Граффити появилось как контркультура, отдушина художников-аутсайдеров, чьё творчество не соответствовало канонам традиционного рисунка. За десятилетия своего существования граффити всё же пробралось в музеи, утвердилось как важное культурное явление и незаметно для окружающих обросло своими правилами и ограничениями. Некогда анархический жанр постепенно превратился в консервативный, и сегодня традиции, иерархия, общепринятые образы и средства играют немалую роль в определении «хорошего» и «плохого» граффити. Некоторые художники, чьи работы не попадают в эти рамки, оказались за бортом граффити-тусовки. Мы собрали истории нескольких команд, творчество которых возвращает граффити бунтарский дух.

 

Crew Against People

Банда аутсайдеров: Как уличные художники возвращают искусству граффити дух протеста. Изображение № 1.

 

Пражская команда Crew Against People сформировалась в 2005 году. Позже в ее состав вошли и российские художники из команд «Зачем» и NoFutureForever. Изначально CAP работали в стиле нью-йоркских граффити 1970-x, не ставя перед собой радикальных целей. Однако пражское граффити-сообщество отрицательно отреагировало на их творчество. Такая реакция поспособствовала тому, что команда стала намеренно нарушать догмы и традиции уличного искусства. В своих рисунках CAP экспериментируют с границами, отделяющими красоту от уродства. Их работы затрагивают такие темы, как восприятие стиля и оригинальности, иерархия в среде уличных художников, новые формы в граффити. Художники выпустили две книги со своими работами: CAP Book и The Future Is Our Only Aim. Вацлав Магид, Василь Артамонов и Алексей Клюйков, члены CAP, не впервые ставят под сомнение догмы искусства. В 2005 году они весьма оригинально приняли участие в дискурсе о функциональности как художественном жесте: нелегально покрасили забор, вскопали огород и покрыли известкой деревья неизвестного им владения в одной из пражских деревень.

 

 

Drugs Crew

Банда аутсайдеров: Как уличные художники возвращают искусству граффити дух протеста. Изображение № 4.

 

Drugs Crew — коллектив, в котором в равной степень представлены и опытные, и начинающие художники, отказавшиеся соответствовать эстетике и традициям современного граффити. Их главными судьями стали не привычные противники уличного искусства — полиция и владельцы зданий, — а другие художники. Отрицая субъективную иерархию, команда заработала себе ярлык «плохих» граффитчиков. Деструктивная эстетика позволила им сконцентрироваться на выражении собственных эмоций и идей вместо попыток равняться на коллег и заработать их уважение. Их работы оказались настолько мощными, что со временем переехали с улиц Нью-Йорка, Лос-Анджелеса и Портленда в художественные галереи. Большая экспозиция их работ была представлена в Лос-Анджелесском музее современного Искусства и в галерее New Image Art. Кроме того, работы каждого из участников коллектива (которых на данный момент около 14-ти) под разными псевдонимами были представлены в музеях по всему миру.

 

 

Espir

Банда аутсайдеров: Как уличные художники возвращают искусству граффити дух протеста. Изображение № 7.

 

Художник под псевдонимом Espir, в отличие от своих коллег, не является частью какой-либо команды: по его словам, ему проще работать одному. Его можно назвать оппозиционером традиционного уличного искусства не только из-за стиля рисования и нежелания присоединятся к какой-либо команде. Espir — представитель ЛГБТ-граффити-сцены. Граффитчик делится советами с почитателями своего творчества: «Находи друзей. Не воспринимай жизнь слишком серьёзно. Ходи на панк-концерты».

 

 

Germes Gang

Банда аутсайдеров: Как уличные художники возвращают искусству граффити дух протеста. Изображение № 10.

 

Germes Gang появились в 2006 году в Португалии. На момент создания в составе команды было всего три человека, которые поставили перед собой цель создавать оригинальные, скандальные рисунки, «грязные, жёсткие, но с долей юмора, ироничные и злые, по-настоящему плохие во всех смыслах». С тех пор команда сильно разрослась и в численном, и в творческом плане. Сегодня участники команды живут в Лиссабоне, Берлине и Лондоне, называют себя арт-проектом и помимо граффити работают в других жанрах: снимают видео, делают эскизы татуировок и футболки. Один из участников объединения, Тьяго Родригес, даже записывает музыку под псевдонимом RAP/RAP/RAP. Несмотря на эти изменения, команда не отказалась от своей изначальной цели. Граффитчики говорят, что смогут умереть счастливыми только после того, как разрисуют огромную стену в Чернобыле.

 

 

GPO Crew

Банда аутсайдеров: Как уличные художники возвращают искусству граффити дух протеста. Изображение № 13.

 

Афинская команда GPO называет себя открытым движением творческих людей, вырванных из самых разных художественных контекстов. В своих проектах они не делают упор на самовыражение и техническую точность, а культивируют жесткую эстетику, исходящую из коллективного, экспериментального и спонтанного творчества. Рисунки GPO отражают сложные жизненные условия в современной Греции. Их работы чаще создаются в результате сотрудничества нескольких художников, но GPO не стремятся подчеркивать идентичность каждого члена команды, представляя свои работы под коллективным именем. На данный момент в движении участвуют около 12-ти человек, среди которых признанный художник Александрос Васмулакис, ставший всемирно известным за свои обличительные псевдорекламные рисунки.