. Так что лучше это разделять.

Морские практики: Как я отправился в бесконечное путешествие на яхте . Изображение № 5.

Морские практики: Как я отправился в бесконечное путешествие на яхте . Изображение № 6.

Морские практики: Как я отправился в бесконечное путешествие на яхте . Изображение № 7.

Морские практики: Как я отправился в бесконечное путешествие на яхте . Изображение № 8.

Дисциплина

На борту очень важна дисциплина. У нас нет отдыхающих. Есть две лямки, которые приходится тянуть. Первая лямка — это вахты. Четыре часа стоишь вахту, восемь часов отдыхаешь. Вся команда управляет лодкой: ставят паруса, убирают паруса, швартуются, отшвартовываются, стоят за рулем, участвуют в планировании, в разборе погодных прогнозов. Другая лямка — хозяйственная. Нам нужно готовить, мыть посуду, убираться, поэтому мы делимся на дежурства. В общем, у нас такой пионер-отряд. Сами себе готовим еду, сами за собой убираем и сами управляем лодкой.

Морские практики

У этих слов «морские практики» есть несколько значений. К примеру, есть такое понятие, как «хорошая морская практика». Если два судна встречаются, они должны разойтись, чтобы не столкнуться. В правилах написано «в соответствии с погодными условиями и правилами хорошей морской практики...». Что такое «хорошая морская практика» точно сказать нельзя, но это и свод правил, и хороший тон,  и знания, и мастерство, и всё остальное. Практика в море — это ещё и впечатления, которые человек получает. Люди приезжают к нам за тем, чтобы полностью отсоединиться от повседневности и перезагрузиться, перейти к чему-то новому. Море — это материя, целый мир, который вымывает то, что ему нужно из человека. Для меня это скорее превратилось в образ жизни, нежели в способ перезарядиться.

Когда мы идем по океану, бывает что и по две или три недели связи нет. Я нормально к этому отношусь. Мне кажется, что это хорошо, когда в море все источники информации исчезают. У меня есть пример очень показательный: один из наших морских практиков, деловой человек из Москвы, банкир, во время путешествия забыл свой номер телефона. Для многих, кто сюда приезжает, путешествие на яхте это действительно способ отвлечься от всего. Когда находишься в океане  долгое время, все источники информации отрубаются, и в какой-то момент ты начинаешь думать о вещах, о которых не думал давно, мозг сам по себе ходит по холостым оборотам, а потом успокаивается.

Дом

С понятием дома вообще непросто. Я из Новосибирска, в какой-то момент переехал в Москву, но мало там жил. Последний раз был там почти год назад. Когда я думаю про Россию, я думаю и про Москву, и про Новосибирск, и про Соловки, где я очень долгое время жил и кузнецом работал. Но для меня, как для человека, который все время в дороге, дом — это яхта. Путешествие на яхте это путешествие в улитке. Если выглянешь на улицу — там океан бушует, море, ветер, волны. Спустишься внутрь — дом, телевизор, чайник, книжки стоят.

Сложно стартовать, а потом входишь во вкус и уже перестаешь особо тосковать, потому что понимаешь, что жизни происходит не где-то, а здесь и сейчас. Но я очень скучаю по дому, по России, я большой патриот. Смотрю новости, хочу, чтобы дома всё было хорошо. Я не представляю себе, что когда-нибудь смогу окончательно отпочковаться от России, нет. В планах у меня вернуться. Хочу заниматься кузнечным ремеслу. Не хочу представлять себе яхтинг как дело всей жизни, потому что человек всё-таки должен быть связан с землей.

Морские практики: Как я отправился в бесконечное путешествие на яхте . Изображение № 9.

Морские практики: Как я отправился в бесконечное путешествие на яхте . Изображение № 10.

Морские практики: Как я отправился в бесконечное путешествие на яхте . Изображение № 11.

Планы на будущее

Хочется походить по местам, где сильный ветер, плохая погода. В Антарктиду, например. Когда человек идет в море, он идет на свидание со стихией. А в крайней точке земли — настоящая интимность. Опасными я бы их называть не стал, но неопределенность бывает часто. Греки разделяли людей на три категории: живой, мёртвый и «в море». Как только человек становится на корабль и снимает якорь, он попадает во власть другой стихии. Как самолет, который летит: вроде все хорошо, но гарантий никаких нет. Это другое состояние, которое я всем советую когда-нибудь пережить.

Честно говоря, я уже забыл, что такое рутина. У нас приключения, а от приключений устать сложно. Иногда чувствуешь эмоциональное опустошение, хочется забиться в гавань и перевести дух, это бывает. Но потом всё равно хочется идти дальше.

Морские практики: Как я отправился в бесконечное путешествие на яхте . Изображение № 12.